Битва за рабочих

16:44
1669
views

Украина переживает крайне сложный, но интересный процесс становления рынка рабочей силы. Причем если раньше рабочие боролись за свои права с капиталистами, то теперь капиталисты вынуждены сражаться за права рабочих. К несчастью, а может, и наоборот, самая главная битва за трудовые ресурсы опять развернулась на просторах Украины, и пока мы отступаем на заранее не подготовленные позиции…

Работа – не волк, она гораздо злее

В который раз приходится удивляться неповоротливости или равнодушию наших «керманичів» и политиков относительно реакции на проблемы рынка трудовых ресурсов. С появлением новых возможностей трудоустройства в странах Евросоюза туда прямо-таки хлынул поток украинцев. И наша страна вступила в конкурентную борьбу с европейскими стандартами, которую пока проигрывает.

Однако «не все так погано в нашому домі». Похоже, что образовавшийся дефицит рабочей силы смог победить самого страшного врага уверенности в завтрашнем дне – безработицу. Например, Кировоградский областной центр занятости рапортует о наличии почти 30 тысяч вакансий самого различного профессионального спектра – от специалистов госслужбы и учителей до медсестер и дворников, но в основном требуются специалисты рабочего направления.

В общем, «я б в рабочие пошел», но есть несколько «зауважень». С одной стороны, нас не удовлетворяет предлагаемый уровень заработной платы, а с другой – уже саму промышленность не удовлетворяет качество рабочей силы, поэтому чаще всего работать просто некому.

В Европе тоже наблюдается дефицит рабочей силы, но он имеет другие причины. И в жестокой борьбе за класс-гегемон быстрее сориентировались западные товарищи. Там одновременно дают заработать, учат этому делу и, кроме всего, предоставляют условия для проживания. Понемногу этим начинают заниматься и у нас, потому что без квалифицированных и удовлетворенных заработком золотых рук любое предприятие просто остановится. В общем, зарплата начала повышаться и в Украине, но, как всегда, официальная статистка несколько отличается от правды жизни.

Сколько будет в гривнях?

Например, средний уровень заработной платы в промышленности у нас декларируется на уровне 16 тысяч гривен в месяц, но если вспомнить объявления по трудоустройству на некоторые предприятия в Кропивницком, то в них указывается практически минимальный размер оплаты труда. Несколько телефонных звонков помогли представить реальную картину уровня заработков в Кировоградской области. На урановых шахтах в среднем зарабатывают 14 тысяч гривен, а высококвалифицированные специалисты, имеются в виду рабочие профессии, до 30 тысяч гривен. В сельском хозяйстве люди получают 8-10 тысяч гривен в месяц, механизаторы на импортной, «интеллектуальной» технике – больше, но как раз их и не хватает.

Как всегда, в лидерах по предложению заработной платы у нас находится столица. Объявления по трудоустройству просто оглушают провинциалов цифрами обещанных заработков. В строительстве порядок цифр наблюдается в диапазоне от 15 до 40 тысяч гривен в месяц, причем это предложения для рабочих наиболее массовых специальностей, т.е. бетонщиков, плиточников, штукатуров. Даже подсобникам обещают платить по 100 гривен в час. Но тут есть проблемка – наличие жилья, ведь у нас только народным депутатам и прокурорам с судьями государство предоставляет жилье, а рабочие платят за него сами. А его стоимость в Киеве такая, что не хватит даже такой зарплаты или люди должны тесниться по нескольку человек в комнате. Поэтому рабочие предпочитают искать работу не только там, где платят, но и где дают жилье. Поэтому люди и уезжают, а кто будет работать на нас с вами – неизвестно.

Гривня – наш рулевой

Наиболее катастрофическая ситуация в Украине складывается с представителями самой мобильной профессии – водителями всех категорий. Причина та же – низкий уровень заработной платы и отсутствие социальных гарантий надлежащего уровня. Я очень удивился, когда водитель, работающий на грузовике в Кропивницком, сказал, что ему платят около 8 тысяч гривен в месяц, а то и меньше.

Заместитель председателя Всеукраинской ассоциации автомобильных перевозчиков Василий Винницкий говорит, что сейчас дефицит водителей на маршрутках составляет до 30%. Правдами и неправдами зарплату начисляют в пределах 10-15 тысяч гривен в месяц, но все равно за рубеж уже уехали лучшие. При этом в самой Европе наблюдается огромный дефицит водителей грузовиков, около 80 тысяч вакансий, но о Европе позже.

Получается, что наличие свободных водительских мест в Украине открывает перспективы для желающих получать не такие уж и плохие деньги, но тут Европа опять нам поставила подножку. Имплементация нашего законодательства, т.е. корреляция его с европейскими нормами, привела к тому, что нашим водителям, даже имеющим права на вождение легкового авто, стало очень трудно получить категорию, дающую право на вождение автобусов, поэтому и водители вроде есть, но сажать их за руль маршрутки нельзя. Конечно, это на предприятиях, где люди работают официально, а что делается на «левых» маршрутах – неизвестно.
Надо заметить, что субсидии, выделяемые из местных бюджетов на перевозку льготных категорий населения в коммунальном транспорте, а в Кропивницком это около 70 миллионов гривен в год, практически не попадают в кондукторские сумки маршрутчиков. Они сами говорят, что чем больше льготников, тем выше стоимость проезда, что автоматически снижает количество платежеспособных пассажиров. Получается замкнутый круг, по которому и ездят наши маршрутки, пока не остановятся.

Это только один из примеров, когда государство ничего не предпринимает для решения проблемы дефицита квалифицированной рабочей силы, скорее наоборот.

А что там для наших?

Все вакансии на сайте ЦЗ Кировоградской области расположены неравномерно – где густо, а где пусто. Пусто в таких депрессивных городах, как Александрия, Светловодск, Знаменка, и почти во всех райцентрах, где не осталось бюджетообразующих или просто крупных предприятий, а если там и есть работа, то за нее обещают ну очень маленькие деньги. Поэтому люди и едут за кордон в поисках лучшей жизни. За последние годы цифра выехавших на заработки украинцев приблизилась к пяти миллионам, и это люди, которые хоть и далеко от дома, но обеспечивают материальный достаток своих семей, оставшихся на родине.

Это очевидный плюс. Немаловажно и то, что за несколько последних лет у украинцев изменилась психология. У них стремительно пропадают страх к перемене мест и привычка к оседлой жизни вблизи места работы.
О тенденциях и нюансах поисков счастья за границей хорошо знает директор одного из бюро по трудоустройству Елена Царенко. Она рассказала, что и Европа нуждается в наших людях. Больше всего берут разнорабочих, но на самом деле это люди, которых трудоустраивают на заводских сборочных линиях. Их несколько дней обучают, и люди начинают собирать машины и механизмы, бытовую технику и телевизоры. Актуальны и строительные специальности, которые позволяют зарабатывать в пересчете до 40 и больше тысяч гривен плюс социальные условия. (В Киеве тоже 40 тысяч гривен, но минус социальные условия.) Все работники подписывают договор и социально защищены, есть медицинская страховка за счет работодателя, деньги получают на карточку – никакой налички. Конечно, есть и исключения из общих правил, но в целом все стабильно. В Польше установлена минимальная заработная плата для украинцев, на данный момент она составляет 12 злотых в час, которую для перевода в гривни надо умножить на 6,40, но с нового года будет 13,20 злотых за час работы.

Условия труда регламентируются договорами, но в среднем украинцы работают по 10-12 часов в день. Многие уезжают на заработки в Чехию, Румынию, а в последнее время и в страны Прибалтики, откуда народ едет в Западную Европу. Возможно, что с нового года мы тоже начнем переориентироваться на ту же Германию. Похоже, что поляки к этому готовятся, туда уже начали приезжать первые партии вьетнамцев. А вот в Россию наш трудопоток сократился. Возрастная категория выезжающих – от 20 до 60 лет. Отдельный разговор о молодежи. В этом году выехало много студентов, которым в странах Европы создают все условия для учебы и проживания. Студенты там и остаются, возвращаются крайне редко. Около 70 студентов в этому году выехало только из Светловодска, причем в одно учебное заведение.

В Кропивницком есть единственный в области визовый центр, где все выезжающие получают визу. В среднем получается около 100 человек в день. Это те, кто открывает визу, но многие в Кропивницком едут и по безвизу – на короткий срок, на три месяца, около 130 человек в день. Много едет наших селян на сезонные работы. Оставляют детей с бабушками и едут. Через два года часто забирают семьи. Родина там, где лучше…

Елена Царенко советует украинцам быть осторожнее в выборе посредника для трудоустройства, обязательно проверять лицензию, чего наши люди практически не делают: «У нас за несколько лет лицензию спросили всего три человека. Такой доверчивостью пользуются мошенники, поскольку оформление приглашения стоит 3 тысячи гривен. Особенно много аферистов “на доверии” в западных областях, где по телефону и в соцсетях набирают группы по 20, по 100 и больше человек. Собирают деньги и исчезают. Так что надо обязательно проверять наличие лицензии».

Но это советы для тех, кто ищет работу. Осталось посоветовать что-то и тем, кто должен заботиться о развитии украинской экономики и рынка труда.

Сергей Полулях, «УЦ».