Проблема возвращения к мирной жизни для человека, вернувшегося с войны, часто становится не только сложной, но порой и неразрешимой. В стране появляются различные психологические (чаще всего волонтерские) организации, которые помогают найти выход. В Кировоградской области одной из таких организаций стал центр «Коловорот». С его создателями мы и поговорили на эту тему и не только.
Наши собеседники – основатели центра Андрей Фоменко – дипломированный психолог, волонтер с августа 2014 года, и Евгений Близнюк – демобилизованный боец, частный предприниматель.
– Андрей, как возникла идея создания такой общественной организации?
А.: – Будучи волонтерами, мы всегда активно искали финансирование на поездки в АТО. Дело в том, что туда мы ездили изначально не только ради того, чтобы отвезти передачу со всякими полезными и вкусными вещами, но и для профессиональной работы психолога. Эту работу трудно прорекламировать в социальных сетях, поскольку она специфична во-первых, и работать приходилось с теми, кому реклама не нужна изначально во-вторых.
Наша помощь особенно нужна была в войсках специального назначения. Мы тогда получили «добро» от командования и работали с группами, которые уходили за линию фронта или возвращались оттуда. Вот тогда мы и вышли с просьбой о помощи на народного депутата Константина Ярынича. Во время разговора с ним и возникла мысль работать не только на выезде, но и на месте. Мы просчитали наши возможности и согласились. Вот так и родилась идея создания ресоциализационного центра для действующих и демобилизованных АТОшников. Тем более что на тот момент появился круг людей, которым мы были известны и которые начали нас рекомендовать друзьям и знакомым, воюющим и уже нет. Приходилось много заниматься и этими вопросами, а реально даже места для встреч не было.
Стало понятным, что чем больше будет таких центров – тем лучше. У нас есть прекрасный центр психологической помощи «Компас» (мы с ними долгое время сотрудничали), но и ему, и нам работы хватит еще надолго. Вот, оценив все эти соображения, мы и решили открыть «Коловорот». Причем именно так: дистанцируясь от лечебных заведений. Полгода работы убедили в правильности наших действий: почти пять сотен обращений – тому подтверждение.
– Как много людей работает в «Коловороте»?
А.: – Есть общественная организация «Коловорот», и при ней действует одноименный центр ресоциализации. В организации активно работают около двадцати человек. Это люди, которые хотят помогать, имеют определенные опыт, знания и навыки. Причем не только психологические. Есть же разные запросы: например, обратился к нам АТОшник с идеей создания собственного бизнеса. Мы обсудили его бизнес-план, показали специалистам, нашли слабые стороны, подсказали, как сделать лучше. Или обратился к нам воин с фронта с просьбой найти няню для маленького ребенка, потому что жена выходит из декрета, а в садик отдать не получается. Так что проблемы бывают разные, и специалисты у нас тоже разные. А в центре работают в основном психологи. Но тоже по своим направлениям. Я работаю с АТОшниками. Помогает Инга Кузнецова – работает с детьми, Влад Зубченко ведет семейную терапию, Наталья Потапенко занимается вопросами кризисов и горя. В общем, работы хватает всем.
– С какими нерешенными проблемами приходится сталкиваться чаще всего?
Е.: – Наверное, с юридическими. Хорошие юристы на вес золота, и не всегда у них есть время и возможность помогать на волонтерских началах. Мы тесно сотрудничаем с «Юридической сотней» и Антоном Красовым, да и со многими юристами города, но пока проблем больше, чем мы в состоянии решить.
В последнее время на две нерешенных проблемы стало меньше. Мы смогли договориться, а главное – правильно оформить прохождение МРТ-исследований в частных клиниках областного центра. Дело в том, что в законах о социальной помощи предусмотрены бесплатные обследования для АТОШников, но только в государственных лечебных заведениях. А с этим – проблема. Приходилось ждать очереди. Частные клиники согласны были брать на себя обследования, но несовершенное законодательство фактически не разрешало им это делать бесплатно. А теперь нам удалось юридически правильно оформить договора с ними, и по направлению из лечебного заведения теперь ребята могут пройти бесплатное обследование в Украинском Центре Томотерапии или МРТ-центре «Элит». Или вот, например, наши законы не предусматривают стоматологическое лечение членам семей погибших ребят. А мы договорились со стоматологической клиникой «Медина», и теперь вопрос решен. Подчеркну: это все бесплатно!
– Женя, ваш центр связывают непосредственно с депутатом Верховной Рады от БПП Константином Ярыничем. Вы – политический проект?
Е.: – Категорически нет! Константин Владимирович помогает нам не как депутат, а как гражданин своей страны. Мне как-то задали вопрос: «А если он от вас потребует каких-то услуг? Что делать будете?» Я тогда ответил: «Хотел бы – уже б потребовал». Просто помощь нам – это его гражданская позиция. Для нас депутат Ярынич и человек Ярынич – разные люди. Нам помогает Человек. Он совсем не как депутат поехал с нами в Водяное под Мариуполь, где метрах в 100 рвались снаряды, а на соседней улице «работал» ДШК.
А.: – Он и в поездку с нами интересно отправился. Был очередной спецзаказ для узких специалистов. Им нужны были кровоостанавливающие, сильные антибиотики и много других редких лекарств. Он достал все, что нужно, и приехал на погрузку. Вместе с нами таскал ящики, мы погрузились и давай прощаться, а он нам: «А я?» Ошарашил, говорим: «А что вы?» – «Так и я ж еду!» Подвинули ящики чуток, так и поехал.
Ж.: – Он сам побывал там, куда не каждый полковник ВСУ приехать решался. Я воевал в тех краях и могу это говорить уверенно.
– А предложения от других политиков или партий были?
Ж.: – Конечно, были и сейчас есть, но во всех случаях ответ одинаково отрицателен. Мы – вне политики, мы – за наших. Мы готовы принимать помощь от любого желающего помочь. Но мы не будем участвовать в реализации чьих-то политических амбиций. Политика – дело грязное, и мы не будем в ней пачкаться.
– Какие перспективы «Коловорота» вы видите в будущем?
А.: – Ну работы еще много предстоит. Только мы ищем стабильные возможности финансирования своих планов. Один Ярынич «вытянуть» все наши проблемы не сможет. Да мы и сами хотим зарабатывать. Только не в карман, а в общее дело. Идея вот какая: приходит к нам АТОШник с предложением открыть свое дело, но денег на это у него не хватает. Мы выделяем средства, он начинает работать, а прибылью делится и с нами. Мы таким образом создаем материальный фонд помощи, который будет использоваться дальше таким же образом. И чем больше получится запустить таких дел – тем лучше. Это и налоги государству, и рабочие места для АТОшников, и частичное решение проблемы ресоциализации. Плюс мы бы хотели, чтобы люди, которые с нами работают, получали какую-то оплату за свою работу. Но это – в идеале. Так сказать, планы на будущее.
– А какими методами реабилитации вы еще сейчас занимаетесь?
А.: – Вот на днях провели выездной лагерь «Для НАШИХ». Собрались там участники АТО, волонтеры, общественные активисты из разных уголков области. Мы дали людям возможность общаться свободно, объединяться по интересам, устанавливать свои правила взаимодействия по своему усмотрению. Потом подсчитали, что через этот лагерь за три дня прошло около сорока человек. Кто-то все дни был там, кто-то приехал-уехал. Каждый сам решал, что и когда ему нужно. Было здорово, всем понравилось. Будем продолжать. Есть и другие идеи, их тоже нужно воплотить в жизнь.
И напоследок сообщаем координаты и контакты центра «Коловорот» – г. Кропивницкий, ул.Гоголя, 35 (напротив Фортечного райсовета), телефон (050) 055-33-27, Андрей Фоменко.
Алексей Гора, «УЦ».
Відтепер отримати деякі пенсійні послуги можна за допомогою шерингу документів