Проректор ХАИ: «Если мы опустимся ниже плинтуса, то что будут делать все остальные?..»

15:31
3331
views

Кризис, в котором оказалось высшее техническое образование Украины, является зеркальным отражением нынешнего состояния нашей промышленности. Ситуация настолько катастрофична, что это заметили даже те, кто на протяжении многих лет экономил на финансировании высших технических учебных заведений.

О путях выхода из сложившейся ситуации говорим с проректором по научно-педагогической работе легендарного ХАИ, доктором технических наук, профессором Виталием Зайцевым.

– Виталий Егориевич, дайте, пожалуйста, свою характеристику нынешней ситуации в высшем техническом образовании.

– Проблем много, но в первую очередь это финансирование, потому что состояние материальной базы для технических вузов является действительно определяющим. Это стенды, лабораторные установки, оборудование и прочее. Впрочем, здесь все технические вузы в одинаковых условиях. Мы работаем по грантам, ищем государственные программы, в которые можем включиться, где мы можем купить какое-то оборудование, взаимодействуем с предприятиями, которые могут поставить образцы техники, какое-то оборудование, инструменты. Да, сложно всем, но всегда можно найти выход из положения. Где-то помогут станком, где-то – оборудованием к станку, где-то помогут создать лабораторный стенд.

– Мне кажется, кризис высшего технического образования связан не только с наличием лабораторий.

– Да, не только с наличием лабораторий. В последние годы я вижу, как падает уровень абитуриента, который поступает на первый курс. Это действительно критично. Если раньше вузы могли на подготовительных курсах, в физико-математических школах подтягивать абитуриентов, сейчас это участие вузов нивелировано, в связи с введением ЗНО, вузы отодвинуты от подготовки поступающих. Я сам заканчивал физико-математическую школу перед поступлением в ХАИ, и это действительно очень большое подспорье не только для поступления, но и дальше, для адаптации к учебе на первом и втором курсах, где самый большой процент отчислений, потому что не все школьники справляются с нагрузкой. И я не могу понять, для чего это было сделано.

Технические вузы – это индикатор, который позволяет развиваться государству. Государство вырабатывает ВВП не за счет филологов, а за счет людей, работающих в промышленности. И если у нас просядет общий уровень в подготовке технических работников, инженерных кадров, мы не сможем никакими силами вытащить экономику страны из кризиса.

– Мы подошли с вами к проблеме востребованности инженерных кадров. Ситуация с падением в экономике очень сильно изменилась…

– Я чего приехал в Кировоград? Потому что с Павлом Леонидовичем Штутманом мы нашли общий язык в том, что есть проблема подготовки кадров, есть проблема повышения квалификации существующих инженерных кадров. И ее сами предприятия не решат, и вузы сами не решат – нужно кооперироваться. У нас есть опыт подготовки специалистов под требования конкретных предприятий, и, соответственно, мы ищем у предприятий-заказчиков востребованность в этих наших услугах. Мы хотим готовить специалистов, востребованных рынком. Соответственно, мы каждый раз приезжаем и смотрим, какие программы, какие вопросы нужны или не нужны, и пытаемся найти тот баланс, который позволит: первое – развиваться вузу, второе – получать качественные кадры предприятию, причем не на одномоментном варианте, а чтобы это было планово.

Сегодня мы говорили со специалистами отделов кадров «Гидросилы» и «Эльворти» о том, что давайте построим систему таким образом, чтоб вы знали, что в этом году к вам придет десять человек, в следующем году – двенадцать человек, по разным специальностям, по разным направлениям. У вас будет возможность планировать. Я понимаю, что у нас рыночная экономика, но планируемость даже в рыночной экономике является основополагающей, и кадровая проблема единоразово не решается.

Вот мы сегодня нарабатывали вопросы, связанные с переподготовкой персонала, мы рассматривали вопросы доподготовки персонала, детей, которые закончили техникумы. Предприятие готово оплачивать и обучение детей, и стипендии им платить. Поэтому я и приехал в Кировоград.

– На протяжении последних 40 лет ХАИ – это бренд. Насколько вам легче, чем другим, решать свои проблемы?

– Нам сложнее. Уровень подготовки абитуриентов падает, и, соответственно, падает уровень тех выпускников, которых он выпускает. Я всегда говорю студентам, что, к сожалению, в воздухе стоп-крана нет, и, если что-то случится, какая-то поломка, это чревато катастрофой. Поэтому я говорю: «Студенты, дорогие, мне проще вас выгнать, чем бояться потом садиться в самолет…» Да, мы выгнать всех не можем, но мы стараемся все-таки поддерживать марку ХАИ как одного (в свое время) из 25 базовых вузов СССР. Мы понимаем: если мы опустимся ниже плинтуса, то что будут делать все остальные?..

– Вот теперь поговорим обо всех остальных, включая ХАИ. Что делать сегодня с высшим образованием? Представьте, если бы мы сидели втроем с министром Гриневич…

– Первое, я бы не сильно уходил в глубокие реформирования по одной простой причине: любое реформирование – это ломка связей. И, к сожалению, образование – это такая вещь консервативная, где нельзя допускать ошибки и нельзя допускать резких движений. Я всегда говорю, что, к сожалению, ошибки в образовании обходятся очень дорого. Любая неверно сказанная фраза, любой неверно сказанный постулат (ошибся преподаватель), но эта мысль вбилась в голову студентам, и дальше ее потом оттуда очень трудно вытравить. Поэтому образование не терпит резких изменений.

Еще я бы, наверное, не делал свободное посещение. Почему? Потому что бывший школьник, он же первокурсник, в школе его приучили к дисциплине. И, когда они приходят в институт, они начинают расхолаживаться в этом отношении. А в это время идет изучение базовых дисциплин: сопромат, прочность, строительная механика… Вот в таких вот вещах я, честно говоря, не стал бы либеральничать. Свободный выбор предметов возможен только в случае специализации студента по конкретному предприятию, на которое он готовится трудоустроиться. А что касается базовых дисциплин, то есть классика инженерного образования – давайте основательно изучать классику! От этого мы не уйдем.

И, конечно, очень хорошее взаимодействие должно быть с предприятиями, которые получают наших выпускников, по одной простой причине. Мы выпускаем продукцию, а не просто воздух, мы выпускаем продукцию в виде наших выпускников. Они приходят на конкретные предприятия, соответственно, мы должны взаимодействовать с конкретными предприятиями для того, чтобы готовить под их специфику. Почему я сюда и приехал, потому что, допустим, для «Мотор-Сичи» нужно готовить специалистов со своей спецификой. Для «Антонова» мы готовим своих специалистов, для агрегатостроения авиационного – своих. Я с таким же подходом приехал на «Гидросилу», на «Эльворти» для того, чтобы предложить такой же вариант.

– Кстати об этом. Какие вы видите перспективы сотрудничества для «Гидросилы» и «Эльворти»?

– Я вижу здесь несколько направлений. Первое – это повышение квалификации персонала, здесь мы нашли много точек взаимодействия вопросов. Второе направление – это дообучение для работников предприятия, которые пришли после техникума, которые получили бакалаврат, которые получили высшее образование, но, может быть, не соответствующее требованиям «Гидросилы». И здесь мы могли бы организовать обучение в разных формах. И последнее направление – научные исследования и задачи, которые необходимо решать на предприятиях и которые предприятия не могут решить сами, поскольку у них есть план, у них есть задачи, которые они выполняют непосредственно. Мы уже рассмотрели здесь несколько вариантов, это касательно вопросов прочности, создания стендов, повышения качества гидромашин, вопросов, связанных с автоматизацией рабочих мест, и т. д. У нас когда-то были хорошие отношения с «Гидросилой» и с заводом «Эльворти» в советское время. Но как-то они ушли… Теперь будем восстанавливать.

Кстати, у меня лично есть много точек взаимосоприкосновения с Кировоградом. Вот в 11-м году мы создали образовательный портал города. Все школы, детские садики, внешкольники работают на платформе, которую мы создали. Систему регистрации для детских садиков тоже мы помогали разработать. Там много чего было сделано благодаря инициативе Костенко Ларисы Давыдовны. Большое ей спасибо…

Беседовал Ефим Мармер, «УЦ»