В последние годы в Украине открывается все больше так называемых альтернативных школ, где родители могут учить своих детей так, как считают нужным. Хотите убрать из программы «Основы здоровья» и заменить этот предмет анатомией с первого класса? Пожалуйста! Хотите изучать три иностранных языка, ходить в школу не пять, а три дня в неделю? Без проблем, все в ваших руках. Конечно, такие «родительские» школы обязательно прикрепляются к общеобразовательным, которые специализируются на экстернате, чтобы дети регулярно сдавали тесты, писали контрольные и получали оценки. Но в самих альтернативных школах от оценок чаще всего отказываются, чтобы не портить мотивацию. Ребенок должен учиться, потому что ему интересно, а не ради абстрактных цифр.
На сегодняшний день в Киеве больше пятидесяти таких школ с разным количеством учеников (от трех до шестидесяти). Есть они и в других крупных городах. Возможно, с сентября такая школа откроется и в Кропивницком. По крайней мере, группа родителей, которые готовы забрать своих детей из общеобразовательных школ и учить их в маленькой полусемейной школе, уже есть.
Что почем?
Первую такую школу создали шесть лет назад три киевских семьи. Создали исключительно для собственных детей – у всех старшие дети шли в первый класс, и всем не нравились общеобразовательные школы. По словам одной из основательниц школы «БеркоШко» (школа в Берковцах) поэтессы Олеси Мамчич, мамы двух учениц и по совместительству преподавательницы «креативного письма», поначалу они не были уверены в успехе этого мероприятия. Малышам было по шесть лет, и друзья решили, что если у них что-то не получится, то дети просто пойдут в общеобразовательную школу на следующий год. Но все получилось.
На прошлой неделе две основательницы и преподавательницы «БеркоШко» – Олеся Мамчич и Валентина Мержиевская – делились опытом с кропивницкими родителями, которые хотят создать собственную альтернативную школу.
Первое, что нужно понимать: обучение в такой школе стоит денег, и, по нашим меркам, немалых – в «БеркоШко», например, 2,5 тысячи в месяц. Но это на все – питание, преподавателей, канцтовары, содержание и аренду помещения. А поскольку организовывают это все, опять же, родители учеников, то часть оплаты им же и возвращается. Валентина Мержиевская, например, платит за двоих детей четыре тысячи (если учатся двое, то предоставляется скидка 20%) и столько же забирает в качестве зарплаты – она ведет административные дела школы и преподает математику, природу и странный обязательный предмет под названием «теревені».
– Сначала мы хотели, чтобы все было бесплатно, все на энтузиазме, кто сколько может, тот столько и дает, кто что может, то и делает, – рассказывает Валентина. – Но так не получается даже среди друзей. Поэтому мы установили плату за каждую услугу и плату за обучение. Чем больше вкладываешь сил (готовишь еду, занимаешься с детьми), тем дешевле обойдется обучение.
Теоретически можно и ничего не вкладывать, просто платить две с половиной тысячи, и все. Но главная фишка альтернативной школы как раз в том, что родители принимают активное участие в обучении детей, выборе программы, организации досуга и т.п. Поэтому на деле обучение всем обходится дешевле, чем задекларировано.
Альтернативная школа не может быть бизнес-проектом, предупреждают основатели «БеркоШко», заработать на ней не получится, нечего и пытаться. Это тоже должны понимать все родители, участвующие в проекте. При этом для начала придется немало вложить – нужны ведь помещение (желательно с собственным двором или возле парка), мебель, техника и т.п. Для «БеркоШко», например, один из организаторов построил дом в дачном кооперативе. Другие киевские альтернативные школы снимают квартиры, отдельные помещения в детских библиотеках и т.п.
В «БеркоШко» только два класса – первый и шестой. Первоклашки, которые пошли в школу в 2011-м, сегодня в шестом. У всех трех семей-основателей младшие дети в прошлом году пошли в первый класс. Других классов просто не открывали, хотя желающие были, – это школа «для себя». Сегодня в первом классе школы девять детей, в шестом – одиннадцать. Больше, говорят киевлянки, они не могут взять.
– Одиннадцать, – это уже много, – говорит Олеся Мамчич. – Девять – это идеальное количество учеников в классе, по крайней мере, для младшей школы. Когда мы начинали с нашими тремя детьми, то сами чувствовали, что что-то не так, нет коллективной работы, детям не с кем дружить – не дружить. Это плохо. Когда на следующий год детей стало больше, то мы увидели, что так легче.
Школа здравого смысла
На первый взгляд, организация обучения в «БеркоШко» кажется более чем странной. Дети учатся три дня в неделю, с восьми утра до пяти вечера, с полуторачасовым перерывом на обед. Остальные четыре дня занимаются дома самостоятельно. Такая самостоятельная работа, по мнению организаторов, в отличие от традиционной «домашки», учит детей правильно расставлять приоритеты, организовывать свое время, самостоятельно искать информацию и т.п.
Когда я засомневалась в том, что младшие школьники вообще будут самостоятельно заниматься дома без угрозы получить единицу, Олеся и Валентина в один голос ответили: «Это смотря какие задания, если детям интересно, то будут!»
Предметы в школе тоже довольно необычные. «Теревені», например, – это предмет, объединяющий развитие речи, этику, литературу, психологию. Здесь обсуждают жизненные ситуации или абстрактные понятия. А украинский язык делится на два предмета – «креативное письмо» и грамматика. Это идея Олеси Мамчич. В какой-то момент она поняла, что ей интересно читать с детьми художественную литературу, учить их выражать свои мысли устно и письменно, а делать фонетический анализ слова и объяснять правила неинтересно. Тогда для этого пригласили другого педагога. В этом огромный плюс альтернативной школы – здесь никто не работает ради часов, ради зарплаты, ведь преподают собственным детям. И если Олеся видит, что грамматика в ее изложении детям неинтересна (хотя она украинский филолог и все необходимые знания, конечно, имеет), то ищет преподавателя, который искренне любит именно структуру языка и сможет увлечь учеников.
С первого класса малыши учат физику и анатомию. Хотя, конечно, совсем не по программам средней школы. На физике проводят самые разные эксперименты, на анатомии изучают, как устроено человеческое тело.
Мы спросили, как изменилась успеваемость учеников, которые перешли из обычных школ в «БеркоШко».
– Не знаю, – пожимает плечами Валентина Мержиевская, – наверное, такая же. Оценки у наших детей нормальные, ниже восьмерок ни у кого нет. Но мы не обращаем на это внимания. Все родители знают, что если какая-то тема из «Основ здоровья» кажется мне абсурдной, то я ее пропускаю. Да, в результате дети могут получить на контрольной на балл ниже, ну и что? Ведь за это время я могу рассказать им что-то полезное и интересное. В принципе мы читаем все темы по программе, которые не противоречат здравому смыслу. Таких, конечно, большинство. Но если тема противоречит здравому смыслу, то зачем она нам? Лучше потратить это время на что-то полезное.
Валентина показывает, как они изучали силу притяжения. Повесили во дворе школы люстру-шар и назначили ее Солнцем, определили масштаб. Сделали планеты, соблюдая масштаб, расставили их на места, отмерив точное количество световых лет. Конечно, это заняло больше времени, чем чтение параграфа в учебнике. Зато потом дети увидели, что крошечный по отношению к люстре-Солнцу Плутон находится почти в километре от школы, и узнали, что в космосе его держит на месте сила притяжения! А сколько всего выучили по ходу: и что такое масштаб, и что световой год – это единица расстояния, а не времени, и названия и расположение всех планет Солнечной системы, и т.п. Действительно, ради этого не грех пропустить какую-то тему из «Основ здоровья».
– Главное – в самом начале определить общие для всех приоритеты, – объясняет Валентина. – В Киеве есть альтернативные школы трех типов: созданные религиозными общинами, друзьями (как у нас) или группами людей, которые между собой изначально были незнакомы. Когда школу создают друзья, то определиться с приоритетами проще (как, наверное, и в религиозных школах). У нас ведь и так похожее мировоззрение, общие взгляды на какие-то принципиальные вопросы: нужны ли нам религиозная составляющая, патриотическое воспитание, допускается ли русский язык преподавания и т.п. Но когда школу создают друзья, то потом возникают проблемы с бытовыми вопросами: сложно решить, кто будет выносить мусор и т.п.
Если же школу создает просто группа единомышленников, то сначала нужно договориться по всем принципиальным вопросам. Это может быть сложно. Зато в быту им будет проще, каждый будет четко выполнять свои обязанности.
А что у нас?
Одна из инициаторов создания в Кропивницком альтернативной школы – директор местной языковой школы Mortimer English Club и мама будущей шестиклассницы Мариши Виктория Поляновская.
– Я уже несколько лет думаю об альтернативной школе, – объясняет Виктория. – Потому что вижу, насколько неэффективно используется время в общеобразовательной школе. Много лет я наблюдаю, что дети, которые изучают английский в Mortimer два часа в неделю, знают язык лучше, чем те, кто пять часов в неделю учит его в спецшколе. Спросите у репетиторов, сколько времени им нужно на то, чтобы ребенок усвоил какую-то тему по любому предмету: по математике, украинскому языку. Опытный репетитор сразу назовет вам количество часов, и это будет раз в пять меньше, чем на ту же тему тратят в общеобразовательной школе!
Виктория готова предоставить для школы помещение в центре города – с классами, двориком и т.п.
– На курсы в Mortimer и дети, и взрослые ходят после трех часов дня. До трех наши аудитории в основном пустуют. И я могу и хочу предоставить их под этот проект. У нас также есть прекрасные преподаватели английского языка по методике Mortimer, курсы ментальной арифметики для детей. Думаю, эти курсы можно было бы интегрировать в программу школы. Уже есть преподаватели, которые готовы работать в такой школе. Есть, например, преподаватель латыни, которой интересно попробовать учить детей. А латынь – это очень полезно! Человек, знающий латынь, сможет быстро выучить любой романский язык.
Но это если родители захотят. Потому что я много раз подчеркивала и хочу еще раз сказать: я не хочу, чтобы это была моя школа. Если соберется шестой класс, то Маришка будет ходить в эту школу, а я буду участвовать в организации наравне с другими родителями. Если же шестой класс не соберется, то я все равно предоставлю помещение и, если родители захотят, какую-то административную помощь. Просто потому, что считаю этот проект важным и интересным.
Какие классы будут в школе, сколько их будет, пока неизвестно. Виктория Поляновская считает, что для начала нужно попробовать открыть 1-2 класса. И лучше, чтобы это были все-таки пятый-шестой.
– Проблема с общеобразовательной школой встает особенно остро в пятом классе, – объясняет она. – В начальной школе достаточно найти хорошего учителя, и ребенок будет учиться с удовольствием. Но найти школу, где интересно и качественно будут преподавать все предметы, практически нереально. Именно в пятом-шестом классах дети начинают «затухать», терять интерес не только к учебе, но к жизни вообще. Я вижу это по ученикам языковой школы, вижу по Маришиным друзьям. Ребенок, который в семь-восемь лет был очень активным, интересовался всем на свете, в 11-12 лет хочет только одного – отдохнуть. Дети не должны так уставать, это неправильно. У детей должно быть детство, должно быть время погулять, почитать, порисовать, даже поскучать, потому что, когда ребенок скучает, он начинает искать себе хобби.
Поэтому я тоже за то, чтобы учиться, может быть, не три дня, как в «БеркоШко», но четыре, чтобы у детей оставалось больше времени на отдых, на хобби, на кружки и секции. Я не хотела бы, чтобы мы полностью копировали опыт «БеркоШко», в Украине много других успешных альтернативных школ. И все они успешные именно потому, что выбирают что-то свое, отличное от других.
Пока кропивницкие родители только в самом начале пути. В соцсети «Фейсбук» создана группа «Альтернативна освіта. Кропивницький», там обсуждаются идеи и назначаются встречи, на которых родители-альтернативщики могут пообщаться лично. Если у вас есть дети-школьники и вы тоже считаете, что образование, которое они получают в государственных школах, далеко от идеала, присоединяйтесь.
Конечно, далеко не все родители готовы бросить все и провести эксперимент на собственных детях. Потому что, как ни крути, это эксперимент. Сколько успешных альтернативных школ ни существовало бы в Украине, как бы тщательно и скрупулезно мы ни изучили их опыт, повторить его в точности все равно не получится…
Хочется поблагодарить Олесю Мамчич и Валентину Мержиевскую за то, что они и приехали к нам, и поделились опытом. А также поэтессу и журналистку Елену Горобец, маму второклассника, которая не только организовала этот семинар в Кропивницком, но и заразила многих кировоградских родителей идеей альтернативной школы.
Честно говоря, до этой встречи идея создания такой школы «вскладчину» в нашем городе казалась мне абсолютно утопической. Но, послушав Олесю и Валентину, поговорив с Викторией Поляновской, я стала задумываться о том, а не присоединиться ли и мне к проекту? Может быть, и моему ребенку в такой школе будет лучше и комфортней, чем в обычной?
«Терра Україна»: кропивничан запрошують на серію інтерактивних лекторіїв з історії України...