Подарки из-под арки

13:21
1915
views

Фотография пешеходного перехода через железнодорожную ветку в районе платформы для пригородных поездов отчасти объясняет причину транспортного коллапса, который угрожает Кропивницкому после начала работ по расширению транспортной арки под железнодорожными путями в районе завода «Эльворти». Когда-то в этом районе было два нормальных железнодорожных переезда, благодаря которым снималось напряжение в районе арки, но кому-то показалось, что они больше не нужны, а может, вмешалось Министерство путей сообщения, и их упразднили. Подозреваем, что при этом никто не просчитывал транспортные потребности быстро развивающегося города. А между тем транспорта становилось все больше…

Когда я пару десятков лет тому назад впервые увидел зимнюю пробку по дороге на Новониколаевку в районе «Красной звезды», то сразу ощутил всю незащищенность транспортных коммуникаций областного центра на случай диверсий. Достаточно, как говорят современные террористы, «поднять» арку и путепровод, то есть мост через железнодорожную ветку возле выезда на Знаменку – и все: город блокирован! Впрочем, зимой с таким же успехом на протяжении многих десятилетий террористов заменяет непогода. Но кажется, что в этом году вопрос с расширением арки наконец-то будет решен.

На совещании 18 апреля мэр Кропивницкого Андрей Райкович озвучил как первоочередную задачу на 2018 год реализацию проекта реконструкции проезжей части возле завода «Эльворти»(в дальнейшем – арка). Презентация проекта с аншлагом прошла 29 января. Проект, разработанный ООО «Виакон – Украина» предусматривает сооружение второго тоннеля, для сохранения исторической достоверности действующего, сооруженного в Елисаветграде еще в 1860 году. Таким образом, движение транспорта из центра на Новониколаевку и обратно будет осуществляться в одном направлении по каждому из тоннелей. Их длина – 34 с половиной метра, ширина – больше 5 метров, высота – больше 8 метров, предусмотрена и пешеходная зона с освещением. Стоимость работ – до 47 миллионов гривен, из которых 25 уже предусмотрены в городском бюджете на этот год.

Директор «Виакона» Анатолий Зиненко рассказал, что проект строительства тоннелей будет реализован за счет использования технологии металлических гофрированных труб соответствующего диаметра, что сокращает время прокладки путепровода в разы. Во всяком случае, он пообещал, что подрядчики должны управиться в отведенное железнодорожниками «окно», во время которого движение по железной дороге, которая как раз и проходит над аркой, будет перекрыто. На все про все Министерство путей сообщения предварительно дает добро на 10 дней, за которые строители должны выполнить необходимые объемы земляных и бетонных работ и уложить «трубу», чтобы возобновить движение по железной дороге. Понятно, что на эти десять дней будет полностью перекрыто и автомобильное движение в направлении как Новониколаевки, так и обратно.

Возникает логичный вопрос, а способна ли транспортная инфраструктура обеспечить полноценное сообщение между двумя частями города, больше того, между городом и значительной часть области? Напомним, что кроме арки, в центр Кропивницкого с Новониколаевки, как и из аэропорта и с автовокзала № 1, а также со стороны Киева, Знаменки и остальной части Украины можно попасть только по Знаменскому путепроводу через железную дорогу и далее – на Полтавскую, везде. Конечно, есть еще Объездная, которая поможет части транзитного транспорта попасть в центр через Балашовку или Криворожский въезд, но это лишних километров 15 с гаком и не решает проблемы. А она в том, что за последние несколько лет добротные автомобильные «пробки» у нас появились не только под аркой, где во время пиковых нагрузок можно легко проскучать 30 минут. Проблема в том, что теперь по утрам и вечерам знатные пробки возникают и от аэропорта, через путепровод, аж до Полтавской – километра полтора пробочка. Причем это при действующей арке!

Знакомый таксист Сергей подтвердил наши опасения. Он говорит, что после закрытия арки Полтавская однозначно не выдержит, вернее, не справится с возросшим транспортным потоком. То есть ехать, конечно, можно, но только после часового или больше ожидания в пробках и «тянучках», что значительно осложнит жизнь даже тем, у кого будет время поболтать по телефону или работать, не выходя из машины. А что делать в экстренных случаях, хотя бы тем же пожарным и «скорым»? Тем же аварийкам или пассажирам, которые хотят успеть на свой рейс? А графики движения пассажирского транспорта? А опоздания на работу? В общем и целом – проблема.

Конечно, такие последствия должны преду­сматриваться проектом, то есть в нем должно быть отображено наличие дополнительных или запасных путей сообщения между двумя частями города.

Одно из «узких» мест – сам Знаменский путепровод. Проблему можно частично решить расширением проезжей части и улицы до поворота и, возможно, далее, может быть, даже и за счет временных мер. Причем надо учитывать, что возрастет не только сам поток, но и нагрузка или давление на путепровод и вообще на проезжую часть, которая может и не выдержать.

Необходимо рассмотреть варианты, например – сделать транспортными пешеходные переходы через железнодорожную ветку возле складов Брайченко и возле бывшего оптового рынка или железнодорожной платформы для пригородных поездов, которые когда-то были проездными.

Мы побывали на обоих, и выяснилось, что пешеходный переход через железную дорогу возле складов Брайченко (на фото) можно вполне использовать для движения транспорта. Благодаря ему поток автомобилей от памятника Ангелу-хранителю попадает на Новониколаевку значительно выше арки, то есть обходит ее. Правда, проезжей части от переезда по улице Ольжича практически нет, но и по ней на склады за цементом транспорт все-таки ездит.

Вполне удобен для транспорта и путь с Полтавской на Некрасовку и Новониколаевку через железнодорожный переход возле пригородной платформы (фото на 1 стр.), там даже когда-то ездил автобус № 19 и разворачивался как раз за железной дорогой. Оттуда – прямой и короткий путь по улице Толстого прямо до кольца аэропорта. Эти переезды способны снять напряжение на Знаменский путепровод и Полтавскую.

Автомобилисты говорят, что можно рассмотреть вопрос организации по переездам одностороннего движения, что значительно упрощает решение проблемы расширения проезжей части, потому что где-то стоят заборы, где-то стена или границы домовладений и т. п. Конечно, выпускать из виду, что и сами железнодорожные переезды являются «пробкообразующими» во время прохождения поезда, да и оборудовать железнодорожный переезд всем необходимым достаточно сложно, плюс вопросы безопасности, но это – детали. Достаточно поставить инженерную задачу, чтобы найти решение. Во всяком случае, время еще есть, как и варианты решения.

Как нам сообщил по телефону директор «Виакон – Украина» Анатолий Зиненко, проект арки практически готов, но экспертиза и согласования могут занять от двух недель до трех месяцев. В свою очередь, город должен определиться с подрядчиком и провести тендерные процедуры. В общем, работы по реализации проекта «Арка» могут начаться ближе к осени. Анатолий Зиненко уверяет, что 10 дней для выполнения основных работ им вполне достаточно и железнодорожное сообщение будет возобновлено. Но, думается, без решения вопроса разгрузки Знаменского путепровода приступать к реализации проекта слишком рискованно.

Фото Павла Волошина, «УЦ».