Вот вспомните: что такого громкого, резонансного случалось в Белоруссии за всю новейшую историю? Только теракт в минском метро 11 апреля 2011 года, когда погибло 15 человек. Пожалуй, всё. Страна живет своей тихой неприметной жизнью, размеренной и заурядной, даже самое громкое убийство белоруса произошло… у нас в Киеве, когда подорвали машину журналиста Павла Шеремета. И тут вдруг – такой прорыв, поток и Минск в новостях всего мира.
Вообще вся эта история какая-то не белорусская. Вот в Украине такому ходу событий в случае чего никто бы уже даже не удивился, что внутри страны, что снаружи.
Кстати, в «Московском комсомольце» вышла потрясающе гадкая даже для этой газеты статья – «После провокации в Минске Зеленский стал нерукопожатным». На полном серьезе без всяких доказательств пишется, что всю заваруху на выборах в Белоруссии организовала Украина. Без объяснений, зачем. И с таким презрением к самим белорусам – биомасса, ни на что не способная, кроме повиновения, без украинцев им никак не бузить и не сопротивляться.
Ну и как же без Джорджа Сороса? Полно кругом статей, что это он в Минске организовал очередную цветную революцию. Ему, кстати, именно сегодня, 12 августа, исполняется 90 лет. Чем еще человеку в таком возрасте заняться, кроме здоровья? Правильно, майданы всякие повсюду организовывать.
Боже мой, сколько схожего в белорусских событиях с нашими, украинскими! Хотя, вероятно, у всех революций похожие черты. Массово разоблачают фальсификаторов из комиссий. На главной улице строят баррикады. Уже есть погибшие. В одних местах милиция стреляет по людям, ранена журналистка, в другом месте милициянт снял шлем и стал в ряды митингующих. Популярный лозунг – «Милиция с народом», прямо как у нас в 2004-м. Военные из Бреста отказались разгонять митинг. На балконах повсюду вывешивают «пагоню» – национальный исторический флаг, который был флагом БНР, Белорусской Народной Республики (была такая) в 1918-1919 годах, в 1991-1995 был стягом современной Беларуси, но Лукашенко он почему-то был противен, и он вернул флаг БССР в качестве официального.
Чем все это закончится – непонятно. У нас в 2004-м даже во втором сфальсифицированном туре президентских выборов технологи поставили разрыв между Януковичем и Ющенко менее трех процентов. А в Белоруссии у Лукашенко официально 80, у Тихановской – 10 процентов. В эти цифры не очень верится, но так же и не верится, что если бы больше голосов было у Тихановской, то так грандиозно были бы подтасованы результаты. При всей симпатии к белорусам, не могла она так быстро набрать электоральный вес, многие из них о существовании Светланы Тихановской из Гомеля узнали лишь весной этого года. Точнее, даже 15 мая, когда после ареста мужа она выдвинула свою кандидатуру в президенты. А если проводить аналогии с Украиной, то на момент выборов 2004-го Виктор Ющенко был популярен как успешный глава Национального банка, при нем появилась гривня, премьер-министром он был симпатичным, реально рейтинг был у него выше крыши. А Тихановская… Возможно, ошибаюсь, но национальными лидерами за 3 месяца становятся только в самых переломных моментах истории, как Жанна д’Арк.
И еще важный фактор. Белоруссия – возрастная страна. Больше миллиона молодых людей на заработках в Польше (да-да, не только украинцы там), Литве и России, конечно. Люди в уважаемом возрасте преобладают. А Лукашенко пенсии платит, хотя с инфляцией там все в порядке, если можно так выразиться. При Лукашенко «зайчик», белорусский рубль, трижды деноминировали. В 1994-м году 1 к 10. В 2000-м – 1 к 1000. А в 2016-м, не так давно, инфляция зашла так далеко, что рубль деноминировали в 10 тысяч раз! Помнится, друг Сергей, работающий на Минском заводе холодильников (у нас продаются эти «Атланты»), написал мне – «за день все обеднели. Еще вчера я зарабатывал 500 долларов в месяц, а сегодня уже 250».
Еще в стране по-прежнему работают колхозы, и люди за них держатся, как и за заводы. Многие из них, даже заведомо убыточные, продолжают работать. Но далеко не все, как считают многие наши пенсионеры, любовно отзывающиеся о Бацьке. По всей стране закрылись десятки хлебозаводов, консервных и спиртзаводов. Почему-то пищевая промышленность не выдерживает даже при поддержке государства. Ну и качественные импортные продукты замещают белорусские, выпускаемые якобы еще по советским ГОСТам. (Хотя для знающих людей тот ГОСТ – ужасное клеймо. Допускалось добавление в продукты таких адских штук! А на упаковках просто не писали, что содержит всякие там «Е-добавки».)
Люди не хотят резких перемен, их хватило на жизнь, начиная с развала Союза и кончая теми же деноминациями, каждый раз разоряющими людей.
Побывавшие в Белоруссии хвалят тамошние дороги. Они действительно намного лучше наших. Но почему-то умалчивают, что все основные дороги в Белоруссии… платные. Для всех иностранцев и для белорусов на автомобилях массой выше 3 с половиной тонн (легкие грузовики) – от 4 евроцентов за километр. Это дороги от столицы до областных центров – Минск – Брест, Минск – Гомель и т.д., и за эти деньги ремонтируют дороги.
Так или иначе, многие в Белоруссии выбирают стабильность. Притом, что от Лукашенко многих уже просто тошнит. Чтобы вы понимали: в Украине всегда была высшая лига политиков, и их всегда было немало. То есть кроме Зеленского есть Порошенко, Тимошенко, Медведчук, Вакарчук, Рабинович, Кернес и Садовой, Ляшко, прости господи. А в Белоруссии все последние 25 лет есть всего один политик, и его фамилия начинается на «Лу-» и заканчивает на «-енко». Обычно топ-политиками становятся премьер-министры. Кучма, Ющенко, Янукович до избрания президентами были премьер-министрами. А кто вспомнит хоть одного белорусского премьера? Хотя бы Сергея Сидорского, который был премьером Беларуси больше 7 лет (в Украине фантастический срок)?
Кто до недавнего времени знал еще хоть одного политика республики? Это сегодня мы знаем о Тихановской, о Бабарыко, о Цепкало. А белорусы и 20 лет назад слышали о Тимошенко, Ющенко и т.д.
Но все же, как пел хор Советской армии в известной песне, «есть у революции начало, нет у революции конца». Что-то из этого всего будет. Заметно, что Лукашенко перестали бояться так, как было раньше, когда в конце девяностых люди даже с намеком на оппозиционность в Беларуси просто пропадали в никуда.
Смотрите – первым против «Луки» встал не какой-нибудь электрик, а один из богатейших людей республики, банкир Бабарико (за что сейчас и сидит). В интервью «Украинской правде» популярный горожанин Минска, светская личность, владелец самых крутых ресторанов Вадим Прокопьев говорит: «Лукашенко – это большая неумная обезьяна с огромным количеством страхов». Еще года три назад за такие слова не в прессе, а где-нибудь на кухне дали бы десять лет лагерей. Правда, он уехал в Киев жить. Но все равно сейчас люди чувствуют – что-то сломалось в системе. Сбоит в разных узлах.
А еще в Белоруссии 28 тюрем, СИЗО и ЛТП (у них остались лечебно-трудовые профилактории). Всего на 30 тысяч «посадочных» мест. Свободных почти нет, уголовников Бацька так и не вывел. Куда сажать все эти десятки тысяч, выходящие в десятках городов на улицы?..
На глазах Александр Григорьевич теряет поддержку России, несмотря на все неприятие там того, что они считают «цветными революциями». Жириновский, о котором говорят «что у власти на уме, то у него на языке», заявил: «26 лет у власти. Ну совесть надо иметь, Александр Григорьевич? А какая может быть совесть у директора совхоза? Твое лицо уже надоело, твоя манера говорить, ты сам лично надоел!»
Дмитрий Медведев, в прошлом даже как бы президент России, высказался так: «Мы, конечно, не можем не видеть, что сегодня российско-белорусские отношения, я даже больше скажу – “союзное государство” – стали мелкой разменной монетой во время избирательной кампании.
Сегодняшние события в Беларуси – несложная политическая технология. Вылепить образ врага и при помощи этого образа добиться политического результата. А дальше хоть трава не расти или гори все синим пламенем. Неважно, разберемся с этими русскими. И это вызывает не только чувство обиды, но это очень печально. И последствия у этого будут печальные».
Что он имел в виду, понять сложно, но недовольство сквозит прямо.
И все же, что дальше? Надо быть Вангой и Нострадамусом одновременно, чтобы ответить на этот вопрос. Мировое сообщество, как всегда, «проявляет озабоченность», «призывает к диалогу» и т.д., лидеры оппозиции решили начать всебелорусскую забастовку (уже объявила пара заводов). И каждый день в 19 часов собираться на площадях, возле органов власти.
Походят, конечно, некоторое время. А потом надо будет бульбу копать. Если Лукашенко не сделает грандиозной тупой ошибки, как Янукович с Евромайданом, не начнет стрелять, как на войне, то все потихоньку сойдет на нет. И даже Тихановскую не посадят, так, будут пакостить по мелочи. А если начнется такое, как у нас, если ОМОН начнет стрелять, как «Беркут», то…
Не надо миллионов для девятимиллионной страны. Нескольких десятков тысяч безбашенных активистов хватит, чтобы захватить резиденцию президента на улице Карла Маркса или Национальный дворец на проспекте Победителей. Не верите? Так гляньте на Бейрут, столицу Ливана, где никаких выборов не было, просто порт взорвался. А на сегодня народ уже захватил несколько министерств, и похоже, президенту там скоро конец.
Ну а что будет в Беларуси потом?..
Про призначення / поновлення виплати пенсії особам, які виїхали з тимчасово...