Нельзя быть честным и нечестным в одно и то же время, даже если это происходит в разных местах.
М. М. Жванецкий.
Почти неделя прошла после просмотра сериала «Чернобыль», а тема никак не отпускает. Казалось бы, с технической, медицинской и даже экологической точки зрения, ничего нового для себя я там не открыл. От своих друзей (слава Богу, живы) и из сотен публикаций знаю массу реальных историй – трагических, драматических и даже курьезных, но фильм зацепил, взял за живое. В первую очередь тем, как сказал cценарист «Чернобыля» Крэйг Мазин, что «это история о цене лжи».
Конечно, ложь вошла в наш мозг и даже гены не с радиацией Чернобыля – до него в ХХ веке были не менее и даже более масштабные события, «цена лжи» которых измерялась десятками миллионов человеческих жизней. Но дело даже не в масштабности техногенных катастроф и социальных катаклизмов, а в стабильности вранья на всех уровнях жизни и нашей привычной терпимости ко лжи.
Выборы в Украине – время массовой лжи. Иногда ее можно назвать безобидной. Скажем, из ниоткуда появляется кандидат Немо и начинает обещать всем все и сразу. Шансов у него изначально никаких, рейтинг нулевой. Может, псих, а может – наивный идеалист. Такие люди большого вреда не наносят, над ними попросту посмеиваются, и для них минута славы заканчивается вместе с выборами.
Владимира Гройсмана ни психом, ни наивным не назовешь. Более того, он так лихо «путает следы», что «пересічному виборцю» понять, где правда, а где ложь в словах идущего на выборы премьер-министра, очень трудно. На днях Гройсман предложил создать Государственный Фонд Будущего (ГФБ), в который хочет собрать деньги от госмонополий, недр и приватизации. Вам нравится такая идея? Мне – решительно нет. Ведь деньги от этих структур – это и так деньги госбюджета, без всяких промежуточных фондов. А распоряжается деньгами бюджета, правильно, премьер-министр. И не в будущем, а в настоящем. В задаче спрашивается: нафига? Для тех, кто еще не понял, напомню о судьбе такого себе Фонда больницы третьего тысячелетия. Очень похоже, не правда ли?
Кто-то скажет: а кто не врет на выборах? Чего ты прицепился к милейшему Владимиру Борисовичу? Да просто вранье вранью рознь. А ну как пройдет пяток его соратников из «Народного фронта» по «мажоритарке», а к ним добавятся еще десяток «подснежников» из разных списков? И вот уже, глядишь, фракцию собрали. И начали проталкивать голубую мечту ГВБ – ГФБ. А это как раз те мечты, сбычи которых надо побаиваться.
К сожалению, бывают случаи, у которых далеко идущие последствия уже наступили. Самый свежий пример – ложь о коалиции в Верховной Раде. Ее не было давно – де-факто. И все это время спикер парламента Парубий лгал, что она есть. Ему слали запросы политики, прокуроры, журналисты, а он тупо морозился. Самые активные активисты требовали победить в войне, найти и посадить врагов, снизить тарифы, но никто не добивался роспуска держащегося на лжи парламента. А Рада была рада: еще подепутатствуем, подоим нашу коровку, похлебаем из бюджетного корытца. Конституционный суд неожиданно для многих назвал наконец ложь ложью. И что теперь? Судить Парубия за узурпацию власти? Отменять законы и решения? Или проглотить молча? А «виновник торжества» будет сидеть в зале парламента и давать ценные указания новой коалиции, как честно и без нарушений принимать законы?
Когда-то было модно сравнивать коррупцию со злокачественной опухолью, которую надо просто удалить, а по метастазам пройтись «химией». Оказалось, все гораздо хуже: коррупция стала естественной частью организма нашего общества, и изничтожить ее можно только вместе с самим организмом. Вот так же и с ложью. Она стала способом мышления, логикой поступков, аргументацией действий. Все зашло очень далеко…
Нужно признать, что наши политики научились лихо манипулировать ложью, правдой и полуправдой. Но ведь и народ уже так легко, как раньше, не ведется на пустые обещания. А потому – слушаем, думаем и… вычеркиваем.
Врет в глаза и не краснеет? Давай, до свиданья!
«Терра Україна»: кропивничан запрошують на серію інтерактивних лекторіїв з історії України...