Что рассказать вам об Эстонии

15:18
2102
views

Что рассказать вам об Эстонии такого, чего вы не найдете в Интернете? Самое интересное вы знаете и сами, уважаемые читатели. Украинцы связаны с этой небольшой страной многочисленными узами. Закиньте рыбацкую сеть вопросов в круг своих родных, одноклассников и соседей – и вытянете много интересного. Один служил в Нарве, другой ездил в Таллинн к бабушке, третий пишет лекции для русскоязычных студентов Тарту.

 

Самые неожиданные впечатления от Эстонии я получила еще в Кропивницком, когда узнала, что моя коллега, работавшая ранее в рекламе, сейчас возглавляет украинско-эстонскую компанию в нашем городе. По приезде в Таллинн (благодаря «Фейсбуку») выяснилось, что другой знакомый – военный из третьего полка – проходит реабилитацию за сорок километров от столицы Эстонии. Более того, в отеле во время завтрака меня узнала еще одна землячка, которая отдыхала на балтийском побережье.

«Никто не остров, цельный в себе; каждый – лишь камешек материка, тверди частица; ежели глыбу смоет волна, Европе ущерб, и то же самое, будь это мыс или чей-то надел – твоих друзей или твой…» – писал Джон Донн. И справедливость этого высказывания с каждым днем путешествий по Европе становится для меня все очевиднее и очевиднее.

 

Едем в Таллинн через Ригу

Думая о том, куда бы мне хотелось поехать, я как-то рассматривала вариант Вильнюса, потому что туда были дешевые авиабилеты из Киева – всего за 600 гривен компания WizzAir предоставляла перелет в обе стороны. Впрочем, рейс вскоре закрыли, а я тогда и не предполагала, что попаду в столицу Литвы, возвращаясь из учебной поездки в Таллинн.

Человек предполагает, а Бог располагает? Я бы сказала – человек предполагает, что билеты на два последовательных рейса Киев – Рига и Рига – Таллинн чудесно стыкуются между собой. По пути в Эстонию так и случилось. А вот на обратном пути нас ждал сюрприз. Ведь компания AirBaltic располагает, что задерживать самолет из-за пяти туристов, не успевающих добежать из одного терминала в другой, – неоправданная трата ресурсов. Впрочем, свои обязательства европейцы выполняют, и нашей дружной компании не только бесплатно поменяли билеты, предложив лететь домой через Вильнюс, но и предоставили чудесный отель в Риге. Если в Таллинне, посещая деловые встречи, мы видели только дневную жизнь города, то в Риге окунулись в ночную. Вместо того, чтобы отсыпаться, мы поехали знакомиться со столицей Латвии, туристический центр которой встретил нас исключительно русской речью, переполненными полуночными кафе и подсвеченными фасадами десятка старинных храмов.

Решите лететь в Эстонию – выбирайте маршрут с двумя-тремя пересадками. Во-первых, это дешевле. Во-вторых, вы сравните Минск, Вильнюс, Ригу и Таллинн. «Нервная суета зала ожидания, контроль, досмотр, таможня и “Дьюти Фри”, маленькие радости путешествия перед узкими самолетными креслами, ревом турбин и оптимистической скороговоркой стюардессы: “аварийные выходы расположены”…» – это пишет Сергей Лукьяненко. Испытайте прелесть путешествия самолетом, и вы предпочтете этот вид транспорта любому другому.

 

А разве бывает так, что президент – мужчина?

Вопросы гендерного равноправия в Эстонии более чем актуальны. Несмотря на то, что средняя зарплата в стране за прошлый год выросла на 7,6%, у женщин средняя зарплата все еще на 20,9% меньше, чем у мужчин. Чтобы привлекать внимание работодателей и профсоюзов к этому вопросу, разработан даже специальный значок в виде одного евро, который распространяют общественные организации.

Во время конференции, организованной в честь двадцатилетия Эстонского женского ресурсного центра, президент страны Керсти Кальюлай отметила, что есть области, в которых гендерная дискриминация касается в первую очередь мужчин. Например, средняя продолжительность жизни у мужчин в Эстонии на девять лет короче, чем у женщин. Есть и тревожные тенденции того, что мальчики чаще бросают школу и склонны вести рискованный стиль жизни.

Приводя пример Украины, можно вспомнить, что у нас нет специальности «Медбрат», поэтому мальчикам, которые заканчивают училища, пишут в дипломах «Медсестра». Но это скорее курьез. А вот то, что во время развода ребенка в большинстве случаев оставляют с мамой, не принимая во внимание желания и возможности отца, это уже серьезнее. Эстония и скандинавские страны в этом плане нас обогнали на сотню лет как минимум.

Эксперты из Финляндии и Швеции, рассказывая об опыте гендерного равенства в этих странах, отметили интересный факт. Скандинавские женщины намного больше времени проводят на работе или в бизнесе, по сравнению с европейскими. Но и количество детей, рожденных в семьях Швеции и Финляндии, тоже выше, чем в среднем по Европе. Это объясняется более справедливым распределением обязанностей в семье, а также поддержкой, которую оказывает государство как отцам, так и матерям, которые воспитывают детей. Например, в Эстонии маме, родившей третьего ребенка, не надо собирать справки-бумажки, чтобы получить полагающуюся помощь – все данные из роддома автоматически поступают в социальный центр или департамент, который и назначает выплаты. Кстати, дети, которые вырастают в период правления женщины-президента, спрашивают родителей: «А разве бывает дядя-президент?»

«Для того, чтобы рождались дети, важно предложить семьям среду, где они будут получать помощь и поддержку», – говорит министр социальной защиты Эстонии Маргус Цахкна. В Украине же политики этой весной не придумали ничего лучше, кроме как опять поднять тему запрета абортов. Наверное, они думают, что кнут – лучший мотиватор, чем пряник, сравнивая людей с дикими лошадьми, которых надо укрощать.

 

Государство в облаке

«Украина и украинцы близки нашему сердцу», – сказала во время встречи Хэлина Луур, эксперт организации SpeakSmart (англ. «ГовориРазумно»). И это не просто слова, а глубокое понимание причин войны, которая идет сейчас на востоке Украины, и той угрозы, которая существует для Эстонии, вся восточная граница которой – это граница с Россией.

На внешнюю угрозу Эстония реагирует с присущими прибалтам здравым смыслом и логикой, оптимизируя внутренние резервы и используя технологический потенциал, благодаря которому эта маленькая страна известна во всем мире. «Государство – это базы данных», – считает официальный Таллинн. И кто бы спорил с ними, только не украинцы. Ведь миллионы наших сограждан, пострадав от военного конфликта в Крыму и на востоке, покинув родные дома, остались без «бумажек» – без трудовых книжек, без договоров социального страхования, без документов на свою недвижимость, землю, автомобили.

Эстонии такая ситуация не грозит. После «бронзовой ночи» и первой в истории планеты кибератаки на страну, причастность к которой России так и не удалось доказать, государство создает защищенные и дублирующие информацию базы данных о своих гражданах… в посольствах Эстонии по всему миру. В случае военной агрессии правительство будет все так же эффективно работать и предоставлять услуги гражданам – от налоговой декларации до графика прививок вашему коту – в режиме онлайн.

Эстония стала первой страной в мире, которая 12 лет тому назад ввела онлайн голосование на выборах, и сейчас 30% избирателей голосуют через Интернет. В Эстонии можно получить электронное гражданство и открыть свою фирму или счет в банке человеку из любой точки мира. На данный момент, кстати, такой возможностью воспользовалось уже более тысячи украинцев. Припарковать машину, пользуясь специальным приложением, и оплатить время простоя? Отправить фото своего прыща доктору и получить по почте электронный рецепт для похода в аптеку? На данный момент все операции – юридические, финансовые – в Таллинне можно провести, не отходя от своего компьютера или смартфона. Вот только жениться, развестись или купить/продать недвижимость надо в формате реального времени. Пока, добавляют эстонцы.

 

Финская водка, черный хлеб, селедка

Один из первых вопросов, который мне задали друзья по приезде в Украину, был о традиционном алкогольном напитке в Эстонии. Вопрос поставил меня в тупик, потому что насыщенная рабочая программа визита, устроенная коллегами из Эстонского женского ресурсного центра (ENUT) давала возможность лишь вздыхать восхищенно от очередного спикера и бежать на следующую не менее интересную встречу.

Впрочем, я, конечно же, привезла в качестве сувениров друзьям пару пятидесятиграммовых бутылочек ликера Vana Tallinn («Старый Таллинн»). Когда я покупала их в аэропорту, русскоязычная продавщица не запаковала покупку в герметичный пакет, что обязательно делают из соображений безопасности. На мое замечание девушка весьма натурально удивилась: «А разве вы не будете их сейчас пить?»

Тем не менее, Vana Tallinn – это исключительно туристическая «фишка». В повсе­дневной жизни эстонцы предпочитают вино и пиво. Крепкий алкоголь в магазинах продается в широком ассортименте, но покупают его в основном туристы из Скандинавии, ведь средняя стоимость бутылки водки в Эстонии – 10-12 евро, в Финляндии – 22-24, а в Швеции – 25-27 евро.

Отличной закуской к крепкому спиртному служит черный хлеб с маринованной рыбой, луком и огурцом. Более того, именно такую закуску предлагают и во время кофе-брейков на конференциях или семинарах. Отличный вариант вместо надоевших уже конфет и печенья, как по мне. Да и в отеле, где мы жили, среди вариантов завтрака была вареная картошка, вкуснейшая селедка и соленые огурцы. «Я не люблю молодость – она глупа и жестока. Я не люблю старость – она больна и ворчлива. Я люблю картошку с селёдкой», – пишет Анатолий Колмаков. И после поездки в Эстонию я разделяю его любовь.

 

Фабрика превращается…

Старые кирпичные здания, густо расположенные в центре города, остались в наследие от бывших советских заводов не только нам в Кропивницком. Это привычное зрелище для эстонцев. Вот только в Таллинне таким зданиям не дают дряхлеть и рассыпаться. Не делая гламурного «евроремонта», такие фабричные городки в столице Эстонии превращают в развлекательные и привлекательные для туристов центры. Граффити на стены, бесплатный вай-фай, на первые этажи – кафе и магазины, на вторые и выше – недорогие офисы для общественных организаций, студии художников, ателье для дизайнеров и коворкинги для IT-компаний. И вот уже городок Telliskivi (с эст. «кирпичный») превращается в центр культурной и творческой жизни Таллинна.

Пожалуй, этому способствует как раз то, что многие неприбыльные организации работают именно на территории городка. В частности, Mondo, которая является крупнейшей в Эстонии некоммерческой организацией, работающей в области развития, глобального образования и гуманитарной помощи. Сейчас волонтеры организации работают на востоке Украины, помогая гуманитарными наборами и налаживая связи с педагогами. Но наиболее ярким примером их работы является сотрудничество не в Украине, а в Африке. Там Mondo поддерживает местных женщин, которые плетут корзины. Каким образом? Во-первых, эстонцы отправили в Гану волонтеров, которые поработали вместе с мастерицами над дизайном корзин, научили, как стандартизировать продукцию, чтобы все корзины одного типа были одинакового размера. Далее эстонцы рассказали коллегам из Африки, что выгоднее не продавать корзины каждой женщине на рынке за копейки, а создать кооператив и торговать оптом, вкладывая деньги в развитие.

Сейчас Mondo закупает корзины в Гане по справедливой цене (принцип fair trade, англ. «честная торговля»), платит налоги и продает товар в Европе через онлайн магазин. Вырученные деньги идут на развитие общественной организации и те гуманитарные и образовательные программы, которые внедряет Mondo.

В общем, мы с коллегами на три часа «потерялись» на территории Telliskivi – общались с лидерами третьего сектора, бродили по магазинчикам, рассматривали интерьеры в дизайнерских студиях, попробовали еду в экологических магазинах. Жаль, что приехали мы не летом, когда во дворе работает популярный «блошиный» рынок. Да и времени посетить театр Vaba Lava (эст. Свободная сцена) или Sõltumatu Tantsu Lava (эст. Независимая хореографическая сцена) у нас не было. Зато мы перещупали три десятка разных сортов бумаги, на которых в Эстонии печатают журналы и газеты. Один нам очень понравился – нежно-бежевый, – для газеты «Украина-Центр» он бы отлично подошел! Впрочем, такая бумага достаточно дорогая. Верно говорил Генри Морган: «Все, что нужно для издания ежедневной газеты, – это честолюбие, честность и 10 000 000 долларов». У нас пока, увы, нет такой суммы для покупки гламурной бумаги, так что будем завоевывать вас, уважаемые читатели, интересными статьями.

Виктория Талашкевич – специально для «Украины-Центр».