Сегодня одну из самых крупнейших в Украине по территории громад – Приютовскую – возглавляет Андрей Коломийцев. Несмотря на все внешние факторы, Приютовская громада напористо развивается, демонстрируя успешный пример децентрализации. Как живет громада, какое будущее ее ждет, Коломийцев рассказал в интервью «УЦ».
– Андрей Александрович, вы раньше были главой Александрийского района, заместителем главы областной государственной администрации, а сейчас – председатель Приютовской объединенной территориальной громады. Честно говоря, выглядит как понижение статуса.
– Мы с самого начала понимали, что работа в государственных органах исполнительной власти – это временное явление. На своей должности в областной госадминистрации я максимально использовал свои возможности, выполнял работу честно, полноценно и профессионально. Поэтому, имея навыки и знания, а также немалый опыт в исполнительной власти, я принял решение возглавить громаду. Ведь перед громадами открываются новые возможности, а вместе с возможностями – передаются большие полномочия и ответственность.
Люди мне поверили. И на выборах, с внушительным отрывом, я обошел своих конкурентов, одержав победу. По прошествии двух лет, работая на должности главы Приютовской ОТГ, я понимаю, что не ошибся и сделал правильный выбор. Говорить о понижении статуса с должности зама губернатора на должность главы объединенной территориальной громады я бы не стал. Ведь кроме огромной ответственности у меня появились и новые полномочия, и колоссальные возможности, которые я уверенно использую для развития территории громады.
– Скоро два года, как вас избрали. Где-то, условно говоря, посреди реформы по децентрализации власти, на переходном этапе. Прав у громад становится больше?
– Я бы сказал, что Приютовская громада упустила немало времени, надо было раньше создавать. Первые громады, созданные в начале реализации реформы (у нас это Маловисковская, Новоукраинская, Бобринецкая громады), получили гораздо больше возможностей и большую поддержку как от европейских партнеров, так и из государственного бюджета. Что касается нас, то мы тоже успели побывать в привилегированном положении. Уже второй год получаем из государственного бюджета средства. Несмотря на то, что европейцы сейчас меньше поддерживают, потому что громад уже много и всех невозможно поддерживать, в некоторых европейских программах мы приняли участие. Сейчас нам по программе U-LEAD с Европой оказывается поддержка работы Центра по оказанию административных услуг – оборудование, мебель, обучение персонала.
Что касается полномочий, мы их получили полностью – это и распределение, и управление государственными землями, и бюджетные отношения с государством. На сегодняшний день этого достаточно для такого органа местного самоуправления, как территориальная громада, чтобы быть более самостоятельными, чем ранее. Мы работаем с рядом полномочий на уровне районной администрации, мы практически как город районного уровня, напрямую общаемся с областью и с Кабинетом Министров.
Что дальше? Очень многое зависит от руководства страны. Единственное, что на данном этапе, когда закон о добровольном объединении громад себя в чем-то исчерпал, кому-то надо взять ответственность на себя и проработать экономическую составляющую жизнедеятельности громад, чтобы они стали еще более самостоятельными.
– Есть ли подсчеты – сколько было средств в бюджетах сельсоветов, которые объединились в вашу громаду, до объединения и как изменился общий бюджет после объединения?
– В 2017 году, до объединения, общий бюджет всех сельсоветов и поселка городского типа Приютовка составлял примерно 20 миллионов гривен. Это без учета субвенции и дотации из госбюджета, это собственные поступления за счет местных налогов и сборов – арендной платы за землю, единого земельного налога и т.д. На сегодняшний день общий бюджет громады за прошлый, 2019 год составил 97 миллионов. Конечно, надо учесть, что в этих 97 миллионах 40 процентов, 40 миллионов, – субвенция из госбюджета, образовательная, медицинская, но остальное – наши собственные поступления. Более чем в два раза выросли собственные сборы. Если разделить на каждого жителя, то в 2017-м на одного человека было 1700 гривен, а в 2019 году это уже 4700 гривен. Практически втрое больше.
– Каждый житель территории почувствовал это на себе?
– Думаю, да. В первую очередь каждый увидел близость власти к себе. Люди оценили, что после создания громады нет необходимости ехать в район или область, чтобы решить какие-то свои вопросы. Люди почувствовали , что почти все вопросы можно решить на месте. Я считаю это основным достижением реформы по децентрализации. Когда я шел на выборы, это было моим основным лозунгом – приближение услуг к человеку. Это состоялось, и мы работаем над собой, чтобы было еще лучше.
Важно и то, что у нас полное взаимопонимание с депутатским корпусом, с органами государственной власти.
– Ваша ОТГ, как мне кажется, самая растянутая в Украине. От Константиновки до Измайловки, входящих в громаду, километров 50. И до Приютовки некоторым точно так же, как до Александрии, добираться. Вы во всех ваших 17 населенных пунктах бываете? И как часто?
– Стараюсь поровну уделять внимание всем населенным пунктам. Нам повезло, у нас 80-90 процентов дорог на территории громады на высоком уровне, это дает возможность быстро добраться куда угодно, посещать все пункты. Хорошее транспортное сообщение, им связаны все населенные пункты, есть свой транспорт, все старосты абсолютно мобильны.
У меня график личного приема граждан во всех пунктах с определенной периодичностью.
– Создается впечатление, что районная власть вам как-то не очень и нужна… На что она влияет на территории ОТГ?
– Несмотря на то, что мы абсолютно самостоятельны, есть ряд функций, которые нам не переданы, которые остаются в зоне ответственности райсовета и РГА. С 1 января этого года нам переданы все полномочия райотдела образования, все школы и садики теперь на содержании громады.
А медицина – амбулатории, ФАПы, размещенные на нашей территории, – управляется районным Центром оказания первичной помощи. В вопросах местной медицины мы также сотрудничаем с районной больницей – наши жители должны получать там услуги второго уровня, мы финансируем райбольницу. У нас есть центр по обслуживанию одиноких граждан, он тоже районного подчинения, мы частично его финансируем. Есть центр социальных служб для молодежи, служба детей.
Возможно, это правильно для переходного периода, что они в районном ведении, но мы готовимся к тому, чтобы взять на себя все эти службы. Реформа по децентрализации предполагает, что через некоторое время районные госадминистрации будут расформированы, перестанут существовать в том виде, в котором они пребывают сейчас, будут или префектуры, или районы большего масштаба. Мы готовимся, у нас есть возможность обеспечить граждан всеми услугами на лучшем уровне.
А так на сегодняшний день мы партнеры с районной администрацией, у нас хорошие отношения – равноправное партнерство.
– На территории вашей громады – угольный разрез «Константиновский». Это головная боль для вас или, быть может, золотая жила в будущем?
– Разрез жить не мешает. Но это огромная территория, статус которой на сегодняшний день не определен. За использование земли мы не получаем ни аренды, ни налога на землю. Там огромные залежи бурого угля, но, к сожалению, конъюнктура рынка не позволяет развивать буроугольную отрасль, она рынку не интересна. Было много предложений – получать синтез-газ, горный воск, просто сжигать уголь, но пока успешных проектов нет. Конечно, от этого страдает в первую очередь село Березовка, возле которого этот разрез, большинство жителей раньше на нем работали. В итоге – теряет и громада.
– Слышал, что у вас есть крупный, масштабный, не сельского уровня проект.
– У нас в каждом населенном пункте так ревностно относятся, когда какому-то другому селу уделяется больше внимания… У меня огромное желание, чтобы во всех населенных пунктах были хорошие дороги и они были современно освещены. Но есть и амбициозные проекты. У нас есть большой проект, проект мечты, по строительству пешеходного моста через Ингулец, который соединит Приютовку и Войновку. Там сейчас работает паром, но мы хотим обеспечить безопасное полноценное сообщение между селами. У нас уже есть проект, и мы в ближайшее время приступим к его реализации. Это дорого, к сожалению, есть опасения, что мы не сможем его построить за один год, но мы сейчас активно ищем ресурсы, чтобы воплотить идею в жизнь.
Вместе с этим мы сейчас реализуем проект по строительству административного центра в селе Войновка. Несколько лет назад бывший сельсовет подожгли, он сгорел, сейчас сельсовет ютится в клубе. В прошлом году, при содействии нашего народного депутата от округа Анатолия Кузьменко, из бюджета выделили некоторые средства, на 60 процентов построено новое здание административного центра. Здание есть, остались внутренние работы и обустройство территории. Планируем привлечь средства из госбюджета и в этом году, чтобы завершить проект. Я даже считаю, что проект этого здания мог бы стать типовым для всех подобных зданий по всей Украине. Он интересный, предусмотрен не только сельсовет, но и место для центра предоставления административных услуг, почтовое отделение, конференц-зал, где могли бы люди собираться для любых мероприятий.
– Пусть все у вас получится!
«Терра Україна»: кропивничан запрошують на серію інтерактивних лекторіїв з історії України...