Несмотря на провозглашенный нашей страной курс на интеграцию в общество людей с ограниченными возможностями, большинство их все еще остаются запертыми в четырех стенах. Особенно грустно, если физически ты здоров и трудоспособен, за исключением одного изъяна – слепоты.
На прошедшей неделе представители Кировоградского общества слепых организовали круглый стол вместе с сотрудниками Фортечного и Подольского территориальных управлений соцзащиты и городского управления ЖКХ. Они в который раз пытались рассказать зрячим о проблемах своей повседневной жизни и донести до них необходимость сделать город Кропивницкий чуть более толерантным к слепым. Тем более что в других украинских городах уже введены новшества, облегчившие жизнь людям с проблемами зрения.
– Мы изучили опыт Волынской области, – рассказала глава правления первичной организации Украинского общества слепых Валентина Раева. – В Луцке на должность мэра пришел молодой человек, и знаете, что он сделал, чтобы понять проблемы незрячих? Завязал себе глаза и в таком виде прошелся по городскому центру, зашел в супермаркет. Теперь Волынь – один из самых дружественных к слепым регионов. Почему? Потому что руководитель, чиновник побывал в нашей шкуре. Зрячему не понять тех проблем, которые каждый день возникают перед слепым человеком.
Проблемой для слепого становятся рекламные щиты, выставляемые магазинами на тротуары, кучи отсева при ремонте дорог, открытые ворота, столбы электроопор. В предыдущих номерах «УЦ» мы писали о полосе препятствий, в которую превращается для незрячего путь на работу по улице Михайловской (бывшей Кирова). Улица Верхняя Пермская – такая же полоса препятствий со скрытыми ловушками. На ней были проведены ремонтные работы, и слепым приходится привыкать к «новшествам». Пока обычные горожане радовались, что наконец-то ремонтируют тротуары, слабовидящие реально страдали.
– Уже не один раз мы просим управление ЖКХ об одной простой вещи: если вы собираетесь ремонтировать улицу, предупредите нас! – говорит юрист общества слепых Сергей Рокожица. – Но пока все просьбы остаются гласом вопиющего в пустыне. На просьбу сделать общественный транспорт «говорящим» (установить на автобусы динамики, при подъезде объявляющие номер маршрута), озвученную в прошлом году, появился аж… один «говорящий» автобус №116, и выходит он на маршрут рано утром и поздно вечером.
В качестве примера среды, дружественной к слепым, во время круглого стола показали репортаж из города Чернигов, где летом часть улиц оборудовали тактильной тротуарной плиткой. По сути это плитка с разными формами рельефной поверхности – продольными выемками, круглыми выступами. Наступая на нее, человек получает информацию о том, что находится впереди, – можно идти дальше, или есть преграда, или нужно повернуть. Увы, госучреждения, устанавливая пандусы и объявляя себя дружественными к людям с ограниченными возможностями, совершенно забыли о незрячих. Слепой не нуждается в пандусе! По-хорошему, тактильной плиткой следовало бы выложить всю центральную часть города, территории вокруг медучреждений и государственных структур. Но начать можно хотя бы с улицы, на которой расположено общество слепых. Сейчас на ее перекрестках нет даже пешеходной разметки.
Физическое сопровождение по городу – необходимая слепому социальная услуга. Уход за людьми с ограниченными возможностями – обязанность территориальных служб соцзащиты. Но в правилах, по которым они вынуждены работать, не учли существование данной категории. По этим правилам соцработник должен приходить к клиенту дважды в неделю на один час. Обязанности – влажная уборка в помещении, приготовление еды, покупка продуктов. Большинство незрячих в подобных услугах не нуждаются, но критически нуждаются в помощи, когда требуется выйти на улицу. Когда нужно оплатить коммунальные услуги или решить что-то в управлении соцзащиты, просто выйти в магазин за покупками или на рынок. К сожалению, подобных услуг в недавно принятом Законе «О социальных услугах» нет. Авторы забыли, что, кроме людей с проблемами опорно-двигательного аппарата, есть и те, кто может ходить, но имеет другие ограничения.
– Как автомобиль без бензина, – провела хорошую аналогию Раева. – Он физически может ездить, он исправен. Но он не поедет. Вот так себя чувствует и человек, потерявший зрение.
Но даже в пределах Кропивницкого к решению этого вопроса подошли по-разному. Фортечное управление соцзащиты заключило соглашение с Центром занятости, и безработные в рамках выполнения общественных работ сопровождают незрячих. В Подольском управлении подобная услуга пока отсутствует. Фортечное управление соцзащиты предоставляет услугу физического сопровождения слепых трижды в месяц по три часа – по словам Валентины Раевой, этого более чем достаточно для решения необходимых вопросов.
– Но, если количество людей, получающих услугу физического сопровождения в нашем центре, достигнет 50, мы сможем открыть отдел физического сопровождения и официально нанимать соцработников для оказания этой услуги, – отметила замдиректора Фортечного управления соцзащиты Светлана Юхименко.
Сейчас оба управления соцзащиты обслуживают чуть более 40 человек, однако на учете УТОС в области числится около 600 граждан, имеющих проблемы со зрением. И есть немало незрячих и слабовидящих, не охваченных ни социальными услугами, ни обществом слепых. Но эти люди также имеют право на поддержку! Пользуясь возможностью, мы поддерживаем это полезнейшее начинание информационно. Итак, Фортечный территориальный центр социальной защиты города Кропивницкий принимает заявки от инвалидов по зрению на услугу физического сопровождения. Для этого необходимо обратиться в управление (можно позвонить по телефону 37-12-75) и предоставить свои паспортные данные и данные МСЭК (чтобы передать в управление копии документов, на дом придет социальный работник).
Про призначення / поновлення виплати пенсії особам, які виїхали з тимчасово...