Сейчас в Украине самая актуальная тема разговоров «на кухне» и в социальных сетях – новое школьное меню, или школьное питание, которое, по аналогии со строительными проектами, инициированными президентом Зеленским, может получить статус «Большого». Правда, реформу школьного питания все откровеннее связывают не с Зеленским, а с супругой президента, которая поддержала или даже внедряет систему питания популярного повара Евгения Клопотенко. Как бы то ни было, но с наступлением нового года эта система стала обязательной «школьной программой», по которой уже питаются наши дети.
Наезд на СССР
Как-то так получилось, что система питания по Клопотенко воспринимается едва ли не как альтернатива или спасение детей от советской системы питания, которую сторонники Новой украинской школы называют принудительной, а еще крайне некачественной и примитивной. Откуда такое пристрастное отношение – непонятно, но иногда в социальных сетях распространяется информация о якобы невкусных котлетах в советских школьных столовых или пригоревшем молоке. Бесспорно, такие отдельные неудачи могли постичь и поваров советской школы, но для меня и сегодня самым любимым блюдом остаются котлеты, настолько они были вкусными в школьной столовой, как и разнообразная выпечка. Кстати, я застал времена, когда нам хватало стакана молока и половинки булочки-сайки стоимостью три копейки, но сейчас встречаются люди, которых и таким невинным рационом буквально «истязали»!
Позже в нашей школе № 10, это в Александрии, появилась платная столовая, где можно было поесть вкусного супа, а на второе – каши с котлетами и соусом, не говоря уже о буфете, который на большой перемене угощал нас пирожками, пирожными заварными, котлетами или сосисками в тесте по вполне демократичным ценам. И такое питание всех удовлетворяло, во всяком случае, уже в 60-е годы прошлого века брать в школу еду из дома было не модно. Не имеют ничего против советской системы питания и местные специалисты, в частности директор школы №6 города Кропивницкий Надежда Кравченко: «Я не знаю, почему критикуют прежнюю систему школьного питания, я не вижу каких-либо принципиальных отличий ее с методом Клопотенко, поэтому не скажу, что питание было кардинально иным. Эти системы питания в перечне блюд особо не отличаются. Когда-то тоже было много выпечки, были каши, первые и вторые блюда, компоты, нормальное качество, которое жестко контролировали. Была та же буфетная продукция, да и структура работы столовой осталась. Я, кстати, очень любила выпечку».
Не критикует прежнюю систему питания и шеф-повар столовой школы № 6 Лидия Румянцева: «Не скажу, что она была плохой, просто сейчас мир современный, и меню немного добавили, но систему же совсем не изменили? Борщи у нас остались, гороховые супы с сухариками остались, каши – тоже, разве что гречневая с тимьяном добавилась. Больше стало салатов, но современная украинская кухня была, есть и будет. Полезная система питания – это и есть украинская кухня».
Революционная целесообразность?
Выходит, что особой потребности в кардинальном изменении имиджа украинской школьной столовой вроде бы и не было, однако оно произошло, хотя даже на примере кропивницкой школы № 6 можно видеть, что предложенные господином Клопотенко изменения не так уж революционны. В школе еще в вестибюле вкусно пахнет столовой. Несколько лет назад в этом же вестибюле городское управление образования провело грандиозную презентацию новых образцов меню нескольких школ, поразивших ассортиментом и качеством блюд так, что у некоторых присутствующих возникло какое-то непонимание – зачем школьные столовые превращать в рестораны? Напомню, что это было задолго до Клопотенко, то есть образование давно стало на путь разнообразия школьного питания. Скорее всего, его пригласили использовать существующую тенденцию, дополнив ее экзотичностью и новыми идеями здорового питания.
Если говорить о здоровом питании, то в изложении Клопотенко и Елены Зеленской это, прежде всего, уменьшение потребления количества соли и сахара. Из недавних высказываний обоих можно заключить, что и сами инициаторы не очень ориентируются в теме. Например, Елена Зеленская считает, что чрезмерному весу способствуют лишние сахар и соль, как будто мы дома все пересаливаем и чрезмерно сластим. 19 января в эфире одного из телеканалов уже сам Клопотенко заявил, что он не против сахара, просто раньше «на стакан чая в школах клали СТОЛОВУЮ ложку сахара», а он предложил только одну чайную. Хотелось бы увидеть школу, где в чай клали столько сахара.
Итак, борьба за здоровую пищу и формирование здоровой нации и стала основной идеей новой государственной программы, которая может трансформироваться в немаленький бизнес-проект, потому что Клопотенко заявил, что его идея потребует нескольких лет и миллионов гривен на переоборудование тысяч школьных столовых по всей Украине . В целом можно сказать, что еще один из успешных шоуменов попал в нужное место в нужное время. Но удивительно, что, достигнув законодательных вершин и расширяя школьное меню, он на самом деле сужает выбор и без колебаний идет напролом, например, запретил колбасу и сосиски. Пока с этим согласились, но не факт, что так и будет, потому что в том же прямом эфире дети сначала выбрали на завтрак сосиску, хотя и о салате из печеных овощей позже отозвались одобрительно, но салатик на завтрак – пожалуй, маловато будет?
Чем он взял, так это новыми блюдами, но они все равно готовятся из того же мяса, картофеля и овощей. Лидия Румянцева перечисляет: «Это блюда, которые не готовят дома. Например, болоньезе – это блюдо из рубленого мяса, с добавлением томата, чеснока, похоже на гуляш, но измельченное, очень вкусно с гречневой кашей и макаронами. Картофельный гратен – картофель заливается соусом, запекается в духовке, все восприняли очень хорошо. Пудинг с курагой и ягодным кюли – это совершенно новое, это как наше украинское повидло. Манный пудинг тоже понравился, хотя сразу не пошел. У нас раньше не было краснокочанной капусты в школе, ждем, будет новый салат. А еще пекинская капуста, дети едят с удовольствием. Дети воспринимают и мясные куриные котлеты с сыром.
– А рецептом поделитесь?
– Больше мяса, меньше хлеба (смеется). Сыр перетирается с мукой, котлета панируется и обжаривается или пропаривается. Нравятся детям куриные и рыбные наггетсы, шницели дети едят, а еще картофель по-крестьянски.
И все же, зачем это все?
Как видим, специалисты не жалуются на отсутствие у детей аппетита по поводу раскрученных блюд. На важности правильной подачи, если хотите, рекламы и разъяснительной работы настаивает и Клопотенко, мол, нужно проводить курсы повышения квалификации, на которых учить, «как правильно рассказывать детям о блюдах, что можно питаться и по-другому, а не так, как дома, что это интересно». Как мы знаем, сверхзадача идеи – воспитание у украинских школьников привычки к употреблению полезной пищи, к здоровому питанию, хотя даже на примерах уже внедренной экзотики трудно понять, чем отличается «здоровый» болоньезе от «нездоровой» сосиски или обычной котлеты с подливкой.
Все при этом понимают, что традиции питания формируются в генетической памяти нации, продолжаются в семьях, но от семей зависят не только вкусовые предпочтения школьников, но и возможность питаться в школе. В этом и состоит основное противоречие между желанием воспитывать в школе здоровые пищевые традиции и способностью это сделать в масштабе хотя бы одной школы или города.
По словам директора школы Надежды Кравченко и ее заместителя Натальи Яровой, количество учащихся, питающихся в школьной столовой, значительно сократилось с начала года. Причина в том, что перестал действовать принцип софинансирования школьных обедов, когда 70% стоимости оплачивали родители, а 30% – городской бюджет, в котором не хватает средств. Возможно, ближайшая сессия примет какое-то решение по этому поводу, но пока далеко не все родители способны оплатить стоимость школьного завтрака или обеда, а если ребенок находится еще и в группе продленного дня – то завтрака с обедом, а это на сегодня стоит 40 гривен. И это не предел, учитывая тенденции в экономике, считает начальник управления образования Александрийского городского совета Александр Авраменко: «Сейчас стоимость льготного питания – примерно 23 гривни, но она будет увеличиваться, впрочем, как и стоимость обеда для всех, возможно, и до 40 гривен, поэтому мы будем обращаться в городской совет».
Несложно спрогнозировать, если сейчас в школьных столовых питается до трети учащихся, то без дотации из городских бюджетов вскоре их станет еще меньше, а значит, говорить об охвате принципами здорового питания всех школьников довольно сложно. Выходит, что треть учеников будет есть и учиться, как завещали Евгений Клопотенко и Елена Зеленская, а все остальные – нет? Кстати, обо всех остальных. Я провел небольшой опрос в коридорах школы, вот цитаты: «Мы не едим в школе, мы берем из дома, а те, кто ест в школьной столовой, говорят, что нормально». «Мы ходим в АТБ, сегодня я, например, купил шаурму. Вкусно!» Вот в фойе что-то жует из полиэтиленового пакета маленькая девочка: «Приятного аппетита, а что ты ешь?» «Пиццу, в магазине купила»…
Действительно, большинство детей либо покупают что-нибудь в магазинах, либо берут из дома «тормозки», и нужно думать, что они не особо отличаются от того, что есть в домашнем холодильнике, то есть какое-нибудь мясо, не говоря уже о колбасе. Учителя говорят, что приносить еду из дома запретить никто не может и не будет, но объясняют родителям, что давать детям скоропортящиеся продукты нельзя, а есть домашнюю еду можно в столовой. Но и это еще не все, поскольку родители не могут лишить своих детей сладкого, поэтому дают детям в школы или детские садики… сахар! Дети тоже реагируют достаточно по-взрослому даже в детсадах: «Что это за чай без сахара? Я такое пить не буду!»
Кстати, попытка внедрять полезную пищу очень похожа на диктат, когда просто заставляют есть безвкусный безглютеновый или отрубной хлеб, причем такими порциями, которых воспитанникам специализированных заведений элементарно не хватает, потому что нормы такие, как и в детсадах. Но если на хлебе экономят, то каш, напротив, стало больше, хотя они тоже негативно влияют на «фигуры». К преимуществам новой системы питания относят увеличение количества овощной и фруктовой группы, а также молочнокислой продукции, хотя воспитатели детских садов указывают на малые порции – только ребенок распробовал, как кефирчик закончился. Но это все пустяки по сравнению с отсутствием ответа на главный вопрос – как учить детей правильно питаться, если они не будут ходить в столовую?
Вопрос можно решить за счет государственного бюджета, то есть финансировать школьное питание или хотя бы в достаточной степени дотировать его. Как с этим справятся отдельные общины – сказать трудно, потому что одно дело – областной центр, а другое – Светловодск. Это если думать о деньгах, но можно вообще обойтись лишь внедрением дополнительной учебной дисциплины типа «Здоровое питание», или «Украинская кухня», или «Кухни народов мира». В таком случае можно ожидать, что хотя бы на уроки о «вкусной и здоровой пище» будут ходить все ученики школ, а не те, кому доходы позволят ходить «на уроки» в столовую.
Что дальше?
На самом деле откровенного негатива во введенной системе питания в отдельно взятой школе оказалось гораздо меньше, чем можно было ожидать, и прежде всего потому, что большинство школ области уже давно стали на путь разнообразия меню, а в Кропивницком уже несколько лет идет активное переоборудование школьных столовых. В эту столовую недавно привезли пароконвектомат, это многофункциональный духовой шкаф.
Выяснилось, что изменения в меню интересны самим поварам, такой вывод можно сделать из философского размышления Лидии Румянцевой: «Все зависит от того, как люди относятся к жизни. У нас есть задача, которую нужно выполнить, вот и все! Мы начинаем с 6 утра. У нас молодежь, все прошло органично».
С таким подходом согласна и руководитель учебного заведения Надежда Кравченко: «Мы не были настроены негативно, а когда нет внутреннего сопротивления, то можно преодолеть что угодно. Даже стало интересно, поэтому мы должны были попробовать, а потом можно говорить и о проблемах. А можно не пробовать и не делать совсем».
Главное то, что схема работает, дети знакомятся с новыми вкусами. Самая большая проблема – родители, которые либо сомневаются, потому что не пробовали, либо не имеют денег на ежедневные школьные обеды, хотя шаурма и пицца за углом вряд ли стоит дешевле. Родителям нужно больше узнавать о новом питании непосредственно в школе, просто придите и убедитесь, что это можно есть.
ВЛК: що важливо знати? Пояснюють юристи