В нашем городе уже 25 лет существует одна необычная студия, воспитанники которой снимают детское кино и участвуют в телевизионных программах. Называется она «КУ-раж». Первые две буквы «К» и «У» пишутся с заглавной, потому что означают фамилии основателей студии – Владимира Крутоуса и Натальи Устименко. В «КУ-раже» обучаются школьники с 1 по 11 класс, здесь они постигают теоретические и практические основы актерского мастерства, техники речи и работы в кадре.
Многие из выпускников студии уже стали успешными журналистами, актерами, режиссерами и обладателями других творческих профессий. То, что создаёт «КУ-раж», не может не впечатлять. Каждый из их проектов заслуживает отдельного внимания, но сегодня мы расскажем о самом последнем – мистическом триллере для подростков, полнометражном фильме «Кльовн», премьера которого состоялась 11 января. «Кльовн» – это история цирковых кукол, которые решили отомстить своим бывшим хозяевам за то, что те однажды выбросили их на свалку. Само слово «кльовн» означает шут, арлекин или клоун.
«Кльовн»: с чего все началось
Как говорит Наталья Устименко, каждый новый проект у них начинается с премьеры предыдущего.
– Как только проходит премьера, уже буквально на следующем занятии мы начинаем думать над следующим проектом и в первую очередь определяемся с его жанром. Это – прерогатива студийцев, и в этот процесс мы с Владимиром Васильевичем не вмешиваемся. Они должны сами решить, в каком жанре хотят дальше работать. Это интересный процесс, когда они пытаются договориться, зачеркивают, вычеркивают, отстаивают и аргументируют свои идеи, и, если получается так, что они не приходят к единому согласию и разделяются на несколько групп, тогда они должны защитить свои варианты и доказать, что смогут с этим жанром справиться. К примеру, они уже много лет выдвигают предложение снять комедию, но каждый раз после длительного обсуждения понимают, что это очень сложный жанр, что комедийный актер – это актер высшего плана, и мы пока такое не тянем. Вот так и начинался «Кльовн». Дети сами предложили снять мистический триллер. И мы эту идею одобрили, потому что это действительно популярный подростковый жанр.
После этого студийцы начинают глубоко изучать и разбирать избранный жанр: его историю и особенности. Дальше начинается обсуждение и развитие идеи фильма, написание первоначального сценария, дополнение и «подгонка» его под молодежный подростковый стиль. Ближе к весне проводятся кинопробы и становится ясно, кто какую роль будет исполнять. Сами съёмки фильма приходятся на лето, период «киноканикул».
– На самом деле важно понимать, что съёмки фильма – это часть учебной программы студийцев. Если бы мы захотели просто снять кино, мы бы могли взять каких-то профессиональных актеров, но наша мотивация в том, чтобы дети могли чему-то научиться, поэтому подготовительная работа – это как бы теория, а сам фильм – уже практика. Потому что очень сложно по-другому мотивировать подростка, чем сказать ему: «Ты будешь сниматься в фильме», – объясняет Владимир Крутоус.
Как снимался «Кльовн»
Основной пик работы над фильмом пришёлся на июль. В течение месяца непрерывных ежедневных съёмок больше семнадцати детей при любом настроении и погоде приходили на съёмочную площадку. Поскольку фильм был безбюджетным, снимали его в черте города на собственной аппаратуре. Подбором локаций занималась помощница режиссера и дочь Натальи Устименко Екатерина, грим делала Наталья Горбачёва, а оператором в свободное от основной работы время был Сергей Баранюк, роль осветителей попеременно исполняли то режиссер, то сценарист, то актеры. Главные роли сыграли восьмиклассница Виктория Комисарова и студент первого курса режиссерского факультета университета культуры и искусств Владислав Бевза, который на момент съёмок оканчивал школу и ездил сдавать вступительные экзамены в ВУЗ.
– Что касается съёмок, то сложно сказать, кто у нас окончательный режиссер, сценарист, осветитель и так далее, потому что всё было взаимозаменяемо. Если описать одно утро съёмочного дня, то нужно представить себе Владимира Васильевича и Наталью Олеговну, нагруженных сумками с необходимой аппаратурой и чешущих на съёмочную площадку. Если добираться было недалеко, мы шли пешком, если нет, то приходилось брать такси, – говорит Владимир Крутоус.
– Это всё было безумно тяжело. И физически, и морально. Но в то же время настолько интересно и необычно! Когда ты приходишь, этот улей начинает разворачиваться: дети ещё сонные, их начинают красить, там протягивают свет, устанавливают лампы, в обеденный перерыв может прибежать профессиональный оператор с канала, сходится вся эта толпа, мы начинаем с Васильевичем их всех подгонять… Это «подгоняние» длится долго, пока их выгонишь на площадку, потом они говорят: «А можно, мы покушаем?», дальше начинается репетиция, разводка… И для них, и для нас – это всё как отдельные пазлы, из которых состоит жизнь, – вспоминает с улыбкой съёмочные дни Наталья Устименко.
Кино «КУ-раж» снимает для себя, потому что ни в какие фестивальные и конкурсные рамки оно не вписывается: там востребованы только фильмы социального направления, а не развлекательного, фильмы, где дети должны говорить то, что от них хотят услышать взрослые, а не то, что они сами хотят сказать.
– Это классно, иначе мы бы этого не делали. Я всегда кричу: «Это последний проект, я уже не в том возрасте, у меня давление, дайте мне полежать!», но, как только заканчивается премьера, мы начинаем работать снова. Меня все спрашивают: «Зачем? В чём смысл? Вы же с этого ничего не имеете. Ни денег, ни славы, ни каких-то привилегий, а только траты». И это правда, потому что безбюджетный фильм означает, что его никто не финансирует, но для нас-то он всё равно бюджетный. Мы вкладываем свои средства и в грим, и в костюмы, и в аренду какой-то аппаратуры. И всё это выходит в «надцать» тысяч из нашего личного бюджета, из копилки нашей студии. Но в то же время мы не можем этого не делать, потому что это доставляет огромное удовольствие! А смысл… Смысл в процессе, а не в результате, – говорит Наталья.
На съёмочной площадке
Владимир и Наталья говорят: различных историй было много, но сложно объяснить их людям, которые не участвовали непосредственно в этом процессе. И всё же несколько случаев они нам рассказали. Например, как по сюжету фильма герои спали, а один из них должен был храпеть. Но тот, кто храпел, делал это так, что все остальные актеры смеялись. Сцену приходилось переснимать более 20-ти раз, и в итоге было решено обойтись без храпа.
Другой случай – когда группа узнала, что через два дня необходимо было освободить одну из основных локаций, на которой они работали. А съёмок было ещё почти на две недели! Вот так и снимали в турборежиме с 7 утра до 8 вечера двухнедельный объём работы за два дня.
– Я думаю, что на таких проектах смешные истории – это нечто очень внутреннее и интимное. Объяснить кому-то, например, почему мы смеялись над мальчиком с палкой, какими-то фразочками или теми же самыми драками очень сложно. Вроде бы всё и правильно поставлено, но, когда снимали, это было смешно. Вроде бы должна была быть драка, а её не было. Или, когда для того, чтобы было меньше пыли, мы стелили клеенку, а дети на ней поскальзывались, а убрать её уже было нельзя, потому что большую часть фильма она уже находилась в кадре, – рассказывает Владимир.
– Или, например, в конце съёмочного дня, в 8 или 9 вечера, когда сил уже просто никаких нет и ты доснимаешь последний дубль, говоришь: «Стоп! Снято». Думаешь: на сегодня всё, и тут такой голос: «Наталья Олеговна, а тут не стоял рюкзак, когда мы снимали общий план, надо переснимать». И всё начинается сначала. Или когда лампа взрывается и начинает гореть во время съёмки, а они научены тому, что, что бы ни происходило, нужно доработать кадр, и они продолжают играть… – добавляет Наталья.
Несколько слов о новом проекте
Спустя неделю после премьеры «Кльовна» студийцы определились с жанром следующего проекта и даже пунктиром набросали несколько сюжетных линий нового фильма. На этот раз «КУ-раж» будет снимать мистический детектив. Процесс работы уже пошёл: ребята смотрят фильмы и сериалы этого жанра, изучают его специфику и ищут идеи. К весне должны состояться кинопробы, и начнется активная подготовка к проекту. Предполагается, что в новом фильме будут участвовать не только нынешние ученики студии, но и её взрослые выпускники. Что ж, «КУ-раж», с нетерпением ждём твою следующую премьеру!
Що робити, якщо ви стали свідком домашнього насильства