«Дело Березкиных»: все, что известно

14:46
2197
views

Сына народного депутата Станислава Березкина в конце прошлой недели выпустили из СИЗО после внесения назначенного судом залога вместе с еще пятью бывшими должностными лицами компаний группы «Креатив» и действующей заместительницей главы правления государственного «Ощадбанка» Ириной Земцовой – за нее тоже внесли залог.

Таковы последние на момент написания этого материала новости в скандальном деле о завладении 20 миллионами долларов госбанка, которое в Национальном агентстве по борьбе с коррупцией и Специализированной антикоррупционной прокуратуре считают незаконным и организованным народным депутатом в 2013 году.

Фигура для Кировоградщины знаковая – самому нардепу, членам его семьи и аффилированным предприятиям принадлежит масса земли и недвижимости в области и ее центре, а также футбольный клуб «Зирка», в очередной раз близкий к вылету из очередной лиги, и элитный ресторан Prima, снова не получивший недавно табличку «Ревизора», и прочее, прочее, прочее.

Поскольку до вынесения судом решения о виновности или невиновности обвиняемых по делу преступность схемы – лишь версия следствия, мы постарались с максимальной объективностью собрать только факты и комментарии.

 

Что случилось?

В прошлый вторник НАБУ и САП сообщили о задержании 10 лиц, которых обвиняют в хищении 20 миллионов долларов государственного «Ощадбанка» по предварительному сговору. В том числе – упоминавшейся замглавы правления банка, бывшего начальника управления его проектного финансирования, уволившегося в 2015 году, и экс-начальника отдела управления проектного финансирования, ныне – главы этого же управления.

Остальные – Максим Березкин как бывший акционер группы компаний «Креатив», а также бывший главный бухгалтер группы, двое работников ПАО «Креатив Групп», бывший руководитель ЗАО «Креатив». На данный момент известно, что залоги внесены за них всех. Также сообщали, что задержана некая оценщица. Ее имя и дальнейшая судьба пока неизвестны, как и еще двух бывших сотрудников госбанка.

Сообщалось, что в деле фигурируют также дочь и другие родственники Станислава Березкина.

Кроме того, САП направила в Генпрокуратуру ходатайство о предоставлении разрешения привлечь к уголовной ответственности самого народного депутата.

Стоит отметить, что прокуроры САП просили суд назначить залог в 150 млн грн для Максима Березкина и 50 миллионов – для Земцовой. Соломенский райсуд Киева назначил соответственно 5 и 7 миллионов, которые и были внесены. Остальных отправили под стражу с альтернативами залогов от 550 тысяч до 2 миллионов.

Всем было сообщено о подозрении по четырем статьям Уголовного кодекса, в частности, по ч. 3 ст. 209 – отмывание денежных средств и иного имущества, приобретенных преступным путем, – санкция которой предусматривает лишение свободы на срок от восьми до пятнадцати лет с конфискацией имущества.

По версии следствия, в 2013 году должностные лица «Креатива» вступили в сговор с должностными лицами «Ощадбанка», подделали документы на получение кредита в размере 20 млн долл. на покупку семян подсолнечника, которые на самом деле не закупались. После получения деньги вывели в Белиз и Швейцарию. Позже сын народного депутата вместе с другими на тот момент бенефициарными собственниками группы «Креатив» за часть из этих денег приобрел корпоративные права компании «Черноморгидрожелезобетон».

Оценщица предоставила оценку принятым банком в качестве обеспечения кредита имущественным правам по договору поставки, который в НАБУ и САП считают фиктивным. Упоминавшиеся работники госбанка готовили документацию о выдаче кредита и якобы скрывали от других задействованных служб имеющиеся несоответствия и нарушения в документах заемщика. Бывшие руководители группы «Креатив» для достижения общего умысла по завладению средствами банка якобы осуществили подделку ряда документов, договоров и непосредственно легализацию средств путем их перечисления в безналичную форму.

 

Реакция

После задержаний ситуацию для центральных СМИ, сильно заинтересовавшихся громким делом, прокомментировал сам Станислав Березкин.

– Я сам в шоке, моя семья абсолютно непричастна, – в частности, заявил он. – Я думаю, что это надуманная история, мы докажем это.

Нардеп подчеркнул также, что не является участником соответствующего уголовного процесса и не имеет отношения к выдвинутым НАБУ претензиям.

Адвокат Константин Ликарчук, который представляет группу юристов, занимающихся защитой Березкиных и бывших управленцев «Креатива», назвал объявленные подозрения «дутыми».

– Мы успели ознакомиться с материалами подозрений задержанным фигурантам дела. С учетом этого предварительное мнение нашей группы – они недостаточно мотивированы, мы не видим состава преступления как с объективной, так и с субъективной стороны – не было ни умысла, ни как такового присвоения денег, – отметил адвокат.

По его словам, кредитный заем, полученный группой «Креатив» в начале 2014 года, выдавался для стабилизации работы аграрного холдинга в разгар событий Евромайдана.

– Это была абсолютно нормальная, законная сделка в рамках хозяйственной деятельности компании, у которой на тот момент наличествовала значительная долговая нагрузка. Данный кредит был одним из многих. Но так построен банковский бизнес, что в нем присутствуют значительные риски, – заявил Ликарчук.

Он отметил также, что задержанные 23 октября ранее имели статус свидетелей и не укрывались от следствия, которое проводится детективами НАБУ с мая 2016 года.

– Никаких следственных действий с ними за последние полтора года не проводилось, до этого все они регулярно являлись на допросы. С чем связана необходимость задержания, по крайней мере, шести человек, имеющих отношение к группе «Креатив», непонятно. И этот момент мы будем обжаловать, – резюмировал адвокат.

В «Ощадбанке» наличие состава преступления со стороны своих сотрудников также отвергают, по сути, «переводя стрелки» на Березкиных и их бывшую компанию.

– Детективы НАБУ получили заключение Госаудитслужбы, установившее отсутствие нарушения со стороны банка по операциям, приведшим к нанесению ущерба банку, – сказано в официальном пресс-релизе финучреждения. – По результатам проверки мер воздействия к банку и его сотрудникам не применяли.

В банке отметили также, что всеми силами содействуют расследованию антикоррупционных органов и настаивают – банк активно пытался истребовать долги.

– В целом банк подал в суды общей юрисдикции 23 исковых заявления о взыскании задолженности с группы компаний «Креатив» и их поручителей – физических лиц Максима Березкина и Юрия Давыдова. Получены 11 судебных решений о взыскании задолженности с должников и поручителей в пользу «Ощадбанка» и таких, которые вступили в силу, на общую сумму 212,7 миллиона долларов, 12,7 миллиона евро и 255 миллионов гривен, – заявили в «Ощадбанке».

По результатам проверки Национального банка Украины, на которые опирается следствие, суммарная задолженность агрохолдинга перед «Ощадбанком» составляет 666 млн грн, а размер нанесенных ему убытков – на уровне 487 млн грн. Открытие кредитной линии по договору в 20 млн долларов в НБУ посчитали безосновательным, найдя несоблюдение норм законодательства и нормативных документов госбанка. В первую очередь это касается оцененного размера активов, под залог которых брался заем.

– Речь идет о схеме, которую активно применяли в финсистеме, – сказал финансовый аналитик Алексей Кущ в комментарии одному из национальных изданий. – Речь о мошенничестве с подменой целевого использования кредита: когда банк может дать кредит, скажем, только под покупку семян, а не под недвижимость, средства привлекаются, затем прокручиваются через зарубежные «прокладки» и заводятся обратно – на них покупаются корпоративные права компаний, владеющих недвижимостью. Но эта схема еще не самая «тяжелая». Гораздо хуже второй вариант – нежелание передавать в пользу банка кредитный залог. Если нет желания передавать банку, скажем, ликвидные объекты недвижимости, применяют подставные компании, которые берут кредит на те же семена подсолнечника и не возвращают средства. В залоге оказываются права требования по соглашению, и залог значительно менее ликвиден, чем недвижимость, которую в итоге купили.

 

Есть вопросы?

В то же время ряд комментаторов, высказывавшихся по этой теме на прошлой неделе, указывают на «закадровые» моменты всей этой истории и ее возможную связь с влиянием партии «Народный фронт».

В 2015 году стало известно, что обремененный огромными обязательствами перед банками – в общей сложности порядка 6 миллиардов гривен – агрохолдинг Березкина начал переговоры о своей продаже.

В итоге новыми собственниками части наиболее привлекательных активов группы «Креатив», как утверждалось, по бросовой цене, стали Рысбек Токтомушев и Артур Гранц. Последнего называют партнером бизнесмена Леонида Юрушева, которого считают одним из главных спонсоров «Народного фронта». Токтомушева, в свою очередь, называли представителем интересов парламентария Андрея Иванчука – от той же партии.

В интервью журналу Latifundist Максим Березкин позже назвал  нынешних собственников «наиболее активными и решительными» среди тех, кто проявил интерес к приобретению.

– Несмотря на то, что рейдерского захвата в классическом понимании не было, в силу не зависящих от нас обстоятельств, мы вынуждены были принять предложенные нам условия и продать нынешнему собственнику самую прибыльную часть бизнеса – маслоэкстракционные заводы. Повторюсь, мы не стремились продавать актив, но, когда на нас вышли нынешние владельцы, именно по их настоянию и вследствие предпринятых ими мер сделка была заключена в кратчайшие сроки, – сказал он.

Сообщалось, что новые собственники вроде как взяли вопрос погашения долгов «Креатива» перед банками на себя. В том числе и перед «Ощадбанком», который возглавляет Андрей Пышный. Тоже представитель «Народного фронта» и, говорят, близкий друг того же Иванчука.

– Произошло все как в некрасивой истории 1990-х. Лучшие активы переписали на людей с непонятными фамилиями, а один завод даже перепродали «Кернелу». За всеми этими телодвижениями маячила фигура Иванчука, но никто этим, понятное дело, не интересуется. Долги остались висеть на Березкиных. Вот им и устраивают вырванные годы с криками «Украли!», – считает главный редактор «Экономической правды» Сергей Лямец.

С ним согласен коллега Александр Дубинский, ведущий программы «Гроші» на телеканале «1+1».

– Принадлежащая ранее Березкину группа «Креатив» задолжала «Ощадбанку» деньги, которые новые собственники бизнеса не хотят вынимать из своих карманов. И потому пытаются взыскать их непосредственно с Березкина, прибегая к помощи прокуратуры, – написал он в «Фейсбук». – Что вроде бы и правильно, если бы не одна деталь. Когда Иванчук и Гранц за копейки откупали у Березкина «Креатив», оборот которого составлял около $1 млрд, то брали на себя обязательства разобраться с его кредиторской задолженностью. Но по традициям «Народного фронта»  немного кинули бывшего владельца и теперь отжимают у него все до конца.

А отжимать есть что – в 2015 году Максим Березкин основал и возглавил группу компаний Greenstone, объединившую непроданные активы старого холдинга. Она выращивает пшеницу, подсолнечник, сою, ячмень и другие культуры на 32 тысячах гектаров собственных угодий в Кировоградской, Николаевской, Черниговской и Одесской областях, имеет современный свинокомплекс на 60 тысяч голов в год и селекционно-генетический центр. Кроме того, компания занимается переработкой соевых бобов и производством соевого масла и шрота.

Это об экономике. А по политике прошелся известный тележурналист Андрей Богданович в авторском видеоблоге «Погляд», предположив, что, дословно, «зачистить политических конкурентов» на парламентских выборах следующего года выгодно лично возглавляющему «Народный фронт» в Кировоградской области нардепу Александру Горбунову и его политической силе.

 

Перспектива

Единственное, что на самом деле интересует сегодня праздных и не очень наблюдателей, – вероятность снятия неприкосновенности со Станислава Березкина и обвинительных приговоров для него и членов его семьи. По уже озвученным оценкам, она невысока.

Практикующие юристы утверждают, в частности, что криминализация сложных хозяйственных дел имеет сомнительную перспективу – доказать сговор и преступный умысел практически невозможно. Банк ведь уже инициировал законную процедуру взыскания задолженности.

– Производство будет на слуху до следующего мощного криминального инфоповода. Затем уйдет в затяжное расследование, которое уже при новом правоохранительном руководстве САП и НАБУ спокойно умрет. Но это будет уже другая история, – прогнозирует Игорь Чудовский, управляющий партнер адвокатского объединения «Чудовский и партнеры».

Еще один коллега Станислава Березкина по парламентской группе, член регламентного комитета Рады Сергей Шахов также уверен, что все закончится ничем, – были прецеденты.

– Регламентный комитет уже проголосовал за снятие неприкосновенности с 13 человек (народных депутатов. – Авт.), но ни одного из них за два года не привлекли к ответственности, – констатирует он. – Пока они подадут на Березкина документы, пока это пройдет комитет и выйдет в парламент… А на прошлой пленарной неделе Рада не сняла неприкосновенность даже с Вилкула, Колесникова и Дунаева.

 

Вместо предисловия

Фамилия нардепа с Кировоградщины зазвучала в скандальном ключе не сейчас, и даже не в сентябре этого года, когда суд на год лишил его водительских прав и оштрафовал на 10 тысяч гривен за вождение в нетрезвом состоянии. И не в январе, когда правоохранители проводили обыски в одном из офисов на Дворцовой в связи с якобы незаконным возмещением НДС близким к Березкину предприятиям.

Тогда, напомним, правоохранителям противостояли сотрудники охраны, а некий мужчина выбрасывал мешки с документами в окно и пытался с ними уехать с места событий.

Даже объявление бывшего директора и совладельца агрохолдинга «Креатив» Юрия Давыдова в розыск по обвинениям в присвоении, растрате и завладении чужим имуществом в особо крупных размерах – лишь одна из глав. Дело, напомним, возбудили по заявлению руководства одного из предприятий-зернотрейдеров, которое осенью 2014-го передало «семечку» на 37 миллионов гривен на хранение «Креативу» и не смогло вернуть его в срок. Говорят, пострадавших сельхозпредприятий было больше…

Пролог всей этой истории был написан в 1999 году, когда у владельца тогда еще компании «Сонола» возник конфликт с американским фондом Western NIS Enterprise Fund (WNISEF), предоставлявшим прямые инвестиции для поддержки малого и среднего бизнеса в Украине, Молдове и Беларуси. Фонд создал предприятие по производству подсолнечного масла вместе с кировоградским предпринимателем, вложив в общей сложности 5,5 миллионов долларов.

Их первая компания Станислава Березкина отказалась впоследствии отдавать, сославшись на то, что оборудование от WNISEF оказалось некачественным. Фонд выиграл разбирательство в Нью-Йорке, требовал в Международном центре ООН по урегулированию инвестиционных споров, чтобы долг взыскали с украинского правительства. В 2006 году руководству WNISEF удалось договориться с Березкиным, иск был отозван, но вернули лишь 3  миллиона долларов. Фонд, к слову, возглавляла Наталья Яресько, ставшая министром финансов Украины после известных событий…