Год подходит к концу. А ведь нужно успеть сделать всё запланированное. Как правило, успешные люди всегда пунктуальны в таких вопросах. Давайте проверим. Звоним доктору педагогических наук, профессору, общественному деятелю Александру Рацулу.
– Вы – активный общественный деятель. Мало загрузки в университете?
– Нагрузки в университете достаточно. Я заведую кафедрой, курирую работу аспирантов, магистров, разрабатываю авторские курсы лекций, пишу статьи, учебные пособия. Темы, над которыми я работаю, – это информационная культура будущих социальных педагогов, историко-педагогические проблемы гражданского воспитания, работа детских и молодежных общественных организаций Украины.
– Расскажите о своем предмете и о студентах. Как они меняются с каждым годом?
– За время работы в университете я разработал и читал много разных лекционных и практических курсов из цикла социальной педагогики. Одним из предметов, которые я читаю для студентов первого курса, является – «Вступ до спеціальності “Соціальна робота”», я знакомлю студентов с их будущей профессией, а также с теми предметами, которые они будут изучать на протяжении всего обучения. Еще один из моих курсов – «Соціальна педагогіка». Предметом социальной педагогики выступает социальное воспитание, его цели, содержание, принципы, методы и формы осуществления. Задача гуманного социального воспитания состоит в том, чтобы помочь личности проявить себя, при этом не оказывая давления, показать уникальность и неповторимость каждого человека, научить быть ответственным за свою жизнь, понимать поступки других людей, поддерживать оступившегося. А благодаря предмету «Теорія і методика роботи в дитячих та молодіжних організаціях України” у меня есть возможность показать студентам общественную организацию как инструмент воздействия на личность с целью воспитания ответственного и самостоятельного человека.
Я преподаю с 2003 года в университете. Работаю со студентами, которые увлечены своей будущей профессией. Выпускники проявили себя в науке, в общественном секторе. Многие из них успешны. Общаясь с ними, я горжусь, что был причастен к их профессиональному росту.
– Общественная организация, которую вы создали, называется «Майбутнє за молоддю». Это не просто название, а слоган, девиз, утверждение. Чего удалось добиться ведомой вами молодежи?
– Вначале «Майбутнє за молоддю» это был слоган моей первой предвыборной кампании, когда мне было 26 лет. Потом под этим названием зарегистрировали благотворительную организацию. А сегодня, спустя годы, общаясь с большим количеством молодежи, это стало уже утверждением. Мне удалось привлечь внимание и заинтересовать идеями нашей организации многих студентов. Для некоторых из них это был первый шаг работы в общественном секторе. За годы существования нашей организации было реализовано много разноплановых проектов. Одни их них, например, это создание студенческого волонтерского движения в нашем университете, также это первый в городе фестиваль социальной рекламы.
– Поделитесь идеями, которые хотите реализовать.
– Это, конечно же, продолжение фестиваля социальной рекламы. В начале следующего года мы проведем уже второй такой, и более масштабный. Уже есть идеи по поводу его реализации.
А также в 2020 году планируется реализация программы поддержки молодежных инициатив «Молодежь – за жизнь», на которую нашим фондом выделено 100 тысяч гривен. Мини-гранты будут выделены на образовательные инициативы молодежи Кировоградщины.
– Что бы вы изменили в Кропивницком?
– У нас прекрасный город, который имеет свою неповторимую историю, свои традиции. Для меня на первом месте – развитие образования, начиная с младшего школьного возраста и заканчивая постоянным самообразованием.
– Что для вас важнее – прошлое нашего города или будущее?
– Некорректный вопрос. Имея базовое образование учителя истории, я однозначно могу сказать, что без знаний о прошлом не будет и будущего.
Сергей Шеремет.
Роль молоді в місцевому самоврядуванні: аналіз і перспективи