Сотни «самостроев» ожидают легализации в областном центре Кировоградщины. И хотя закон о так называемой амнистии для их хозяев принят, узаконить построенное без разрешения все равно не удастся как минимум без финансовых потерь.
О том, что, на первый взгляд, похоже на попытку разумного компромисса, мы поговорили со специалистами и должностными лицами, имеющими прямое отношение к упорядочиванию городской застройки. Обнаружили много неопределенного и немало неоднозначного.
На бумаге
В апреле этого года вступил в силу закон с длинным и запутанным названием – о внесении изменений в один из пунктов заключительных положений другого закона – «О регулировании градостроительной деятельности». Изменения должны продолжить срок принятия в эксплуатацию объектов, построенных без разрешения на выполнение строительных работ.
Человеческим языком: государство вроде как дает своим гражданам возможность без уплаты штрафа узаконить самовольно построенные до 9 апреля 2015-го жилые, дачные и садовые дома, сараи и прочие приусадебные сооружения площадью до 300 квадратных метров. На самовольные перестройки квартир в многоэтажных домах, например, однокомнатные квартиры, переделанные в студии, «амнистия» не распространяется.
– Плюс постройки сельскохозяйственного значения, которые построены до марта 2011 года, могут вводиться в эксплуатацию таким образом – если фермер построил склад и так далее. Они могут быть введены в эксплуатацию по упрощенной системе – без экспертизы, управления архитектуры, плюс не нужно платить штраф. Но земля обязательно должна соответствовать целевому назначению, – поясняет в прошлом главный архитектор Кировограда Григорий Литвин.
В теории заказчик – владелец «самостроя» – может обратиться в местные органы Государственной архитектурно-строительной инспекции (управления ГАСК), вызвать специалиста, который имеет сертификат на обследование зданий и сооружений, получить в результате акт технического обследования и на протяжении 10 рабочих дней получить в том же ГАСКе документ о вводе объекта в эксплуатацию. После этого – государственная регистрация и все.
Но пока это, действительно, только теория. Почему – знает и.о. начальника Управления ГАСК городского совета Кропивницкого Елена Филоненко.
– Закон вступил в силу в апреле, но подзаконных актов до сих пор нет, – констатирует она. – Хотя обещал руководитель Государственной архитектурно-строительной инспекции Украины, что в июле будут. Там должен быть бланк, которого нет, форма, которую мы заполняем. Должны быть бланк декларации, бланк технического отчета.
На деле
То есть через три месяца после вступления в силу закон попросту не работает, механизмы применения на деле отсутствуют. К тому же, не решая в сегодняшнем виде проблем, которые по замыслу должен, он, похоже, может создать новые. «Амнистия» для самовольного строительства на самом деле не новшество, и в предыдущие годы реализовывалась через приказы, точно так же продлевавшие срок введения объектов в эксплуатацию на определенное время. После того как он заканчивался, издавался новый приказ. С 2011-го их было уже четыре.
Закон вроде как должен был положить конец этой эстафете, сделав «эффект» бессрочным. Но от предыдущих приказов у него есть еще одно существенное отличие – легализуемые объекты должны соответствовать государственным строительным нормам (укр. ДБН) Украины. Казалось бы, оно и правильно, но, опять же, только в теории.
– Людям выдавали по шесть соток, – напоминает Филоненко. – Там нужно поставить дом, сарай, баню, туалет, а рядом уже следующий дом. А между домами должно быть расстояние восемь метров, минимум шесть. Кто мог выдержать это расстояние? Строились домики возле домиков, брались согласия соседей – «я, такой-то, позволяю построить сарай в огороде за два метра до моего дома», условно.
На основании этих согласий объекты ранее и регистрировали. Как будет теперь, что делать тем, у кого с ДБН не сложилось по описанным и другим причинам – непонятно.
На сегодня в областном центре выстроилась весьма внушительная очередь за «амнистией». Или штрафом. Делая свою работу, бюро технической инвентаризации выявляют в том числе и самовольные строительства – ставят «штампик» и присылают в ГАСК сообщение.
– Вот это у нас – все декларации, которые мы тоже должны проверять, – и.о. начальника демонстрирует внушительную стопку бумаг. – Вот это «самоволки». При этом каждый день минимум пять жалоб соседа на соседа, и мы тоже на них должны выходить. Вот, посмотрите, чуть больше, чем за год: каждый листик – это сообщение, это адрес.
С 10 февраля 2017 года в ГАСКе накопилось около пятисот таких листков. По каждому инспектор должен провести проверку. И штрафовать. А накопилось, потому что до недавнего времени инспекторов было двое на весь город и сотни адресов, которые прибавляются ежедневно. Потом стало больше, но на данный момент в силу ряда обстоятельств эти функции могут выполнять только трое сотрудников.
Впрочем, «проблемы индейцев», как известно, особо не волнуют никого, кроме них самих. К жалобам чиновников на недостаток ресурсов у нас давно привыкли относиться скептически.
Что в лоб, что по лбу?
Другое дело – нагрузка на собственный карман. И вот здесь как раз и скрыт, наверное, самый главный подводный камень закона, который когда-то все-таки заработает. Помните ведь об акте технического обследования?
– Когда ко мне люди приходят, я им всем честно рассказываю. У вас «самоволка», вы сегодня ко мне приходите. Берете строительный паспорт в управлении архитектуры – он бесплатный. Даете сообщение о начале работ, согласно паспорту. Мы выходим, обнаруживаем «самоволку». Мы вас штрафуем. Но, когда придет «амнистия», необходимый технический отчет будут делать сертифицированные лица. А это бизнесмены. За бесплатно этот отчет никто делать не будет. Государственной структуры, которая могла бы делать это бесплатно, нет, – подчеркивает Филоненко.
Конкретно в цифрах: минимальный штраф, который придется заплатить за самовольное строительство, составляет сегодня 4250 гривен. Это если оштрафованный – пенсионер. Их среди живущих в частном секторе представителей целевой группы немало. Для всех остальных – в среднем около 6 тысяч. Расценки за составление акта технического обследования у всевозможных негосударственных структур – юридических, консалтинговых и других фирм – стартуют от 4-5 тысяч гривен.
Для того же пенсионера с его «неправильным» сараем или пристройкой и парой тысяч гривен дохода в месяц – что в лоб, что по лбу. Все равно – хотя совершенно с другой стороны, и хозяевам таких же самовольных трехэтажных дач, с каждым годом оказывающихся все ближе к городской черте, получению адреса и прочим формальностям.
– Сегодня, если у тебя есть земля, частный дом узаконить – не вопрос, – говорит теперешний главный архитектор Кропивницкого Вадим Мездрин. – Люди берут у нас строительный паспорт, который мы выдаем в течение недели, и идут, регистрируют сообщение о начале строительства, сегодня все настолько упростили. Мне кажется, «амнистия» – больше популизм, чем реальный механизм…
Про призначення / поновлення виплати пенсії особам, які виїхали з тимчасово...