Смертельное задержание: новые факты

18:58
846
views

В уголовном производстве, начатом в связи с действиями патрульных во время инцидента в ночь на 17 июля, когда при задержании погиб офицер милиции в отставке Александр Собченко, помимо злоупотребления властью, появилась статья об умышленном убийстве, утверждает адвокат семьи умершего.

Причину смерти 52-летнего мужчины, «Жигули» которого остановили на Садовой в Кропивницком якобы из-за неработающего габаритного огня, в конце концов якобы установили. Напомним, судмедэксперты по каким-то причинам не могли этого сделать как минимум в течение первых трех дней. Но родным умершего выводы СМЭ не показали и не озвучили до сих пор.

– Как нам сказали, прокурор заключение получил и сразу отправил его в ГБР, не показывая нам ничего, – говорит его невестка Ольга Собченко. – Ничего не показали и не сказали, несмотря на то, что мы звонили, ждали, стояли под прокуратурой.

Адвокат семьи Юрий Усатенко считает, причина – в попытке затягивания расследования правоохранителями.

– Чтобы экспертное заключение тут не «засветилось», его сразу отослали почтой в Николаев следователю. Пока оно дойдет туда… – говорит Усатенко.

По его словам, сегодня в уголовном производстве, которое расследует Государственное бюро расследований, – пятеро потерпевших, получивших телесные повреждения в ходе общения с патрульными на месте происшествия.

– Они продолжают это скрывать, прокуратура. Они вслух ни разу не сказали: у нас пятеро потерпевших, побитых. Легкие телесные у трех или четырех, у одного – пока неизвестна степень, экспертизы еще не было. Его когда кинули на землю, повредили ему ногу. Порваны связки. Это который съемку вел. Экспертиза назначена, но она не может быть проведена, пока он лечится, у него операция еще, там все серьезно. Все это скрывают, – утверждает Усатенко.

По его словам, расследование ведется по признакам преступлений, предусмотренных второй и третьей частями статьи 365 (превышение власти работником правоохранительных органов) и частью второй статьи 115 (умышленное убийство) Уголовного кодекса.

Адвокат утверждает также, что от ответственности якобы пытаются увести как минимум одного из патрульных, участвовавших в инциденте. По словам Усатенко, дисциплинарное производство начато по четырем патрульным – тем, кто, по версии родственников Александра Собченко, их избивал. А упомянутого парня с порванными связками и девушку-свидетельницу на асфальт якобы швырял пятый.

– Его сразу спрятали, – утверждает адвокат. – Вопрос даже не в серьезности повреждений, а в том, за что он их бил, что он хотел сделать – отобрать мобилки и стереть с них видео?

Усатенко отметил также, что к следователю ГБР, который ведет расследование, вопросов нет, все следственные действия проводятся – назначены все необходимые экспертизы, сделаны запросы по выемке записей бодикамер и так далее. Сам следователь Александр Алесин комментировать обстоятельства дела по телефону отказался, о причинах того, почему родственников умершего не ознакомили с выводами судебно-медицинской экспертизы, не знает.

Тем временем, по словам Ольги Собченко, по имеющимся у нее сведениям, на этой неделе ее и других пострадавших должны вызывать для дачи показаний следствию в другом уголовном производстве. О нанесении ими телесных повреждений патрульным.

В день голосования на внеочередных выборах народных депутатов она, напомним, встречалась с президентом Владимиром Зеленским в Киеве. После этого ей звонили из офиса главы государства – сказали, что у того состоялась встреча по данному поводу с руководителем МВД Арсеном Аваковым. Пока это вся информация «с той стороны».

Трагическая история далека от завершения. Пока ясно, что Александр Собченко, скорее всего, не был пьян, как изначально предполагали полицейские. Если бы их предположение подтвердилось в ходе вскрытия и экспертизы, это, скорее всего, было бы озвучено.

Главный вопрос, остающийся открытым, – непосредственная причина смерти человека во время задержания, и то, что ее установили, но не называют, отнюдь не вселяет оптимизма по поводу объективности ведущегося расследования. Особенно с поправкой на тот факт, что в интервью «УЦ» один из незаинтересованных свидетелей утверждал: Собченко перестал двигаться после нескольких нанесенных ему ударов дубинками патрульных…

Андрей Трубачев, «УЦ».