Накануне Нового года общественность с воодушевлением восприняла новость о переговорах президента Украины Владимира Зеленского с представителями сетей автозаправочных станций. В результате настоятельной просьбы гаранта короли бензоколонок пообещали снизить стоимость литра горючего, и действительно, цены поползли вниз на гривню или полторы. Но «покращення» может оказаться очень недолгим.
Дело в том, что практически параллельно с усилиями президента правительство приняло ряд жестких мер в отношении деятельности сетей автозаправочных станций. Но не всех, а нелегальных, которые премьер пообещал закрыть к 9-му января. Правда, Алексей Гончарук конкретизировал условия продолжения деятельности АЗС: «Усі АЗС будуть працювати з ліцензіями або не працювати взагалі». И это многое объясняет в ситуации, потому что на самом деле не все нелегалы являются нелегалами в общепринятом значении этого слова. Речь идет об изменении в законодательстве, вступившем в силу в июле 2019 года, согласно которому, с 1 января 2020 года лицензированию подлежит не только производство горюче-смазочных материалов (ГСМ) и торговля ими, но и их хранение. Ужесточились и меры к действительным «подпольщикам», во всяком случае штрафы за незаконное производство горючего, т.е. без лицензии, возросли с двух-трех десятков тысяч до миллиона гривен, за незаконную торговлю оптом придется «проставиться» в размере 500 тыс. грн, а штраф за торговлю горючим в розницу потянет на 250 тысяч.
В разряд нелегалов попадали и те, кто хранил горючее, согласно украинской поговорке, «трішки для себе». Теперь необходимо получить лицензию и на хранение нефтепродуктов. Это касается частных лиц и предприятий, которые заправляли и заправлялись, но не афишировали свою деятельность. Понятное дело, лицензия будет стоить денег, поэтому вопрос о снижении цены на горючее зависает в воздухе.
Вместе с тем автолюбители Кропивницкого знают, где в городе расположены АЗС с «ознаками нелегальності». Там горючее стоит процентов на 10 дешевле, и одно это уже должно вызывать вопросы, но в сражении между категориями «цена» и «качество» победу часто одерживает именно цена. Рисковых водителей не волнует, что в результате заправки некачественным топливом двигатель придется ремонтировать. Не волнуют и предупреждения экологов, которые говорят, что некачественный бензин способен влиять на уровень онкологических заболеваний. Не пугает нас даже собственная безопасность, потому что «нелегалы» настроены гореть и взрываться гораздо чаще, чем оборудованные по всем правилам заправки. Потому что дешевле! Но при этом граждане автолюбители упускают из виду и экономическую составляющую, которая оборачивается потерями для бюджета страны от действия нелегальных АГЗС. Цифры впечатляют – до 25 миллиардов гривен в год! Наверное, это стало весомым аргументом для начала решительной борьбы с теневиками горюче-смазочного бизнеса. По разным оценкам, в Украине насчитывается больше тысячи нелегальных АЗС, которые реализуют до полутора миллионов тонн ГСМ в год, но кажется, что эта цифра сильно приуменьшена. Хотя сразу же возникает и вопрос, мол, а как это может быть вообще – статистика действующих нелегальных АЗС? Государственная фискальная служба создала даже интерактивную карту нелегальных АГЗС, из которой видно, что в Кировоградской области их имеется 25, а в самом областном центре – 14. Опять же, вопрос: это уже закрытых АЗС или просто учтенных?
Нельзя сказать, что борьба не велась и раньше. В Кропивницком в позапрошлом году была демонтирована такая заправка на улице Вокзальной. Она стояла там даже вопреки экологическому законодательству, тем не менее, существовала несколько лет, из них два года под подозрением в незаконности. И таких случаев по Украине предостаточно. Потому что даже архинезаконную АЗС, вообще без каких-то документов, не так просто закрыть и демонтировать, а даже если это и случалось, то суды очень часто становились на сторону «ображених» и обязывали возвращать конфискованное имущество или возмещать якобы убытки… от прекращения незаконной деятельности. Это если говорить о совсем уже «отмороженных», которые торговали неизвестно чем, на неизвестно каком оборудовании и на чужой земле. Еще сложнее было найти управу на собственников условно легальных АЗС, у которых не было разве что каких-то отдельных документов или было изменено целевое назначение земельного участка.
Тут налоговикам и пожарникам было совсем не подступиться, потому что любая проверка, тем более с подозрением на нелегальную деятельность, должна оформляться через разрешение суда, а суд – в общем, вы понимаете.
Спору нет, с нелегальными заправками бороться надо, но мы снова наступаем на те же грабли. Ужесточая лицензионное законодательство, мы просто заставляем собственников АЗС уходить в тень. Есть данные, что таким образом количество легальных АЗС сократилось на 40% и практически столько же занимает нелегальный сегмент рынка. Но раз Кабмин решил, то на местах взяли «под козырек», и буквально накануне Нового года информационные порталы Кировоградской области бросились дублировать официальные сообщения фискалов, прокуратуры или областной государственной администрации, при которой был создан штаб по координации усилий на фронте борьбы с незаконным оборотом ГСМ. Если их суммировать, то в результате проверок была прекращена деятельность около 20-ти АЗС, конфисковано около 30 тонн топлива на сумму около 740 тыс. гривен, конфисковано оборудование на сумму 3,4 миллиона гривен, а кроме этого, нарушителям выписали 750 тыс. гривен штрафов.
Как видим, работа закипела, но для серьезной аналитики этого мало. Нам было бы интересно знать подробности, скажем, географию незаконных АЗС. Или как, где и сколько времени действовала газозаправка, созданная путем самовольной врезки в газовую магистраль где-то в Александрии? Или почему после увеличения размеров штрафов на сотни тысяч гривен фискалы области наштрафовали (или наколядовали?) всего 750 тысяч гривен? Короче говоря, мы решили найти ответ на эти вопросы, но оказалось, что это не так просто. Мы обращались и официально, и через социальные сети в структуры, производившие проверки, но кроме того, что вся информация есть на официальных сайтах, ничего больше узнать не удалось.
Еще интереснее получилось в районах. Несколько звонков первым лицам райгосадминистраций или заместителям вызвали разве что легкое замешательство типа «Сами в шоке». В смысле, никто ничего о проверках торговых сетей АЗС в этих населенных пунктах не знал и не слышал! К слову, значительную часть местных налогов и сборов составляет как раз налог с торговли подакцизными товарами, среди которых и ГСМ. Поэтому вроде бы территории напрямую заинтересованы в увеличении доходов путем ликвидации нелегальных АЗС, но почему-то ничего о проверках не знают. И тут есть несколько вариантов: проверки проводились тайно, хотя о начале акции было объявлено заранее. Возможно, борьба получилась не столько с нелегалами, сколько с отсутствием лицензий на хранение горючего? Ну и куда же деть наше вечное подозрение на «крышевание» незаконной деятельности со стороны самих проверяющих? А как обстоят дела с вообще «дикими» заправками, которые по-прежнему на картонках вдоль дороги приглашают «купить – продать ДТ»? А может, в силу изложенного и борьбы на самом деле не получилось, зато получился отчет о проделанной работе?
Автор никоим образом не умаляет достижения проверяющих, но это уже не первый случай, когда информация о проверках АЗС оказывается как бы засекреченной в деталях. Так было с результатами проверки сети заправок после взрыва АГЗС в областном центре на улице Киевской в апреле прошлого года. Проверить – проверили, а что за нарушения выявили, какого характера и как их устранили – мы так и не узнали. И вот – новая проверка и тот же результат.
Роль молоді в місцевому самоврядуванні: аналіз і перспективи