Где тепло, там и добро

14:17
2028
views
Александр Сигал/Фото пресс-службы горсовета Кропивницкого

С отоплением жилищ горожан у нас проблема, существует давно, всем она известна. «Украина-Центр» неоднократно поднимала эту животрепещущую тему – почему у одних «автономки», а другим – нельзя; цены на центральное отопление вызывают изумление, а качество – оторопь. Городская власть всерьез занимается этой проблемой, проверено на себе – после одной критической заметки в газете заместитель городского головы Александр Мосин лично приглашал к себе корреспондента «УЦ» для разъяснения сути вопроса. И весь остальной город так или иначе озабочен этой темой.

Никто до конца не понимает, что лучше для Кропивницкого – полностью отключиться от центрального отопления, вернуть по максимуму центральное отопление, найти другое решение проблемы? Вроде бы есть варианты: ветроэлектростанции, солнечные, есть еще более экзотические предложения. Городская власть пошла правильным путем – пригласила лучшего в стране специалиста по этим вопросам. Александр Сигал (не поленитесь, прочитайте, и это далеко не все его регалии) заведующий отделом теплофизических процессов Института теплофизики Национальной академии наук Украины, глава экспертного совета Министерства по региональному развитию, строительству и ЖКХ, по вопросам теплоэнергетики, лауреат Государственной премии Украины, директор Института промышленной экологии и т.д., и т.п. Короче, разработанные им агрегаты и установки работают во многих странах, только в Украине их сотни. Он в этой теме однозначно лучший спец. Теперь он работает над проблемой обеспечения теплом нашего города.

Слушать Александра Исааковича для понимающих – наслаждение. Мы же попытаемся попроще рассказать, как «главный по теплу» в Украине видит решение наших местных проблем.

Итак, Александр Сигал считает, делится опытом, советует:

– Во-первых, нужен максимум информации по теплоснабжению города. Мне много приносят в Минрегион разных проектов и прожектов. Я разделяю приносимое на три варианта. Первый – проект ради проекта. Приносят документы, по которым сразу видно: ради галочки. Мы там сопротивляемся таким вещам, но есть ушлые ребята, которые дожимают, и им подписывают, они у себя в районе что-то там осваивают. Второй вариант – приезжает мэр города, обычно с представителем какой-то фирмы, дают проект, где все уже распланировано непонятно кем, а им нужна тоже галочка. Чаще всего уже все решено, хотят, чтобы мы как бы узаконили это дело. И только третий вариант, встречающийся реже всего, – реально люди хотят что-то поменять, улучшить.

Мы готовы помочь. Но главное условие – честные, чистые исходные данные. С этим в Кропивницком проблема. Та информация, которую мы получили из разных источников – это и управление ЖКХ, производители тепла (а мы по каждому котлу производили замеры), теплоносители, ЖЭКи и т.д.), – очень противоречива. КПД, коэффициент полезного действия ряда ваших объектов, исходя из полученной информации, превышает 100 процентов по вашим данным! 107 процентов есть! Это не вы меня должны приглашать, а немцы, французы, американцы должны стремиться в Кропивницкий, узнать, как вы изобрели перпетуум мобиле, вечный двигатель! Невозможно превысить 100%! Поэтому сразу говорить о том, как и что можно улучшить, я не могу! Видимо, вкрались какие-то ошибки. Надо изучать. Старт решения любой проблемы – правильные исходные данные.

Второй вопрос, на который я хочу получить ответ: что вы хотите получить на выходе? К чему хотим прийти? Сохранить центральное отопление, частично сохранить или отказаться. Вы должны поставить цель, а мы как технари ответим – как это сделать, какой ценой, как скоро. Это задача для вас – мэрии, депутатов, общественности.

Следующий вопрос: какие есть пути сокращения расходов. У вас с этим негусто. Единственный потенциальный вариант – урановая шахта в 6 километрах от города. На ней есть большой сброс теплой воды. Любая шахта откачивает воду, и она выше по температуре, чем та, что на поверхности. На разнице можно работать, есть технологии. В принципе ее можно использовать, но удаленность… Нужно вложить большие деньги в транспортировку теплоносителя, а сколько будет работать шахта, неизвестно, хотя воду и из неработающих откачивают. Работающая шахта может дать до 60 гигакалорий тепла – от работающих по откачке компрессоров. Только вода может дать до 8 гигакалорий. Но, по нашим предварительным расчетам, чтобы провести эту энергию до города, нужно 400 долларов на метр коммуникаций вложить.

Что касается внутренних ресурсов… Есть некоторые варианты, есть выбросы тепла на предприятиях, которые можно утилизировать, но из-за сложностей в решении технических и бюрократических вопросов это очень непросто. Хотя «Укрэнерго» идет навстречу, есть какие-то проекты, есть надежда, что когда-то вопрос будет решен.

О сжигании мусора. Очень много говорят в последнее время на эту тему. А я ею занимаюсь много десятков лет! Мало кто понимает, что хранение отходов на свалке – это медленное горение. Тот же процесс окисления идет, только более растянутый во времени. Или мы распределили отходы на большой площади, или сконцентрировали их в одной горелке – в атмосферу все равно попадает сравнимое количество газов! Да, когда это сконцентрировано, мы можем легче очистить это все, но. Но! Есть расчеты по всему миру. Когда доход средней семьи в городе меньше тысячи долларов в месяц, то экономически оправданы только свалки – там сжигать нечего. Если доход до 3 тысяч долларов в месяц, есть смысл строить мусоросжигательный завод – теплотворная способность отходов выше, такие семьи выбрасывают больше пластика и всякого другого более калорийного мусора. И лишь когда доход на семью выше 3 тысяч долларов, то имеет смысл делать сортировку и переборку с последующей утилизацией каждого компонента. У нас, к сожалению, нет такой морфологии мусора. Мы говорили с мэром Львова Садовым, он очень хочет такой завод, но экономически это нецелесообразно даже для такого хорошего города.

В Греции придумали симпатичную технологию – производство из мусора жидкого топлива, которое потом сжигается на ТЭЦ. Схема дешевая и более разумная.

Скажу еще о модной сегодня теме биомассы. Это пеллеты, щепа, стружка и т.д. Мы долго изучали эту тему, в разных странах, и, к сожалению, об этом можно говорить лишь как о дополнении к картинке. В степной стране, как наша, это не решит проблему. Я знаю пример, когда построили крупную станцию под пеллеты, и теперь по всей Украине ищут, где их взять. А нет! 50 тонн в час им надо, они уже ищут за рубежом. Наконец-то – это уже произнесено вслух правительством – мы можем обеспечивать себя собственным газом. Альтернативы для газа у нас нет! Поэтому биомассовые проекты я бы для вашей степной области не рассматривал. Потому что в итоге вам будут везти сырье из Чернобыльской зоны, а у вас и так радиационная обстановка вызывает вопросы.

Другой момент. Украина уже является ассоциированным членом ЕС. А там нормы экологические очень суровые. Мы должны выполнять нормативы в первую очередь по выбросам оксидов азота в атмосферу. Есть пример Ужгорода, где когда-то бывший мэр Ратушняк отключил центральное отопление, всем приказал переходить на «автономки», мол, так обойдемся. А теперь Венгрия требует от государства Украина компенсаций – в их сторону валит дым от этих «автономок», с превышением по оксидам азота в десятки раз.

Еще один аспект. Мы, работающие в энергетике, врем сами себе. Говорим о том, что наши станции работают в режиме 115-70 градусов (такая температура должна быть на выходе горячей воды из котельной при сильном морозе, по «дороге» к нашим домам она остывает. – Авт.). Такого режима никто не придерживается. 90 градусов дают обычно. На что это влияет? Вот хотим поменять трубы. Для режима в 130 (в больших городах и 150 градусов) труба возможна только металлическая. Ее цена – примерно миллион долларов за километр. Давайте говорить правду – в наших сетях при наших устаревших котлах выше 90 градусов не будет. Поэтому надо класть пластиковые трубы, цена вопроса резко падает. Но норматив, который спущен сверху, – 115-70 градусов! Давайте примем решение, узаконим пластик! Это ускорит процесс замены сетей. Есть методы санации – сейчас уже не нужны трубы такого большого диаметра, рассчитанные под то, еще советское потребление, можно в старую обечайку вставлять пластиковую трубу, зазор запенить – и все, достаточно дешевый метод.

Еще мне кажется, что двум теплоснабжающим организациям на вашей территории тесно! «Конкуренция» большая. Каждая ваша теплоснабжающая организация загружена примерно на 30 процентов. Если объединиться – будет загружено одно предприятие на 50 процентов.

Ваша ТЭЦ на протяжении многих лет гробила ваши тепловые сети. Дело в том, что значительная статья расходов любой теплопроизводящей компании – это химическая подготовка воды. А когда ТЭЦ стоит возле воды, она имеет неучтенную воду. Кроме того, она вырабатывает электроэнергию для собственных нужд. Это лакомый кусок. Всегда можно неподготовленную воду качнуть из реки. Как можно потребляемую воду учесть? Или по счетчику, или по расходу электроэнергии. А когда вода дармовая, то с этого «вкусно» можно иметь. Но, поскольку вода сырая, всё, что можно, съедает коррозия. Станция может нормально работать, но передавать свою энергию не может, потому что трубы за ее пределами – сплошное решето из-за неподготовленной воды.

Это касается и «автономок». Человек поставил себе котел на стену, и ему кажется – всё, счастье наступило. Купил хороший котел, с КПД в 92 процента. А через два года КПД уже 78%. Потому что вода из водопровода, а теплообменник маленький, на стенках оседает все содержимое неподготовленной воды. И газовый счетчик считает все больше, а тепла все меньше. Переплата через время достигает 30 процентов.

Есть интересный опыт харьковского профессора Александра Тарадая. Когда жители возвращаются обратно в систему центрального отопления. В чем суть? Те, кто сделал себе автономное газовое отопление, делал себе горизонтальную разводку по квартире. А профессор вывел разводку на площадку, сделал отдельный стояк, поставил счетчики всем на этаже и предложил людям попробовать такой вариант. В итоге тепло получилось дешевле!

А что делать, когда сотни человек в мороз хотят больше тепла и подкручивают свой домашний котел? Автоматика его просто отключает. Ну у нас же все Кулибины, кусачки у всех есть в доме. Перерезал проводок – и все, снова тепло. А утром – взрыв в квартире от искры. Кстати, «Одессагаз» пошла по интересному и правильному пути – хотите газовый котел? Оплатите подводящую трубу большей пропускной способности. 10 человек желающих собираются в доме – и они это делают.

Возможно, решением для вас было бы установка мини-котелен рядом с одним – двумя домами или на крыше дома. Так сказать, децентрализовать централизованное отопление. Для этого есть у нас в стране подходящее оборудование, мы в Минрегионе рекомендуем так называемые гидронные котлы, которые производят в Полтаве. Их главное преимущество – внутри вода прогоняется с большой скоростью, плюс идет микровибрация, поэтому на стенках трубок меньше откладывается всяких отложений. С учетом качества нашей воды – это главная проблема долговечности и потери мощности котлов. К тому же эти котлы мобильные – их можно легко отключить и перевезти в другое место и подключить, украинские спасатели это уже оценили, в Белой Церкви, которая сравнима с Кропивницким по населению, уже есть такая мобильная котельная.

Еще из возможных рекомендаций – утилизация тепла возле котлов, они 20 процентов отдают мощность в атмосферу, есть технологии использования этой энергии. Также возможна модернизация горелок – сейчас мы можем устанавливать двухуровневые, большой и малой мощности. Когда потребность в тепле невелика, как весной, то мощной горелкой греть 20 процентов от необходимой потребности крайне неэффективно, перерасход большой. Тут и включается горелка меньшей мощности.

Сейчас вы должны принять серьезное решение – определиться, какой должна быть схема теплоснабжения города. Честно говоря, пока мне не понятно, куда, по каким рельсам следовать. Номинально мы уже сейчас можем красиво написать рекомендации – что сделать, чтобы в какой-то мере улучшить ситуацию. Но вам нужно принять какое-то кардинальное решение. Мы обеспечим дальнейшую полную поддержку. Техническая сторона за нами в качестве консультантов. Однако кто-то должен взять на себя полную ответственность – мы делаем так и только так. Иначе будет бесконечное шараханье – немного денег туда, сколько-то туда. Город должен создать команду, которая этим займется. Я тут всячески поддерживаю Александра Мосина – на его плечи легла непростая задача. Все развалилось до него. А ему с городским головой сегодня нужно принимать критическое решение – куда идти, по каким рельсам. Жесткое решение. Это большая ответственность. А техническая ответственность уже будет лежать на нас.

Пока мы изучаем ситуацию, и я пока не вижу старта, с какой позиции начинать.

Есть разный опыт. Еще в 1994-м году в Севастополь приехала команда с запада и предложила – у вас город теплый, давайте все жилье переведем на автономное отопление, только общественные, инфраструктурные объекты оставим на централизованном отоплении. Это было первое предложение перевести целый город на «автономку». Оно не прошло потому, что там еще сидели в горсовете бывшие коммунисты, отставные морячки. Ну и кто-то им рассказал, что по нормам дым рассеивается на высоте в 20 размеров высоты трубы. Кто знает Севастополь, понимает, что там необходимое число точек рассеивания физически просто невозможно – плотная застройка на склонах. Не прошло это дело.

Чем была привлекательна «автономка» для всех? Человек, отключившийся от централизованного отопления, не зависит ни от кого, сам себе хозяин. А городу тоже проще: твое тепло – твои проблемы. С власти сняты все вопросы. Поставщикам газа тоже выгодно иметь дело не с городом, не с ЖЭКом, а просто с одним человеком. Многие не платят поставщику тепла, который берет газ у газопоставщиков, и никто жителей многоэтажек не отключает. А вы попробуйте не платить за газ в частном доме или в квартире с «автономкой». Через месяц придут и отрежут, поставят пломбу, и все.

Но вот в чем вопрос. Любая покупка оптом везде дешевле, чем покупка в розницу. На этом и живут теплосети во всем окружающем нас мире: они покупают дешевый газ оптом, а потом с наценкой продают отдельно каждому. Простейшая экономика. Даже с учетом потерь при транспортировке это выгодно. И мы в конце концов, мне кажется, придем к этому, когда система газоснабжения станет прозрачной. И через время люди, которые отключились, будут платить больше, чем те, кто не отключился. А сложности какие будут! Сетей–то уже нет! Или разрушены, или разворованы. Но многие страны прошли через это. Сначала «был бум на “автономки”», а потом возврат к централизованному отоплению. Как будет в Кропивницком – решать вам.