Заканчивая наш цикл материалов, посвященных тридцатилетию независимой Украины и не-зависимой Кировоградщины, мы решили обрисовать, набросать перспективы развития родного края. Пусть некоторые идеи вам покажутся фантастикой и фантазией, но. . . у нас должна быть мечта.
1. Дорога из Кропивницкого на Гайворон – Голованевск. Такой извращенной дорожной ситуации, кажется, нет нигде в Украине. Чтобы из областного центра нормально добраться до важных райцентров на западе области, нужно ехать через Николаевскую область! Потому что наши дороги в том направлении… Уже много лет назад был придуман проект рейкобуса между Кировоградом и Голованевском. Это такой себе автобус на рельсах, более точное его название – автомотриса. Да, нужно проложить рельсы между населенными пунктами, но они проще и дешевле обычных железнодорожных – масса не та. Рейкобусы выгодны. В Украине такие ходят между Киевом и Борисполем, во Львове, в Харьковской области между Богодуховом и Гутами. Также в Крыму, между Феодосией и Джанкоем (пущен до российской оккупации). Такой автобус, автомотриса, в 3 с половиной раза дешевле привычной электрички, рассчитали экономисты.
Непонятно, правда, что дешевле – сделать нормальную автомобильную дорогу или проложить рельсы на расстоянии в 200 километров? Увидим, будущее покажет.
2. И снова о дорогах. Так же ненормально вменяемому автомобилисту ехать из Кропивницкого в Одессу через …Черкасскую область, через Умань. А иначе никак. Дорога Кропивницкий – Платоново, бывшая Полтава – Кишинев, настолько чудовищна! По ней до Одессы километров на 80 ближе, но… Автор этих строк когда-то чуть не убил свою машину на этой дороге. Причем по Кировоградской области участок относительно нормальный. Но просто сразу за билбордом с надписью «Вас вітає Миколаївська область» провал между бетонными плитами в полметра глубиной! В наши дни там можно ездить только на тракторе, и то на мощном, с большими колесами. Казалось бы, это зона ответственности Николаева. Но им эта дорога особо не нужна. А вот нам – да. Может, автодор как-то решит вопрос? Реально, эта проблема больше кировоградская, чем николаевская.
3. Спиртзавод в Малой Виске, основанный в 1860 году, и Межиреченский витаминный в Голованевском районе, начавший работу в 1879 году, были одними из крупнейших производителей пищевого и медицинского спирта на территории Украины. Более мощные винокурни были только в Подольской губернии, в составе которой нынешние Винницкая, Хмельницкая и часть Одесской области. Классическое произведение украинской литературы Михаила Коцюбинского «Фата моргана» отчасти завязано на производстве алкоголя и сахара и рабском труде украинцев на винокурнях Подолья и Полесья.
Маловисковский спиртзавод много лет был крупнейшим налогоплательщиком района (больше, чем Смолинская урановая шахта), кормил всех. Межиреченский витаминный завод был вторым в районе после Побужского ферроникелевого комбината. Но… всеми спиртовыми заводами у нас долгое время заправляло государство в виде ГП «Укрспирт». Оно «успешно» убило эти крупнейшие заводы. Сегодня «Укрспирт» выставлен на приватизацию. Может, это даст шанс на возрождение знаковых предприятий? Нет, мы не агитируем за употребление спиртного. Большая часть продукции тех предприятий шла на медицинские цели, в Малой Виске также изготовляли этанол – присадку для бензина, повышающую октановое число топлива.
4. Аэропорт Кропивницкого вполне может преобразиться. Наверное, это случится тогда, когда авиатакси и машины, комбинированные с самолетом, станут обыденным явлением. По всему миру уже сотни фирм пытаются наладить серийное производство таких недорогих транспортных средств. Возможно, в аэропорту Кропивницкого будет крупнейшая стоянка таких частных машиносамолетов. Других перспектив, если честно, у аэропорта не просматривается. . . А если кто не верит в такое будущее, то пусть вспомнит, что еще 30 лет назад никто бы не поверил, что по городу будут ездить сплошные «Тойоты», «Фольксвагены», «Рено» и «Шкоды», а не «Жигули» с «Москвичами».
5. Было время, когда крупнейшим производителем водки в стране была кировоградская «Артемида». Пусть это останется в прошлом. Мы о пиве. Было же время, когда все с удовольствием пили «Кировоградское». А какой успех в свое время был у александрийского пива! Да, сейчас есть наш «Дудляр». Но того масштаба, какой был у елисаветградского завода Зельцера, уже нет… В Одессу массово поставляли сваренное у нас пиво «Сальватор», «Карамельное», «Баварское», «Мартовский экспорт», «Пильзенское», «Английское белое Кристалл». К сожалению, во время войны артезианская скважина, из которой добывали воду для этого пива, была разрушена. И «Кировоградское» пиво было уже не то… Но все равно расходилось на ура – у проходной пивзавода с утра до вечера толпился народ с трехлитровыми банками и бидонами. А нефильтрованное, которое тайком продавали там же… О… Нет уже того вкуса и объемов. Но хорошо бы вернуть?
6. Кировоградщине не хватает своего местного банка. Почему бы и нет? В Америке, к примеру, более 5 тысяч банков, а в Украине всего 77. И местных практически нет, а в той же Америке в любом мало-мальски приличном городе есть свой, местный банк, а то и два, и три.
Когда банк местный, с местным капиталом и местными управляющими, то он скорее и грамотнее будет инвестировать в местную экономику. «Райффайзен Банк Аваль», «Креди Агриколь», «БНП Париба» – отличные банки, но что им до Кировоградщины на самом деле?
В девяностые годы в Кировограде был свой местный банк, «Колос». Сейчас его нет. Но, может быть, пришло время создания нового местного банка? Возможно, богатые люди сами созреют для такого решения. Хотя, конечно, получить лицензию непросто, и уставный капитал должен быть не меньше 10 миллионов евро… Но все же.
7. Просто просится появиться новый большой парк в Кропивницком, например, на 101-м микрорайоне, где он критически нужен. Чтобы много тысяч новых деревьев. Скажем, в районе проведения «АгроЭкспо». А что? Если вы не в курсе, крупнейший зеленый массив города Лесопарковая вполне себе рукотворный. Парки сажают, сами по себе они не появляются. Может, настало время сажать новые парки, а не беспощадно бороться за пару десятков деревьев в Центральном сквере?
8. Кропивницкому не помешал бы стационарный цирк. Почему в райцентре Кривой Рог есть свой постоянный цирк, а у нас нет? К нам же часто заезжают совсем не высшего уровня шапито, с «принцессами цирка» в штопаных колготках. Ну кроме цирка Кобзова, конечно. Уверен, спрос бы был, хотя Григорию Педько, директору кукольного театра, эта идея может не понравиться.
Свой цирк – это как «МакДональдс», показатель уровня города. Детям не хватает чуда…Причем если создать единственный цирк без зверей, что сейчас в тренде, позиционировать его так, то его можно сделать модным в стране. И люди, приезжая в Кропивницкий посмотреть на миллион тюльпанов в дендропарке, повели бы своих детей и в цирк.
9. Возможно, это уж совсем прожектерство, но почему бы не помечтать о создании университетского центра в Кропивницком? Кто-то скажет, что такой уже есть, например, Харьков, где студентов примерно столько же, сколько жителей Кропивницкого – за 200 тысяч. Или Львов. Но почему бы не замахнуться и нам, имея некоторые уникальные задатки? Скажете, малы?
В городе Кембридж, где находится один из самых крутых университетов мира, живет всего 130 тысяч человек. В Оксфорде, с которым Кембридж соревнуется, – 143 тысячи жителей. Кстати, студентов в этих университетах примерно под 20 тысяч. Да, у них история под тысячу лет у каждого, но… Все они с чего-то начинали. И в нашем городе живут люди, у которых есть мечта и кое-какие возможности.
Кстати, количество студентов в Кропивницком сегодня не меньше, чем в Кембридже.
К нам многие годы едут учиться из других городов и стран. Ладно из других стран. Но сколько десятков лет из более крупных Черкасс и Кривого Рога детей отправляли именно к нам учиться. Надо не утрачивать этот потенциал, а наращивать. Как это может выглядеть, пока сложно представить. Объединить ведущие вузы в конгломерат? Если мощный лидер загорится идеей, то можно у нас создать что-то солидное, и, быть может, лет через сто вся Украина будет «ломиться» учиться в Кропивницком…
10. Может быть, еще вернется большое кино в город? Я понимаю, что фактуру города XVIII-XIX веков проще снимать в Чернигове, от Киева часок езды, но считаю, что многие наши дома и улицы достойны участвовать в съемках исторических фильмов. Побывав за жизнь в сотнях городов и городков Украины, субъективно могу сказать: размеренную жизнь второй половины XIX и начала ХХ века надо снимать у нас. Киев, Харьков, Львов – другое. Хотя даже Львов или Харьков конца XIX века лучше снимать у нас. У них после понастроили тысячи великолепных зданий. Но одно- и двухэтажная архитектура конца XIX века у нас очень хорошо сохранилась. И не в одесском виде, где дома из ракушечника рушатся по два в неделю, а основательные.
Похожие – только в Житомире, кажется. Хотя есть еще Черновцы, конечно…
11. Возрождение некогда мощных тепличных хозяйств по всей области – это реально шаг в будущее. Возле Кировограда были грандиозные тепличные комплексы в Соколовском и Великой Северинке когда-то. Наш климат уже вполне херсонский – много солнца, мало воды, правда, у них там почвы другие, но как-то же десятилетиями выращивали обильные урожаи тех же огурцов у нас на околице? Может, кто-то возродит? Ну, правда, земельные отношения сейчас другие…
12. Светловодск в будущем станет курортом. Нужно навсегда забыть, что это был город очистки цветных металлов на передовых заводах – чистых металлов и твердых сплавов. Как будто никто не знает, что чудовищно страшные по химсоставу отходы деятельности этих заводов сливались в Днепр, а то зачем их построили именно в Светловодске, а не в Устиновке, к примеру? Воды нужно было много для техпроцессов, и отработанную грязную, очень химически грязную воду нужно было куда-то девать. Сейчас этого нет.
Я с друзьями периодически езжу отдыхать в Светловодск и окрестности. Почему там стало рыбы меньше после остановки тех грязных производств, сложно сказать. Но отдыхать там хорошо. Если хорошо вложиться, то можно город сделать курортом, не хуже какой-нибудь Кирилловки.
Ну и отдых тут должен быть дешевле, чем в Кирилловке, по определению. . .
13. Набережная Ингула в центре Кропивницкого просто стонет: приведите меня в порядок. Как и река. . . Хотим, дескать, в будущем быть не хуже Темзы и Шпрее. Хотя реку сейчас чистят, и там после спуска воды в центре нашли семь, кажется, мусорных урн, какие-то идиоты бросают их в воду. А еще набережная – чуть не самое популярное место в городе у так называемых закладчиков, торговцев наркотой. Там много удобных для закладок мест, правда, полиция об этом ничего не знает.
14. Индустриальный парк в Канатово. Идея принадлежит бывшему главе областной администрации Андрею Николаенко – создать в районе Канатово такой парк и заманивать сюда производителей. По логистике место уникальное – и автодороги, и железная дорога, и аэропорт, и много места. «Площадка в Канатово имеет ряд преимуществ. Расстояние до областного центра составляет всего 10 км, а это – наличие квалифицированной рабочей силы. Есть железнодорожное сообщение со станцией в Знаменке. Также поблизости проходит автомобильная дорога международного значения», – говорил в свое время Андрей Иванович. И китайских инвесторов, помнится, заманивал. Пока не сложилось, да и на громадную территорию воинской части вернулись военные после начала войны с Россией. Но это реально был бы шаг в будущее.
15. Пора вернуть нормальное транспортное сообщение Кропивницкого со всеми регионами Украины. У нас реально какая-то серая зона для транспорта. Нет даже автобуса до Одессы! Поездов стало вчетверо меньше. До Львова добраться – еще тот квест. О каком туристическом потенциале может идти речь с таким транспортом?
16. Надо больше внимания уделить нашим курганам, их у нас в области осталось больше, чем где-либо еще. Вспомните про Глодосский клад! Создавать больше мифологии вокруг этих курганов и Дикого поля, которое начиналось с нас. Культивировать миф о Черном лесе. На самом деле привлечь туристов можно в первую очередь именно этим.
17. В Кропивницком должен появиться Чайнатаун. Да, китайцы! В Харькове и Киеве такие уже есть много лет, и это совсем не в минус городам. Это экономический показатель: если в город зашли китайцы, это значит, что город не бедный и перспективный.
18. Кроме подсолнечника, кукурузы и ячменя у нас снова начнут выращивать другие культуры. Почему на Кировоградщине масштабно не выращивают основные овощи открытого грунта – картофель и капусту? Ах, ну да, легендарный чернозем, а картошка с капустой любят суглинок, супесь. Как и морковь и свекла. Невыгодно? А в советское время по площадям под свеклу Кировоградщина была одной из первых в Украине и СССР. Со своей недорогой картошкой мы легче проживем сложные времена.
19. Признаюсь, так хочется, чтобы недостроенная высотка «имени Тарасова» неподалеку от Ингула была достроена. И еще несколько недостроенных домов на улице Жадова. Да, вспоминается судьба многострадального дома МЧС возле старого автовокзала в Кировограде. Или второго театра у ДОСААФа. Лет по 20 они стояли в руинах, а сейчас достроили таки, а в несостоявшемся театре торговая жизнь бьет ключом.
А по области таких. . . В Новомиргороде на въезде в город по правую руку с советских времен стоит недостроенная многоэтажка, а в Помошной в самом центре – недостроенный корпус больницы, а в Бобринце – общежитие. . . Перечислять можно бесконечно. Но ведь пора уже это все достроить?
20. В Кропивницком в ближайшие годы должно, просто обязано, появиться хард-рок кафе. Ну что это за дела, когда рок-тусовка год от года кочует от «Виктории» к «Весне», от «Парадиза» к «Адмиралу». Городу с такими рок-музыкантами, как Дорош, Величко, Стрижевский, Пахманов, Дон, Федосеев, Еремин, давно пора иметь свой собственный «Дом восходящего солнца». И название для него придумано давным-давно – конечно, Burn!
21. Стать лидером в зеленой энергетике. Крупных солнечных электростанций в области уже более 30, а в домашних хозяйствах – тысячи. У нас реально все больше солнечных дней в году. Солнечные электростанции должны быть на каждом шагу. И ветровые станции на подходе – хорошо бы нам стать первыми.
22. О продовольственной самодостаточности – отдельным пунктом. Немалая часть продуктов у нас – из Днепропетровской области. Неужели мы сами не можем обеспечивать себя сливочным маслом и сыром, к примеру? Молока у нас своего нету…
Курятина из Киевской области. А мы же ведь аграрная область! Надо с этим что-то делать. Хотя известно что – налаживать производство. И даже не в будущем, а уже сегодня.
23. Позорище – у нас до сих пор без природного газа живут большинство жителей Маловисковского, Гайворонского, Голованевского, Благовещенского, Новоукраинского, Устиновского и других бывших районов (после административной реформы они в основном сокращены, в области осталось четыре района). Это притом, что по территории области проходят мощные газопроводы еще советских времен – «Союз», «Оренбург – западная граница», по которым российский газ идет в Европу.
24. В Кировоградщину как привлекательное место для туристов мало кто верит (хотя о курганах уже говорилось). У нас в области реально интересна узкоколейка в Гайвороне – и все. И никакая башня Шухова в Помошной или железнодорожный мост через Ингул в Кропивницком не привлекут сотни туристов на самом деле. Также и культурные мероприятия типа фестиваля «Вересневі самоцвіти» – это вещь в себе и для своих из наших же районов. Тысячами к нам люди едут только на выставку «АгроЭкспо», поэтому развиваться ей и расширяться. Вот за этим – будущее и туристы, приезжие, посетители. И только из-за этой выставки у нас строят новые гостиницы. Ну, может быть, еще можно пиарить метеоритное озеро возле Разумовки.
25. Не секрет, что в Кропивницком вода самая дорогая в Украине. Шутка ли – тянуть трубы за сотню с гаком километров из Днепра! Возможно, будет найдено другое решение для водоснабжения областного центра (но не из Южного Буга тянуть за те же сто километров с лишним)?
26. На Кировоградщине скоро появится новый космонавт. У нас они уже были и есть. Леонид Попов из Александрии, Юрий Маленченко из Светловодска. Юрий Волк учился в летном училище. Но в наше время, когда чуть не каждую неделю уже частные ракеты летают в космос, спрос на космонавтов растет. А все космонавты начинали как летчики. А где у нас готовят летчиков? Правильно, в Кропивницком.
27. Мусороперерабатывающий завод. Он нужен областному центру как воздух во всех смыслах. Предприятие «Эко-стайл» уже на Завадовке на мусорном хранилище сортирует отходы, но это еще не то. Город «производит» ежегодно сотни тысяч тонн отходов. В всем мире давно поняли, что мусор – это деньги. Кстати, у нас еще в девяностые годы одна австрийская фирма хотела построить мусороперерабатывающий завод. Но, узнав размеры «откатов», австрийцы отказались. . .
28. За высокими интеллектуальными технологиями – будущее. Хотелось бы видеть в Кропивницком или Александрии IT-кластер по образцу того, что работает во Львове. Если кто не знает, во Львове для интеллектуальных компаний строят Innovation District IT Park, где могут работать до 10 тысяч компьютерщиков, причем для фирм нет никакой арендной платы – только коммуналка, остальные расходы берет на себя город. Еще в рамках проекта создаются IT-house и IT-village – жилье для айтишников в городе и в 12 километрах от города. Без арендной платы. Лишь бы приезжали из других городов. Кстати, один из бывших сотрудников «УЦ», компьютерщик, уже много лет как перебрался во Львов, работает программистом…
29. Мост в будущее, который наконец-то нормально соединит Лелековку и Балашовку. Автомобильный и пешеходный (по существующему железнодорожному даже ходить нельзя). В 2019 году уже был выполнен комплекс геодезических и геоло-гических изысканий для строительства моста через Ингул между улицами Казанской и Радищева. Есть предварительное ТЭО – технико-экономическое обоснование. Но вы представляете, сколько в наше время стоит строительство полноценного моста длиной в километр? Речь даже не о сотне миллионов… Но ничего, надо верить, и он будет. Просто такие проекты город один не потянет, нужно государственное финансирование как инфраструктурного проекта.
30. По области совсем скоро появится сеть заправочных станций для электромобилей. И наконец-то такие машины станут доступны жителям не только частного сектора. Ну а как я могу зарядить подобный автомобиль, живя на восьмом этаже? Таких удлинителей не производят. Вот и приходится ездить на дизеле, хотя за электромобилями – будущее. Надеюсь, оно нас скоро настигнет.
Роль молоді в місцевому самоврядуванні: аналіз і перспективи