Пожалуй, сегодня уже никому не надо объяснять, кто такие Праведники народов мира. Но если кто-то еще не знает – это люди, которые во время Второй мировой войны, рискуя собственной жизнью, спасали евреев. Праведник Владимир Никитович Черновол из села Косовка Александрийского района 1 сентября отметил столетний юбилей. Мы, конечно же, не могли его не поздравить. К тому же еще полгода назад получили от его дочери, Натальи Владимировны, приглашение на праздник.
В этот день в доме Черновола было много гостей. Они не собрались все вместе, а приезжали в разное время, поэтому Владимиру Никитовичу пришлось с утра до вечера быть бодрым, приветливым, без устали в очередной раз пересказывать историю о том, как во время оккупации познакомился с ровесником Григорием. Узнав, что тот еврей, позвал к себе, назвал воспитанником детского дома, в котором и сам пребывал, даже добился, чтобы парню выдали документ на имя Григория Коваленко. А он был Ланцманом, капитаном, летчиком, позже попавшим в штрафбат, доказавшим кровью, что готов сражаться за Родину и окончившим войну в Будапеште.
Но вернемся к юбиляру. Владимир Никитович был искренне рад гостям и подаркам. У него были и губернатор Мария Черная, и председатель областного совета Сергей Шульга, и односельчане, и, естественно, родственники. Его поздравили Мемориальный центр Холокоста «Бабий Яр» и киевская общественная организация «Ради тебя». Мы передали поздравительную грамоту, подписанную спикером Верховной Рады Дмитрием Разумковым. Услышав это, юбиляр сказал: «Хороший человек. И фамилия у него правильная»…
Виновник торжества улыбался и шутил – это у него отлично получается. Отвечал на многочисленные вопросы, самым частым из которых было: как дожить до ста лет и сохранить память и бодрость духа? Он говорил, что «планировал» до 82-х, а там – как получится. Вот получилось до ста. Надеемся, пока до ста.
У Владимира Никитовича трое детей. Было четверо, одна дочь со своей семьей погибла в ДТП. Трое внуков и два правнука. Семья дружная, приветливая – любо-дорого смотреть. С одной из дочерей, Тамарой, приехавшей на юбилей отца из молдавского города Бендеры, мы поговорили о послевоенной дружбе Черновола и Ланцмана и теперешней жизни нашего Праведника.
– Григорий (все его называли Грыць) после войны какое-то время жил в Киеве, и отец часто к нему ездил, – рассказала Тамара Владимировна. – Потом он переехал во Львов, где работал техником на аэродроме. Там женился. Переписывались бесконечно. Я помню, как родители отправляли ему посылки с гречкой. Ее нигде не было, а дядя Гриша был диабетиком. А папе он присылал какие-то запчасти к мотоциклу. Помню, когда старшая сестра училась в Тернопольской области и на летних каникулах была дома, папа, мама и сестра на машине приехали в Молдавию, взяли меня, отвезли Люду в Тернополь, а оттуда поехали во Львов к Грыцю. Нас тепло приняли. Утром спим, а дядя Гриша идет в лес, собирает грибы, и когда мы просыпаемся, мама уже грибной суп сварила. Возил нас по Львову, были в картинной галерее.
У нас были хорошие отношения. Потом дяди Гриши не стало. А года три назад нашелся его внук, которого он не знал. Дело в том, что еще во время оккупации в Водяном он сошелся с женщиной (шустрым был насчет этого), у них родилась девочка. После его забрали в штрафбат, а потом на фронт. Когда после войны он вернулся в село, его женщина уже была не одна. Он уехал. Понятно, что она ничего хорошего своей дочке об отце не рассказывала, и она его не искала. А уже внук Петя заинтересовался историей семьи и нашего отца. Приезжал, расспрашивал о своем деде, папа все подробно рассказал. Потом я с ним переписывалась, рассказывала, какой дядя Гриша был красивый, добрый, положительный.
Тамара Владимировна рассказала, что Владимир Никитович до недавнего времени читал газеты, разгадывал кроссворды. А сейчас зрение стало подводить (в сто лет!), и он смотрит телевизор. Часто раскладывает пасьянсы, параллельно что-то записывая. Что записывает – никто не может понять. Но он знает, зачем ему это надо.
Умственно здоровый, физически немного слабоват. С помощью ходунков, но выходит во двор, сам моется в ванной. Аппетит отменный. Ест то, что и вся семья. Любит мясо. Дочь говорит, что он всегда любил мясо: «Часто маме говорил: “На ужин приготовь что-нибудь легкое, чтоб шкварчало”»…
Когда мы прощались, дочь попросила отца прочитать какое-нибудь стихотворение. Столетний Владимир Черновол, в прошлом учитель и директор школы, наизусть, без запинки прочитал «Реве та стогне Дніпр широкий» и «Ой з-за гори кам’яної голуби літають». А на бис выдал стихотворение, которое читал в Израиле в присутствии самого премьер-министра Нетаньяху. Называется оно «А идише нахэс» («Еврейское счастье»).
Если кто-то еще хочет поздравить Праведника народов мира с юбилеем, подскажем, что ему подарить. Лучшим подарком будет планшет – чтобы можно было читать, увеличив шрифт. И как проехать, расскажем, обращайтесь.
Наверняка друг Владимира Черновола Григорий Ланцман во время застолий при встречах желал ему дожить до 120-ти – традиционное еврейское пожелание. Мы желаем того же.
Про призначення / поновлення виплати пенсії особам, які виїхали з тимчасово...