Нет, это не оборванная цитата Леонида Ильича Брежнева. Наш вариант: экономика должна быть экономикой. А не коррупномикой или экоррномикой. Но, к сожалению, именно таковы реалии сегодняшней Украины.
Коррупция есть во всех странах. Даже в самых продвинутых и либеральных. И даже в самых тоталитарных, где реально рубят руки и головы, а не только обещают. Но есть существенная разница. У них коррупция – это ржавчина, которую зачищают законом или топором. А у нас коррупция стала частью экономики, она не вирус, не нарыв, а одна из составляющих тела практически на клеточном уровне. Удалить ее невозможно, разве что убить вместе с телом. Можно лишь прижигать точечно, да и то без всякой гарантии на успех.
Коррупционная составляющая вошла во все сметы расходов и калькуляции затрат производства товаров и услуг. Причем она не в накрутках на цену продукции, а в каждой строке расчета себестоимости – в основных материалах, зарплатах и прочих затратах. Она во всех финансовых потоках, в экспорте и импорте – практически везде.
Изначально коррупционная составляющая возникает при формировании министерствами бюджета нового года, подпитывается разного рода корректировками и расцветает буйным цветом при утверждении главного экономического документа в Верховной Раде. А затем, после утверждения, все повторяется на местном уровне по всей стране. К бюджетным потокам и ручейкам присасываются тысячи частных фирм, обеспечивая единство украинской коррупномики.
Каждый божий день телевизор и Интернет сообщают о безнаказанном и наглом воровстве, казнокрадстве и спекуляции. На минувшей неделе задержали заместителя министра обороны Павловского и директора Департамента государственных закупок и поставок материальных ресурсов МОУ Гулевича. Их подозревают в причастности к коррупционной схеме растраты более
149 млн грн при закупке топлива для оборонного ведомства.
Схема проста и типична. Она многократно повторена от Минобороны до самого захолустного села – только суммы разные. В 2016 году Минобороны объявило тендер на закупку топлива для армии, на эти цели был выделен 1 миллиард 245 миллионов грн. Лучшие условия с удивительно низкой ценой предложила никому тогда неизвестная компания «Трейд коммодити», зарегистрированная в Каменском Днепропетровской области. Фирма-победитель заключила с МОУ договора на поставку топлива, обязуясь поставить 70 тыс. тонн. Однако уже через месяц соглашения были пересмотрены. А затем еще и еще раз. Согласно 22 допсоглашениям, цены на поставки топлива были изменены в большую сторону, и таким образом Минобороны согласилось получить на 8,5 тыс. тонн меньше. Разница с исходной ценой составила 149 миллионов грн, именно ее НАБУ считает прямым ущербом государству.
Навар, понятно, получила «Трейд коммодити». С кем она поделилась – сие тайна за семью печатями. Думаю, НАБУ они не по зубам. Как и в случаях с тысячами других подобных дел. О причине сказано выше: коррупция стала частью экономики.
А хотите пример, где подобная схема с завышением цены после тендера тоже будет гарантированно использована? Жена народного депутата Максима Микитася из группы «Воля народа» выиграла со своей фирмой «Укрбудмонтаж» тендер на строительство Централизованного хранилища отработанного ядерного топлива почти на миллиард гривен. Не хило?
И таким примерам несть числа. Не помогает даже пресловутая система госзакупок «ПроZорро». Похоже, она уже тоже перешла на темную сторону экономики.
Не спрашивайте меня, что делать. Но не рубить руки точно. Иначе страна разорится на социальной помощи инвалидам.
«Терра Україна»: кропивничан запрошують на серію інтерактивних лекторіїв з історії України...