Собаке – собачья смерть?

13:48
2702
views

В феврале 2006 года Верховная Рада Украины приняла Закон «О защите животных от жестокого обращения», который запрещает отстрел бездомных собак на улицах городов. Закон, в общем-то, прекрасный и правильный. Вместо отстрела, который, если помните, «живодерки» иногда производили днем, на глазах у детей, закон предполагал создание приютов, в которых животных будут прививать, стерилизовать, а в случае необходимости (если собака, например, агрессивна или больна) гуманно умерщвлять.

Увы, в Кропивницком (да и почти во всех крупных городах) сразу же выполнили только часть закона – упразднили коммунальные службы, которые занимались отстрелом собак. Но альтернативы на городском уровне так и не создали. Сегодня, спустя 12 лет, у нас есть два небольших приюта, но оба они созданы волонтерами.

43 собаки

Конечно, все это привело к резкому увеличению бездомного собачьего населения. По оценкам специалистов, сегодня в городе около десяти тысяч бездомных собак. Стерилизованы и привиты около полутора тысяч из них (это собаки с клипсами на ушках).

Говорят, в последнее время в городе участились случаи нападения бездомных собак на людей. Но это говорят. По официальным данным, за шесть месяцев этого года в Кропивницком зарегистрированы 112 покусанных горожан, и только 43 из них – бездомными животными. Остальные – домашними (выскажем предположение, что в основном при попытке проникновения в чужое домовладение). Конечно, оказаться среди 43-х пострадавших не слишком приятно. Да и некоторые люди просто боятся собак, а им тоже хочется комфортно чувствовать себя на улицах.

Но 43 нападения… За эти же шесть месяцев в городе зарегистрировано в десятки раз больше нападений людей на людей! Однако пока, к счастью, никто не выходит на улицу с целью физически уничтожить как можно больше потенциально опасных людей.

А собакам люди отомстили. За последние недели на улицах города убили больше двухсот животных. Убили страшно. У собак отказывали лапки, они теряли координацию, выли, задыхались, бились в судорогах и через час-другой умирали (это в лучшем случае – иногда агония может длиться и несколько дней). Некоторых спасли – ветеринары или просто собачники, многие жители частного сектора, у которых есть собаки, увы, уже знают, что нужно делать в таких случаях.

Потому что это далеко не первый случай массовой травли собак в городе. Но если раньше это происходило как-то камерно, в отдельных микрорайонах, на отдельных улицах, то сегодня приобрело общегородские масштабы. Прямо напротив горсовета, в центральном скверике, средь бела дня умирали в страшных муках постоянные жители этого скверика – собаки, которые всегда сидели рядом с глухонемой девушкой и никогда ни на кого не нападали…

Вообще жертвами на этот раз стали именно социализированные животинки, которые доверчиво подходили к людям и с благодарностью брали из их рук яд. Среди них много собак с клипсами – привитых и стерилизованных.

Кто виноват?

Заседание в горсовете с участием городских властей, полиции, защитников животных, фармацевтов, ветеринаров было посвящено двум вечным вопросам «Что делать?» и «Кто виноват?». Первый вопрос сегодня все-таки: кто виноват? Почему полиция, например, до сих пор не нашла отравителей? У нас же везде установлены камеры, убивают собак средь бела дня, особенно не скрываясь, медицинским препаратом, который покупают в аптеке…

Руководитель Кропивницкого отдела полиции Дмитрий Авдеенко рассказал, что на сегодняшний день полиция открыла пять уголовных дел по фактам травли собак в разных районах. Создана группа, в которую вошли патрульные, оперативники, следователи и даже представители киберполиции, которые отслеживают сообщения догхантеров в соцсетях. Что ж, лучше поздно, чем никогда… Жители частного сектора, которые пытались вызвать полицию в случаях массового отравления собак, говорят, что раньше у них даже заявления не принимали: это же собаки, хозяевам удалось их спасти – какие вопросы?

Что ищут? Парадокс, но официальных данных о том, отчего на улицах города массово умирают собаки, нет. Впрочем, и зоозащитники, и ветеринары уверены – животных отравили противотуберкулезным медицинским препаратом «Х» (название просили не указывать), который стоит 20–30 грн и продается в аптеках без рецепта. Для людей он абсолютно безопасен, для псовых – смертельный яд. Симптомы и противоядие (в данном случае это витамин В6 в больших дозах) указывают на то, что травят собак именно этим лекарством.

На это же намекают фармацевты. Оказывается, даже в самых крупных аптеках обычно держат 1 упаковку этого препарата, просто на всякий случай. Раньше «Х» вообще не покупали. Больным туберкулезом его бесплатно еженедельно приносят домой медработники, или они (тоже бесплатно) получают его в тубдиспансере. Необходимость купить «Х» может возникнуть, если человек, например, уедет в другой город и забудет взять лекарство или потеряет его, но на практике такое случается очень редко. Обычно препарат «Х» лежит в аптеке, пока не выйдет срок годности. Но за последние недели три аптеки города продали свой запас «Х» – и это только то, что уже успели зафиксировать правоохранители. Кому продали? Неизвестно. Препарат безрецептурный, камер наблюдения в этих аптеках нет.

Начальник Кропивницкого управления Госпродпотребслужбы в Кировоградской области Юлия Ивановская сообщила присутствующим, что трупы собак направлены на экспертизу, но проверяют их почему-то на… бешенство. И объяснила: анализ на бешенство длится 30 дней, поэтому пока, мол, результаты неизвестны. Анализ на токсины, по словам Ивановской, город не заказывал. Это даже комментировать как-то сложно…

Казалось бы, уверенности ветеринаров в данном случае достаточно, чтобы ограничить свободную продажу «Х». Но заместитель начальника управления здравоохранения Лариса Кудрик считает, что городская власть не может требовать этого от аптек. Требовать, и правда, не может, а вот попросить – вполне. Представители аптек, присутствующие на заседании, заверили, что простого письма с объяснением от городских властей или от полиции будет достаточно. И права больных туберкулезом нарушены не будут. Есть у провизоров на такой случай свои методики.

Еще одна проблема, о которой говорят полицейские, – неоднозначная реакция общественности. Многие опрошенные, мол, прямо говорят: убили и чудесно! Увы, это так. Когда читаешь, что пишут по этому поводу в соцсетях адекватные, на первый взгляд, люди, волосы на голове шевелятся. Значительная часть общества не только оправдывает догхантеров, но и считает героями. Это уже страшная болезнь нашего измученного общества, против которой, увы, фармакология бессильна.

Сегодня полицейские просят с пониманием отнестись к расследованию. Особенно тех жителей города, которые подкармливают собак и котов. Вас будут допрашивать, фотографировать, просить документы, осматривать еду и т. п. Не обижайтесь, пожалуйста: все это только для того, чтобы спасти животных от страшной смерти. Полицейские понимают, что это может быть очень неприятно, но так есть шанс найти тех, кто подкармливает животных ядом.

Полицейские обращаются ко всем: если вы что-то видели, знаете, случайно зафиксировали на камеру, сообщите по телефонам: (0522) 39-70-99, 095-57-88-126.

Что делать?

Это уже о том, что городская власть планирует сделать для регуляции собачьего населения. Очень хочется поиронизировать на тему своевременности этого шага, но не будем. В конце концов, за двенадцать лет власть у нас поменялась четыре раза. И если до сих пор никто так и не построил собачий приют в конце улицы Родимцева (а теперь и не построит – раньше там был пустырь, а теперь рядом с местом, выделенным 10 лет назад под приют, находится комплекс «Акватория» с рестораном, бассейном и домиками для отдыха), то сегодняшний мэр вряд ли в ответе за это.

Сегодня в городе есть два волонтерских приюта и коммунальная служба, которая занимается отловом животных. Если вас напрягают бродячие собаки, необязательно сразу зверски их убивать. Можно сначала позвонить в аварийку (1580, бесплатно, круглосуточно) или в сервисный центр муниципальных услуг (0-800-217721, с мобильных – платно, с 8.00 до 17.00). Мы, сознаемся, не проверяли, насколько это эффективно, но попробовать, наверное, стоит.

В целом выход, по мнению городских властей, есть – волонтерские мини-приюты в микрорайонах города.

– Коммунального приюта не будет, – говорит секретарь горсовета Андрей Табалов. – В ближайшее время точно. Если делать все по правилам, то это десятки миллионов гривен. Депутаты просто не выделят эти средства. Сегодня городские власти сотрудничают с приютами «Бим» и «Счастливый пес». Это приюты, созданные волонтерами, общественными организациями. И сегодня мы думаем, что это более быстрый и эффективный путь. В каждом микрорайоне есть люди, которые уже этим занимаются, – опекают собак, кормят и т. п. Сегодня они это делают за свой счет, в своих дворах. Что мы предлагаем? Выделить землю для создания мини-приютов, оборудовать их минимально (будки, забор и т. п.), обеспечить ветеринарное обслуживание в таких приютах (стерилизацию, вакцинацию), какое-то минимальное финансирование, которое будет компенсировать хотя бы часть расходов, и помощь в поиске спонсоров. Спонсоры найдутся. Я сам, например, помогаю одному приюту.

Однако и защитникам, и противникам животных стоит понимать: приюты не уберут собак с улиц за один день. Это не бессрочные гостиницы для животных и не конц­лагеря. В приютах собак и котов прививают, стерилизуют, находят им хозяев или выпускают назад – на улицу. В крайнем случае, агрессивных или больных собак гуманно убивают. Ключевое слово гуманно: не лекарством «Х», чтобы понаблюдать, как животное будет ползать кругами, моля людей о помощи, а специальным ветпрепаратом, от которого собака просто засыпает.

В некоторых европейских странах (в Голландии, например) животных вообще не выпускают на улицу, а убивают, если за три месяца не находят для них хозяев. Но это не наш путь. И не только потому, что волонтеры на такие условия вряд ли согласятся. В Украине все уже очень сильно запущено. Зоозащитники объясняют, что, убрав сегодня с улиц наших городских более-менее социализированных собак, которые знают, что люди – это их друзья и кормильцы, мы только освободим место для тех, которые живут за городом, привыкли охотиться, добывать себе пищу и уж совсем не считают людей друзьями…