Наверное, второй по печальной известности в Кировоградской области (после трассы Н-14 Кропивницкий – Николаев) является дорога М-13 Кропивницкий – Платоново, чаще называемая в народе «бетонка». Почему именно эта единственная в области длинная дорога выложена из бетонных плит, а все остальные покрыты асфальтом? Что сейчас с дорогой? И что будет?
Дорога эта раньше называлась Полтава – Кишинев, всегда была международной, потому как считалась частью транспортного коридора Полтава – Бухарест. С дорогой этой связано немало мифов. Многие люди до сих пор считают, что «бетонка» сделана для того, чтобы в случае чего на нее могли садиться военные самолеты. На первый взгляд, резонов в пользу этой версии немало. Бетонное покрытие может выдержать нагрузку в разы большую, чем самое лучшее асфальтовое. Практика посадки самолетов на дороги тоже довольно распространена, особенно в странах бывшего СССР. Наиболее преуспела в этом Белоруссия. Там ежегодно проводятся учения, в ходе которых истребители садятся на трассу Минск – Могилев. В прошлом году впервые за много лет подобные учения провели и в России – на трассу Ростов – Волгоград сели два истребителя и бомбардировщик.
У специалистов есть специфический термин АУД – автомобильный участок дороги. Так вот, на любом АУДе на протяжении двух километров не должно быть ни единого дерева, ни единой электроопоры, ни одного дорожного знака, не должно быть никакого уклона. Много ли на нашей «бетонке» участков, соответствующих этим критериям? Но и не они самые главные. Главное – ширина дороги. По еще советским нормативам АУД должен быть шириной 40 метров. Истребители на аэродромах садятся на полосы шириной 36 метров. А какова ширина нашей «бетонки»? Да все по ГОСТу – 6 метров плюс по 75 сантиметров обочины с каждой стороны. В самом чудесном случае кое-где на эту дорогу может сесть «кукурузник» АН-2. Вот только зачем?! Такие штуки, как АУД, планируют только в военных целях, чтобы боевые самолеты могли где-то сесть в случае разгрома основного аэродрома. А «кукурузник» в случае чего мог просто на поле приземлиться. Так что эта версия несостоятельна.
Тогда для чего же «бетонка»? Второй распространенный вариант – для танков. В пользу этой версии говорит намного больше аргументов. Первый – дорога ведет на запад, точнее юго-запад, к столице одной из «братских» европейских стран. Если вспомнить, что дорога эта строилась в шестидесятые годы прошлого столетия, то сразу приходит на ум, как в то время советские танки наводили «порядок» в Праге. У руководства тогдашней страны могла быть мысль, что Чехословакией дело не закончится. Поэтому надо быть готовым отправить «дружественные» советские танки «помощи» в другие страны Европы. Коридор Полтава – Бухарест предоставлял такую возможность.
Но где же у нас танки, спросите вы? А недалеко. И в то время, и сейчас в соседнем Кривом Роге базируется 17-я танковая бригада. И простое изучение карты показывает, что ближайшая от Кривого Рога дорога, ведущая в сторону Европы, – как раз «бетонка»!
Еще один фактор – безлюдность мест. По «бетонке» можно ехать чуть ли не час и не увидеть ни единого населенного пункта, заправки, магазина, вообще признаков жизни. Эту дорогу из-за этого прозвали в свое время «голодной». И не дай Бог на ней поломаться или не рассчитать с топливом и заглохнуть. Слава Богу, вроде бы мобильная связь повсюду работает. Возможно, не случайно дорога была проложена в таких пустынных местах, чтобы многочисленные натовские шпионы не могли спокойно наблюдать за перемещением наших бронированных машин! Так что все может быть, все может быть…
Многие годы у жителей Кировоградщины очень популярен Южный Буг. Особенно места в окрестностях Первомайска, легендарные пороги, поселки Мигия и Грушевка. В далекой молодости мы с друзьями часто ходили в большие и малые походы по Южному Бугу. В Кировоград всегда возвращались по дороге Кишинев – Полтава, кишиневским автобусом. Тогда, в девяностые, «бетонка» была еще в довольно нормальном состоянии.
А два года назад с женой и друзьями решили съездить на Буг, на пороги. И почему было не посмотреть в Интернете, что люди пишут о «бетонке»? Короче говоря, поехали мы по М-13.
Дорога в Новоукраинском и Добровеличковском районах была не блеск, но относительно нормальная. Стыки между самыми проблемными плитами были недавно заделаны. В общем, еду я со скоростью километров 90 в час. Добавляют уверенности периодически обгоняющие нас другие машины. Вижу впереди большую красивую конструкцию, где написано «Вас вітає Миколаївська область!». И просто сразу же за этой гостеприимной конструкцией – провалившаяся на полметра бетонная плита! Каким-то чудом я притормозил, и машина выжила. Не успел бы – остался без передних колес и прочего. А потом было километров 25 ада. По этому участку можно ездить только на танке, в крайнем случае – на внедорожнике. Лишь благодаря высокому клиренсу, сухим обочинам и такой-то матери как-то проехали этот участок, чтобы в итоге выехать на шикарно отремонтированную дорогу дальше на Первомайск.
Естественно, обратно мы ехали другой дорогой, но хотя бы дорогой!
Николаевская область по качеству дорог, сдается, претендует на первые места на «пьедестале почета» худших дорог страны, да, пожалуй, и Европы. В этом году выделено прилично денег на средний ремонт трассы Кропивницкий – Николаев. А что с «бетонкой»?
Пока можем рассказать, что в этом году этот страшный участок дороги уже дважды закрывали для движения грузового транспорта (а кто на легковом туда сунется?). Почему закрывали? Да есть подозрения, что при гололеде и снеге застрявшую там машину даже техника спасателей не вытянет. Да и просто нельзя там ехать – ямы и проломы прикрыты снегом, можно запросто на метр вниз провалиться, угробив машину. Поэтому для грузовиков на границе наших областей есть отстойник, он метрах в пятидесяти от приветствующей конструкции, и их еще тоже надо проехать…
Но самый главный вопрос: а ремонтировать это счастье кто-то собирается? Ну как вам сказать… Дорожники что Кировоградщины, что Николаевщины местами там латают стыки и ямы. А на этот год Служба автомобильных дорог в Николаевской области даже выделяет деньги на ремонт! Но… на мелкий ремонт. Запланировано отремонтировать 15 разных участков, четыре из них ведут в нашу область. Однако на все пятнадцать участков выделено аж 36 миллионов гривен! По два с небольшим миллиона на каждый отрезок путей. Так что надеяться, что николаевский участок «бетонки» станет проездоспособным, особо не стоит. Будем ждать лучших времен…
А новые «бетонки» у нас вряд ли появятся. Как говорят специалисты, слишком дорого. Приводят такие цифры: вместо 1 километра бетонной дороги можно проложить 1,8 километра асфальтовой. Хотя «бетонка» и служит намного дольше, и не требует такого частого ремонта. А вот это, как считают некоторые, дорожникам и невыгодно!
«Терра Україна»: кропивничан запрошують на серію інтерактивних лекторіїв з історії України...