«Кропики»: театр нашей улицы

15:31
2071
views

Раньше эта небольшая улица в районе завода «Гидросила» называлась улицей Сакко и Ванцетти, сейчас – Новониколаевская. Со всех сторон ее окружают частные дома, освещения и асфальта на дороге нет совсем – улица, каких большинство в любом частном секторе Кропивницкого. И, тем не менее, она уникальна: здесь летом прошлого года начал свою работу первый детский уличный театр.

К величайшему нашему удивлению, основателем театра стала хорошая знакомая и страстная поклонница «УЦ» Елена Янчук. Получилось это, по ее словам, почти случайно.

– Мы переехали сюда пару лет назад, сделали в доме ремонт, – рассказывает Елена. – Так cлучилось, что на нашей улице живет много детей. Играть им негде, носятся туда-сюда, не знают, чем себя занять. В прошлом году, летом, я убирала во дворе, слышу – визжат, ругаются. Вышла, прикрикнула на них: «Хватит кричать, поиграйте во что-то хорошее!» А они хлопают глазами, не понимают: «А во что?» «Ну в прятки, – говорю, – в казаков-разбойников, в резиночки, в квесты, в театр…» Смотрят, спрашивают: «А в театр – это как?» «Приходите в пятницу, в 5 часов вечера, – говорю, – покажу». И что вы думаете? Они пришли!

С тех пор каждую пятницу в детском театре – репетиция. На нее приходят 15 детей разного возраста, большинство живут по соседству. Поначалу театр не имел своего названия, но после того, как нардепы проголосовали за название «Кропивницкий», Елена предложила детям вариант «Кропики». Коллектив название поддержал.

– На первой же репетиции мы решили сделать настоящий спектакль, выбрали для этого сказку «Золушка», – рассказывает Елена Янчук. – Я сразу столкнулась с проблемой: как адаптировать эту сказку для улицы? Залезла в Интернет, скачала несколько сценариев, обсудили их с детьми и написали свой. Распределили роли. Назначили дату спектакля, я распечатала несколько афиш, приглашения. Вместе с детьми прошлись по улице и разнесли эти приглашения всем соседям.

Но оказалось, что поставить спектакль, даже уличный аматорский, не так просто. И если костюмы дети вместе с Еленой смогли сделать сами, а декорации вытащили из гаража, то для звукового сопровождения все же понадобилась посторонняя помощь.

– Главной проблемой было отсутствие колонки, – рассказывает Елена. – Решить ее мы смогли благодаря педагогу моей дочери Лолиты. Дочка ходит на занятия музыкой к Алле Татаровой и рассказала ей о нашем театре. Алла загорелась нашей идеей и тут же пообещала помочь с колонкой, а один из соседей, имеющий микроавтобус, сымпровизировал для них в этом микроавтобусе что-то вроде гримерки и кулисы одновременно. В назначенный день мы перекрыли дорогу, растянув ленточки, расстелили кусок линолеума – это была сцена, поставили лавочки, установили декорации. Ах да, мы же еще пообещали большое угощение и дискотеку. Я наделала пирожков, дети вынесли бутерброды с вареньем. Наступает назначенное время – а людей нет… Попыталась успокоить детей, предложила попить чаю вместе и подождать полчасика. Через полчаса все лавочки были заняты! И люди приходили не с пустыми руками – кто с печеньем, кто с конфетами.

В теплое время репетиции проходили прямо во дворе у Елены. С наступлением осени «Кропикам» пришлось решать еще одну серьезную проблему: где репетировать, когда на улице холодно. Аматорский театр сначала приняла у себя местная библиотека – филиал №1 городской библиотечной системы. Некоторое время репетировали там. Позже удалось договориться с директором находящегося рядом Института государственного муниципального управления Иваном Ивановичем Литвином, он предоставил один из классов. Депутат Владимир Смирнов, опекающий этот округ, пообещал помощь с аппаратурой, множество дельных советов дал телеведущий Владимир Крутоус. А Алла Татарова даже пригласила «Кропиков» выступить в музыкальном училище, на сцене местного аматорского студенческого театра, худруком которого, как выяснилось, является Людмила Френчко, жена известного кировоградского скульптора Виктора Френчко. К деятельности уличного театра подключилась даже 62-летняя соседка Елены Ольга Машуровская – она собственными руками сколотила и поставила у калитки Елены столик, за которым дети могут играть и обсуждать свои творческие планы.

– Оказывается, в нашем городе очень много добрых и отзывчивых людей, готовых помочь, – улыбается Елена.

Правда, одна из категорий горожан стала исключением из этого правила. И это – чиновники. Елена Янчук попыталась зарегистрировать свой детский театр – и столкнулась с тотальным непониманием.

– Мы хотели выступать на городских праздниках, – говорит она. – Но просто так детей с улицы на такие торжества у нас не принимают, нужна бумажка. И я пошла получать эту бумажку. Сначала пришла в областной департамент культуры, откуда меня отправили в городской. Пришла в городской, а там просто не понимают, чего я от них хочу. Мне стали советовать «прибиться» либо к школе, либо к библиотеке. Но это не наш формат, мы – театр нашей улицы. Мы даем представления для соседских бабушек и дедушек, которые не могут уже по состоянию здоровья прийти на концерт или праздник в центре города, для родителей, у которых не всегда есть время на отдых.

Энергии и энтузиазму Елены Янчук можно только позавидовать. Кроме репетиций, она устраивает своим подопечным самые разные варианты досуга – от посещения музеев до посиделок за рукоделием и настольными играми. При этом она отвечает за каждого ребенка перед его семьей – сначала собирает детей, обходя всю улицу, а потом, после занятий, разводит их по домам.

– Я заметила, что современные дети живут в очень стесненных рамках, – говорит Елена. – На них наваливается груз ответственности в виде всяческих подготовительных занятий, уроков раннего развития, а дома им нельзя ни бегать, ни прыгать, ни кричать. В школе еще хуже, ребенка душат ежедневными домашними заданиями. А из развлечений – компьютеры, планшеты и смартфоны. Дети не знают многих уличных игр, в которые в детстве играла я. На первых репетициях все стеснялись, удивлялись, когда я просила их, например, помяукать.

Елена – не педагог и тем более не актриса. Она учится вместе с детьми, добывая нужную информацию в Интернете. И хотя энтузиазма ей и ее подопечным не занимать, одного только желания недостаточно. Театр, даже детский уличный, требует определенных финансовых вложений. В целом они небольшие, но сама Елена их не сможет потянуть, а брать деньги с детей она отказывается принципиально: иначе, по ее мнению, будет утрачен сам смысл существования уличного театра.

– Я мечтаю о том, чтобы маленький театр или клуб был на каждой улице, – говорит она. – Подобные вещи делают людей более открытыми, дружелюбными. Вот на днях мы наконец-то закончили сбор подписей под запросом на то, чтобы по нашей улице провели освещение. Это не имеет прямого отношения к «Кропикам», но стало возможным благодаря им и тому, что мы перезнакомились и передружились со всеми соседями. Раньше каждый жил в своей ракушке, а теперь мы действуем вместе. И нам многое по плечу.

Виктория Барбанова, фото Олега Шрамко, «УЦ»