Как показали события последних нескольких месяцев, в Украине настало удивительное время. Вдруг оказалось, что простую узнаваемость телевизионного персонажа при хорошо рассчитанном маркетинге можно конвертировать в неслабую поддержку имеющих право голоса граждан на самых что ни на есть настоящих выборах.
Мы взялись смоделировать несколько вариантов реальности, в которых гипотетическая президентская кампания смогла бы заиграть не менее яркими, чем на самом деле, но совершенно другими красками. Да вообще, не в последний раз избираем…
Добро с кулаками
Для начала представьте, что команда ушлых технологов взялась бы продвинуть на пост номер один абсолютного чемпиона мира по боксу Александра Усика. Почему нет?
Примеры успешных походов его коллег по цеху на выборы есть – немного постебавшись над чемпионской манерой Виталия Кличко строить предложения, киевляне вдруг поняли, что их новый мэр вполне ничего. По сравнению с предыдущими, как минимум. С точки зрения чистой технологии, Усик во многих отношениях – даже лучше.
Во-первых, на момент избрания столичный градоначальник в спортивном отношении уже был «сбитым летчиком», а потенциальный кандидат – на пике формы, титулов, а значит, и размеров фанатской базы. Считай, готовых голосов.
Во-вторых, Усик гораздо свежее и веселее, умеет забористо плясать, покрыт татуировками и никогда не ходил в политику. Все это – однозначные плюсы в глазах молодежи, которую остается только мобилизовать для похода на выборы.
Особо мудрить с кандидатской программой не стоит – все равно никто не читает. Краткий вариант давно придуман КВНщиками (это работает!): «Граждане, если вас кто-то обидит, тому я отобью голову. Поэтому не обижайте друг друга, иначе пострадают все». Для немногочисленных ботанов объемистый нудно-прогрессивный текст программы слепят ушлые технологи.
Для всех остальных, нормальных людей, открывается тьма захватывающих опций. Вызов оппонента на дебаты в ринг – страна воюет, нужен настоящий мужик, выйди и докажи, кто ты есть. И вообще, о чем говорить-то с тобой? Целый сериал можно выжать – анализы, взвешивание, показательная тренировка, автограф-сессии, документальный фильм на «Интере»…
Кандидат играет татуированными мускулами, раздает шуточки-улыбки, берет детей на руки… Женская аудитория всех возрастов – наповал, мужики и так наши. Ну, кроме ботанов. Оппонент вряд ли явится, явится – ему же хуже. Как он с больничной койки будет агитировать? Сплошные плюсы.
Тема войны и Крыма – тут как по писанному. «Бил россиян на ринге – и в Донбассе побьет», «Крым наш – президент в Симферополе живет», – железно ведь, не перебьешь. Готова и ударная группа вип-агитаторов: Ломаченко, Гвоздик, Беринчик – Одесса, Харьков, Луганск, электорат юго-востока зацементирован. Угнетаемые хунтой прихожане РПЦ – само собой. Чистая победа.
Варианты слоганов для билбордов и роликов: «Добро має бути з кулаками», «Тому що ми – слов’яни», «Крим – це Крим» (вариант для регионов компактного проживания религиозных общин «Крим – Божий»). Про пендель тоже можно, тут сам Бог велел. Вообще неважно что. Главное, почти как в песне – цвета поярче, слова покороче. И поменьше экспромтов.
Кокошник – не «калашников»
Если глубоко верующий боксер – формат глубоко патриархальный, то есть и куда более прогрессивный задел на будущее – женщина-кандидат. Но другая.
Тут точный расчет. Если после двадцати лет в политике, с широко заявленным социологами антирейтингом, можно брать лишь третье место, то свежее лицо однозначно имеет куда лучшие шансы. Особенно если с ногами подлиннее. Тут и вашим, и нашим – женщины голосуют из солидарности, мужчины – из-за тестостерона.
Никуда не денемся от темы бокса, голосом Майкла Баффера: из Винницы, Украина (уже серьезная заявка) – встречайте, кандидат в президенты, победительница конкурса «Народна зірка», ведущая шоу «Зоряні яйця» Оля «Суперблондинка» Полякова!!!
А почему нет? Шутка ли, больше полутора миллионов подписчиков в «Инстаграме»! Плюс «Ютуб» – да, там жалкие 302 тысячи, но это готовые адепты, плюс огромный потенциал скрытого электората. На секундочку, количество просмотров клипа «Шлепки» – 33 миллиона за пять лет. А «Королева ночи» – 32 миллиона за каких-нибудь 10 месяцев. Такая динамика никакому Манафорту не снилась.
Запускай вместо «Шлепок» условный «Выбери меня» и стриги бюллетени. Подкрепить концертным туром – кто видел аншлаги на концертах Поляковой в Кропивницком, сейчас не смеется, а думает, как в местный штаб вписаться.
А дебаты в программе у Кати Осадчей на «1+1»? А этот взгляд сверху вниз на любого оппонента? А три октавы? И это мы только черновик основной шоу-программы набросали. За смыслы не брались пока, а здесь просто рог изобилия. Хоть и вторично.
Война отобрала у мужа-мецената бизнес где-то на востоке. Укладывается в популярную тему усталости от войны, которую остановить под силу, конечно, только женщине. Есть задел, угадайте о чем: «Это огромная богатая страна, и весь мир хочет, чтобы у них все было хорошо. Потому что мир не хочет воевать, мир хочет торговать!»
Чем торговать – найдется. Как известно, «суперблондинка» – мастерица-сыродел, сама готовит бри, горгонзолу, моцареллу, и прочие санкционные. То, что нужно. Опять же, экспортировать не сельхозсырье, а готовую продукцию. Пока другие говорят, она делает.
Все сказанное выше о программе альтернативного кандидата №1 в равной степени актуально. Варианты слоганов: «Зроби їм люлі-люлі», «Хай шльопають шльопками», «Кокошник – не “калашников”!».
Добра табАка
Главный посыл программы третьего альтернативного телекандидата из дивного нового мира шоу как главного двигателя политического прогресса уже сформулирован им самим.
– Ставши президентом, я б увів диктатуру, яка базується на військовій силі. Дав би два тижні всім «провладним мужам» на те, щоб вони зібрали манатки й звалили з країни, – как-то сказал в одном из интервью шоумен, юморист и телеведущий Сергей Притула.
По сути, это готовая концепция, которая практически не нуждается в доработке. Разве что в некоторой детализации. Опять же, неплохие предпосылки по охвату аудитории – грубо миллион подписчиков официальной страницы в «Фейсбуке», поклонники первого украиноязычного юмор-шоу «Вар’яти», аудитория нескольких телеканалов, где потенциальный кандидат ведет рейтинговые передачи.
Плюс, конечно, ценители самого успешного скетч-шоу на постсоветском пространстве «Файна Юкрайна», в котором он стал одним из авторов, продюсеров и актеров. Там, к слову, в одном из эпизодов соседи-селяне раскуривали на двоих найденную у сына «табАку» и добрели на глазах. Можно в тех же соцсетях запустить кампанию по внедрению идеи о том, что кандидат за легализацию легких наркотиков. Даже если это не так, однозначно позволит получить дополнительные голоса.
А на дебаты оппонента Притула мог бы вызвать на страйкбольный полигон, где взрослые мужчины стреляют друг в друга из копий реального боевого оружия пластиковыми шариками. Больно, бывает травматично. Транслировать перестрелку в прямом эфире. Шоу? Да. Но в такой обстановке сложно врать, быть неискренним, для предвыборных дискуссий самое оно. Правда, с этим хобби шоумен как минимум временно завязал – считает, что неуместно во время войны.
Разве на реальную передовую – там точно не поюлишь. Притула волонтерит с начала 2014-го, собирает вещи для бойцов в холле Нового канала, покупает автомобили, лекарства, оптику, «ночники», содержит в Тернополе реабилитационный центр для детей, пострадавших от войны. «Народного героя Украины» получил даже. А еще организовывает сбор украинских книг для детей в Крыму – чтобы не забывали язык.
Скажете, не смешно? Так и есть. Контраст нужен был. Варианты слоганов: «Даю два тижні!», «Добра табАка», «Шо, наголосували вчора?» (шаблон, вместо слова «вчора» подставляем дату любых прошедших выборов в Украине).
Страхові виплати: кому виплачують, коли і який розмір виплат