Наконец-то поезд реформ правоохранительной системы подошел к одной из узловых станций – системе охраны общественного порядка в объединенных территориальных громадах (ОТГ). Здесь вроде бы все уже по-новому, после децентрализации на местах получили больше денег и полномочий, но вот с правопорядком стало еще хуже. Участковых полицейских катастрофически не хватает, а если они и есть, то больше работают в райотделе, чем на вверенной им территории.
Кировоградщина стала второй после Днепропетровщины областью, где началась реализация программы «Полицейский офицер громады». По замыслу авторов, это будет полицейский, проживающий в селе и работающий почти автономно от райотделов. Об этом и шла речь на презентации программы в ГУ НП в Кировоградской области при участии председателей ОТГ и в присутствии представителей посольства США и заместителя начальника Национальной полиции Украины Александра Фацевича.
После создания ОТГ кардинально изменилась система управления и жизнеобеспечения сельских территорий, поскольку теперь ОТГ скорее напоминают маленький район или уезд, чем просто село. В ОТГ входят по нескольку сельсоветов, а это уже огромная территория в несколько десятков тысяч гектаров или десятков квадратных километров. В Кировоградской области на сегодня создано 20 ОТГ с населением почти 140 тысяч человек, жизнь которых не лишена недостатков в виде возникающих «кое-где у нас порой» правонарушений. Это и семейные неурядицы, и наркомания, и хулиганство, и более серьезные преступления, требующие и расследования, и пресечения, и, что еще более важно, – профилактики. Когда-то давно на селе с этим успешно справлялись, по крайней мере в кино, сельские участковые, такие, как известный персонаж актера Михаила Жарова, участковый милиционер Анискин. Правда, в фильме не видно, что он занимался чем-то другим, кроме раскрытия преступлений или их профилактики, тогда как современные участковые больше занимаются выполнением «непритаманних функцій».
Как было заявлено на презентации, сельские участковые начинают рабочий день… в райотделе, где получают задание, потом добираются на автобусе в село, если есть автобусное сообщение, что-то там делают, потом возвращаются в райотдел, где рапортуют о проделанной работе. И это кроме случаев, когда их привлекают для участия в дежурствах, сопровождении кого-то или чего-то, охраны или конвоирования, и не только на территории района, потому что перед начальником райотдела ставит задачи и вышестоящее руководство. В общем, заниматься охраной общественного порядка в селе и некому, и некогда. Вот для ликвидации таких перекосов и внедряется программа «Полицейский офицер громады» (далее ПОГ).
По замыслу разработчиков, ПОГи будут наделены большими полномочиями и возможностями за счет как государства, так и территориальных громад. Александр Фацевич пояснил, что ПОГов будут отбирать на конкурсной основе, в том числе и через полиграф, среди действующих сотрудников полиции, которых после интенсивного обучения в центрах подготовки будут распределять по ОТГ. Причем не просто распределять, а практически отправлять на жительство, потому что основная идея программы звучит так: «Я тут живу й працюю». Для этого государство обеспечит инстументарием, жильем и автомобилем, а громада должна предоставить ПОГу рабочее место, то есть офис и мебель, и по возможности – способствовать в приобретении жилья и того же автомобиля повышенной проходимости, можно подержанного. ПОГ и его автомобиль будут основательно экипированы и снаряжены для действий в любой ситуации, включая средства защиты, обезвреживания или задержки преступников, и даже бензопилами и шанцевым инструментом. Ну и, конечно, автоматическим оружием, правда, пока стреляющим резиновыми пулями, но это отдельный разговор, потому что наши участковые из-за «непоняток» с законодательством почти лишены возможности применять огнестрельное оружие.
По идее, «вооруженные и очень опасные» ПОГи, живущие на территории, будут не только мобильными, но и всезнающими, что станет фундаментом для организации профилактической работы. Они, как и легендарный Анискин, будут знать не только почти всех лично, включая детей сознательного возраста, молодежь и пенсионеров, но и кто чем «дышит», чем занимается, кто с кем в ссоре, кто к чему склонен и тому подобное. Авторитета местного офицера полиции будет достаточно для вызова подкрепления в случае возникновения необходимости. Но он должен научиться максимально эффективно работать с местной общественностью, вплоть до создания штата добровольных помощников, наделенных определенными полномочиями. Правда, речь все же не идет о полной автономности действий ПОГа, потому что раз в две недели он будет отчитываться в райотделе полиции, а это, как мы можем догадаться, только увеличит количество бумажной работы, которой участковые и сегодня заняты по самое некуда.
Предполагается, что программа должна вывести сотрудничество полиции и общественности на совершенно новый уровень за счет повышения ответственности ПОГов перед руководством ОТГ. Речь идет не о подчинении, а о более тесной координации действий.
Может показаться, что эти шаги должны в корне изменить структуру охраны общественного порядка по примеру системы американских шерифов. Наверное, об этом подумали и присутствующие на презентации программы руководители ОТГ, об этом корреспондент «УЦ» спросил Джона Монтанио, отвечающего за разработку программы со стороны посольства США, но внятного ответа так и не получили:
– Ви порівнюєте апельсин з яблуком, це повністю новий концепт. Ви маєте рухатися покроково, маленькими кроками. Якщо ви уважно слухали, ви чули про якість життя. Ви також чули, що тепер менше уваги будуть надавати статистиці, яка не так цікава громаді. Програма – це можливість розбудови кооперації між населенням і поліцією, яка важлива і буде робити якість життя кращою. У цьому ми станемо подібними.
– А в чому різниця?
– Це те, що довіра має будуватися між поліцією та громадою. Зараз ми чули про довіру 31%, думаємо, що в майбутньому вона зростатиме. І ви побачите, що населення буде більше довіряти поліції.
Ясность внес представитель посольства США Олег Савчин:
– Шериф у США є керівником поліцейського управління для сільської місцевості, але в США вся поліція муніціпальна, у них інша система. У них федеральна система, при якій немає єдиного поліцейського органу на всю країну. У кожному місті, у кожному селищі чи окрузі – своя поліція. У цьому велика різниця, і, звичайно, ми тут копіювати не можемо. А ось що нас об’єднує, так це те, що ми так само хочемо наблизитись до людей і вирішувати безпекові проблеми на рівні громад.
Если простыми словами, то вроде бы мы хотим иметь для ПОГов шерифские полномочия, но не так сразу. В общем, мы опять уходим от конкретики, не отвечая на вопрос: а смог бы местный полицейский помочь хотя бы в раскрытии по горячим следам резонансного случая с исчезновением в Субботцах Дианы Хриненко? Начальник ГУ НП в Кировоградской области Роман Козьяков по этому поводу высказался в том смысле, что наличие такой службы могло бы стать неким сдерживающим фактором. Логично, что о реформе мы спросили именно у секретаря Субботцевского сельсовета и получили достаточно интересный ответ:
– Ми ще не ОТГ, але те, що пропонується, повинно бути. У нас є для дільничного кабінет, але самого дільничного нема. Він заскакує до нас раз на два тижні, у нього сім дільниць, а в складі сільської ради в нас 15 населених пунктів. Але скажу, що по новому закону про місцеве самоврядування, який зараз заветований, так поліція працювати й буде, потрібно підписати закон, і це запрацює. За умови бюджету ОТГ у кілька десятків мільйонів гривень можна знайти 200 тисяч і на житло.
Выходит, что для внедрения предлагаемых новшеств необходимо просто вывести процесс реформирования полиции из законодательного тупика. Но руководители сельских громад сомневаются, что одним ПОГом можно поправить дело. Такого же мнения придерживаются и руководители городских ОТГ. Валерий Снижко, председатель Бобринецкой ОТГ, считает, что наряду с качественными показателями необходимо менять и количественные:
– Щодо надання нам додаткових працівників поліції ми зверталися до керівництва й до цієї наради. Проблем, якими займається дільничний, безліч – і самогоноваріння, і підліткова злочинність, і наркоманія, і крадіжки, і побут, і ДТП. Ми б могли надавати автівку міської ради, забезпечити паливно-мастильними матеріалами, кабінетом, оргтехнікою, бо коли треба, нам весь час пишуть, що дільничний то в наряді, то ще десь. Окрім того, дільничний лише тим і займається, що відписує відповіді, бо на будь-який лист чи звернення потрібно відреагувати. Справу потрібно міняти кардинально, ми готові ввести навіть штатну одиницю для роботи з такими паперами. У наших умовах буде недостатньо й двох дільничних, бо треба обійти чи об’їздити всі 11 населених пунктів та й саме місто.
Колись у колгоспах були дільничні на зарплаті, тому потрібно прописати, що ПОГ – це людина громади. У нашому випадку він би працював у тісному контакті з міським головою, отримував би більше інформації, і це б сприяло оперативності. Окрім того, йому потрібно дати більше повноважень, бо він ходить і умовляє порушників, та ще й суд стане на їх захист. Не так, як за кордоном: слово шерифа – закон…
Как говорится, намерения продемонстрированы, сомнения и пожелания высказаны. Остается добавить, что хоть пошагово, но мы приближаемся к эффективной модели защиты правопорядка на селе и что государство выполнит свои обещания и даст селу столько ПОГов, сколько необходимо. И дело не ограничится одним офицером с «нафаршированным» автомобилем, на котором будет сподручнее ездить в район для составления уже не ежедневных, а двухнедельных отчетов.
«Терра Україна»: кропивничан запрошують на серію інтерактивних лекторіїв з історії України...