Поселок Новый исторически – неотъемлемая часть города и останется таковой, а дороги, как ни крути, все же важнее дорожек. О стратегии градостроительства, реализации которой не помешало бы объединение усилий всех озабоченных развитием Кропивницкого граждан, говорили с мэром Андреем Райковичем.
За неделю до голосования за новую Верховную Раду политическое «обострение» в Кропивницком распространилось и на другие сферы. Неожиданно дискуссионным стал вопрос объединения поселка Нового с областным центром, которое годами воспринималось как свершившийся факт. В воскресенье, 14 июля, жители поселка подавляющим большинством голосов выступили «за» во время общественных слушаний.
– По всем показателям поселок Новый – неотъемлемая часть города, – отмечает Райкович. – Пришло время, и есть возможность законно урегулировать административные вопросы. Управление, сметы развития делятся на несколько составляющих, городской бюджет несет часть нагрузки, формируется отдельно поселковый бюджет, избирается отдельно поселковый совет. Если это территория города, мы должны выбирать единое руководство, развивать эту территорию в рамках единой программы, единого плана. Когда диалог вышел в плоскость общественных обсуждений, нашлись граждане, которые, очевидно, преследуя собственные интересы или амбиции стать лидерами отдельной территориальной общины, агитировали людей за то, чтобы поселок присоединить к селу Грузское. Возможно, некоторые политики подогревали ситуацию. Я доложил людям, что для них делается, какими интересами живет город, что мы решили, что планируем решить в разных перспективах.
По официальным данным горсовета, в течение последних трех лет в поселок Новый вложено более 130 миллионов из городского бюджета – на содержание школ, детсадов, поликлинического отделения и амбулатории, школы эстетического воспитания и ДЮЦа, капитальные ремонты, реконструкцию котельной, тепловых сетей, финансовую помощь поселковому подразделению «Теплоэнергетика», проекты общественного бюджета… Шесть новых автобусов 274 маршрута за прошлый год перевезли более четырех миллионов пассажиров, из них три миллиона – льготники, городу это стоило 13,2 миллиона денег. Создано единое медицинское пространство, жители Нового пользуются возможностями лечебных центров Кропивницкого без ограничений. За первое полугодие 2019 года город использовал почти 44 миллиона на финансирование учреждений бюджетной сферы поселка. Сумма налогов, поступивших за это время с его территории в бюджет Кропивницкого, составила чуть более 2 миллионов.
– Поселок имеет возможность развиваться, жить такой же жизнью, как и город. Люди, проживающие в Новом, в большинстве работают в городе. Мы связаны, речь не об агитации или избирательной идеологии.
Пока новенцы решали, какую сторону принять, в областном центре то ли началась, то ли продолжается сильно преждевременная кампания по выборам городского головы, которые должны пройти следующей осенью. На днях обнародовано интервью одного из возможных кандидатов, поднимался, в частности, вопрос реконструкции набережной.
– Мы занимаемся всеми вопросами, которые поднимают неравнодушные граждане, они будут положены в основу перспективного плана развития нашего города. Я принимаю критику относительно Ковалевского парка, площади Героев Майдана, набережной, но мы заложили основу. Заказан и практически разработан проект, который сейчас проходит экспертизы, на это нужны средства. К решению вопроса на уровне Кабмина приобщались народные депутаты. Но без проектно-сметной документации ни один общественный или политический активист не привлечет деньги от правительства. На сегодня цена реконструкции набережной колеблется в пределах 20 миллионов гривен, под объектом большой узел коммуникаций, с которым надо будет разобраться. Общественный бюджет Кропивницкого, в рамках которого поддержан проект частичной реконструкции, – это социальная инициатива по привлечению людей к управлению городом за счет средств, выделяемых из его бюджета. Если мероприятие не реализуется, средства никуда не уходят, остаются в бюджете. Наконец, у меня на столе уже есть несколько проектов фонтанов, площадей и набережной. Я не жду, ищу варианты. К большому сожалению, все городские программы являются дефицитными, у нас недостаточно средств для одновременного решения всех вопросов, поэтому надо определяться с приоритетами. В моей программе они были заявлены, я работаю, выполняю, отчитываюсь публично. Есть нормальная конструктивная критика – не все власть сделала, но глобально, перспективно мы заложили фундамент планового развития города.
Бюджетная децентрализация открыла новые возможности, но это не значит, что мы теперь все можем решить «по хлопку», отмечает городской голова.
– Мы идем по пути инфраструктурного развития, есть программа, и она будет выполнена. В городе, разумеется, нужны велодорожки. Но сначала надо, чтобы были «автодорожки». И «автодорожки» гораздо важнее. В центральной части города идет максимальный грузопоток, много автомобилей едет по Полтавской к выездам на восточное и столичное направления. Кроме визитки, это сверхважная транспортная артерия, ее надо развивать. Это основное направление. Полтавская и Объездной сегодня – в зоне особого внимания, это проект, который должен удобно объединить Балку с центром города. По завершении строительства полтавского моста я позволю себе ответ на отдельные реплики недоброжелателей. Проедьте по Киевской области, на подъезде к Мироновке есть мост над железной дорогой, это трасса государственного значения. Он сейчас закрыт, и 36 километров объезд. Мост полтавский последние десятилетия был в аварийном состоянии. Уже сделано невозможным то, что могло бы случиться – если бы машины, например, провалились на рельсы, где постоянно проходят поезда. Так же и арка – меня упрекают, мол, сколько можно об этом говорить. Мы говорили об этом объекте 30 лет, в программах многих государственных людей, которые шли на выборные должности, был включен этот пункт. Поэтому я позволяю себе информировать общество о том, как ведется работа.
При ограниченных финансовых возможностях на одной чаше весов – вопросы «косметики», эстетики площадей и променадов, замены фонтанов и т.д., а на другой – системные инфраструктурные проекты, от которых зависит качество жизнедеятельности всего города и которые по разным причинам «опоздали» на годы и десятилетия, отмечает городской голова. Понятно, что средства вкладываются в первоочередное.
– Перед нами стоят значительные вызовы, градостроительство – это большой сложный процесс. Молодым и не очень людям, которые мечтают посвятить ему свою жизнь, стоит взвешенно относиться к оглашению тех или иных заявлений и приобщаться к делу. Я делаю все, чтобы людей объединить, потому приглашаю всех общественных активистов, которые озабочены вопросами развития города, и делаю это с первого дня избрания на должность городского головы. Кадровое управление открыто для рассмотрения документов, и законно, на конкурсной основе мы примем на работу в городской совет людей, которые мечтают, видят, имеют амбиции.
А говорить со стороны – это не работать. Примерно с тем же успехом отдельные нардепы, которые баллотируются в округе сегодня, «отчитываются» перед кропивничанами за сделанное городской властью. Люди все видят, голосов или доверия это вряд ли добавит. По моему глубокому убеждению, все, кто искренне желает Кропивницкому процветания и развития, давно должны сосредоточиться не на предвыборных «подножках» друг другу, а на сотрудничестве ради общего будущего. Мы имеем право на успех только при последовательности наших действий. Если вместе с руководителями будем каждый раз менять векторы стратегического внимания, ничего хорошего из этого не выйдет. Курс города не должен зависеть от чиновника.
Андрей Трубачев, «УЦ».
Що робити, якщо ви стали свідком домашнього насильства