Рано расслабились…

13:14
803
views

Новость, что новые тарифы ОКПП «Днепр-Кировоград» на воду и водоотвод в Кропивницком наивысшие среди областных центров Украины (кроме Запорожья), мы уже оценили в буквальном смысле собственными деньгами. На фоне недовольства населения, хотя оно не очень и сопротивлялось, потому что понимает, лучше дорогая вода, чем никакой, председатель Кировоградского областного совета Сергей Шульга отстранил от должности руководителя водовода Романа Илыка, но если вы подумали, что теперь тарифы поползут вниз, вы ошиблись . Более того, платить придется больше, потому что в платежках появилась новая графа, которая раньше была спрятана в самом тарифе, – абонентская плата за обслуживание коммерческого прибора учета, или счетчика…

Теперь директорский кабинет ОКПП занимает новый человек, с 29 декабря прошлого года исполняющим обязанности генерального директора стал Александр Писный, бывший налоговик, последний год работавший заместителем Илыка по экономическим вопросам. На сайте предприятия «висит» его заявление: «На сегодняшний день для меня первоочередные задачи – получить технический и финансовый результат, установить видение динамики предприятия, его развития и получить тот эффект, благодаря которому мы сможем говорить о снижении тарифа и абонплаты».

Но как раз об этом говорить оснований и нет, потому что тариф не только самый большой среди областных центров, но и его структура так изменилась, что будем платить вообще непонятно за что.

С первого января в платежках украинцев за воду появилась новая строчка – абонплата за поверку коммерческого прибора учета, которая раньше входила в тариф за воду и водоотвод. После долгих раздумий над улучшением жизни народа народные депутаты утвердили новую редакцию соответствующего закона, санкционировавшего фактически новую услугу. Напомним, что тариф формировался из двух составляющих – за подачу воды, стоимостью 25,2 гривни за кубометр, и водоотвод, ценой 20,7 гривни за кубометр. Теперь добавился еще и взнос за «обслуживание и замену узлов коммерческого прибора учета». Хотим подчеркнуть, что стоимость этих работ входила в тариф, но когда, условно говоря, счетчики из него выделили, тариф меньше почему-то не стал… Интересно и обоснование «за обслуживание и замену узлов», хотя можно было не стесняться и добавить расходы на окрашивание и содержание помещения, где стоит счетчик, или на его охрану и многое другое. Например, заключение договоров, разнесение платежей, формирование платежек – фантазия просто безгранична!

Теперь не забывайте вносить соответствующую сумму в строку «абонплата», и это может быть 35 гривен в домах, оборудованных приборами учета, или – внимание! – 16 гривен за воду и 15 гривен за водоотвод (не у всех он есть) в домах БЕЗ приборов учета. Другими словами, абонплату за поверку или обслуживание счетчиков будут собирать и с тех домов, где этих счетчиков нет!

Это вроде бы понятно – чтобы люди не чувствовали дискриминации и были в равных условиях, платить должны все. Но дискриминация останется, потому что, если вы платите за услуги водоснабжения и водоотвода в кассе, то есть в абонентском отделе «Днепр-Кировоград» на Ковалевке, теперь ул. Ивана Похитонова, 1 (бывшая Советская), стоимость услуги одна, а когда платите в банковских или почтовых учреждениях, то совсем другая – здесь приходится за каждую платежку платить отдельно и больше, чем в абонотделе. Да и в самом абонотделе есть «непонятки» – наличными вы платите начисленную сумму, а если рассчитываетесь картой, то с вас берут 2% комиссии плюс 2 гривни. За что, почему? Не иначе, и там тоже стоит какой-нибудь хитрый прибор учета денег.

Правда, банковский рэкет – это не проблема водовода, его проблема – сделать услугу более качественной и более дешевой, потому что если и новое руководство не сможет снизить тарифы или улучшить основные производственно-экономические показатели, то возникает вопрос о целесообразности смены руководства. За разъяснениями к бывшему руководителю ОКВП обращаться поздно, он на другой должности, будет заканчивать работу с международными договорами и кредитами, а к новому – еще рано, зато мы смогли пообщаться с советником и/о генерального директора предприятия Сергеем Карелиным, считающимся одним из лучших специалистов Украины в этом сегменте.

– Объясните, пожалуйста, об отдельной строке в платежках за воду, то есть абонентской плате?

– Это вопрос не к водоканалу, а к решению Национальной комиссии регулирования в сфере энергетики и коммунальных услуг. Предприятие просто выполнило решение НКРЭКУ. Это решение по всей Украине.

– И чем это грозит рядовому потребителю?

– Лучше вам позвонить директору, потому что я его советник исключительно по вопросам оптимизации, уменьшения энергозатрат, работы с тарифами именно в разрезе уменьшения расходов.

– Нас эта тема тоже очень интересует, вы уже немного в ней разобрались?

– Я уже во многом разобрался и даже немного дал трюлей (так дословно сказано. – Авт.) депутатам областного совета, потому что я человек независимый, меня пригласили помочь, мои решения могут принести результат.

– В плане экономии воды или оптимизации работы?

– И первое, и второе.

– А можно вкратце о том, что уже удалось установить в ходе работы?

– Удалось установить закупку вещей, которые, скажем так, можно было не закупать и сэкономить немало средств.

– А можно подробнее, о чем идет речь?

– Я сейчас начал делать аудит всех насосных станций, например, есть преобразователи частоты, которые можно было не покупать. Я всего не знаю, это вопрос оптимизации, над которым я работаю только с 20 числа. Есть предварительная годовая информация, она не вся соответствует действительности, потому что я в этом немного разбираюсь. Сейчас все получили трюлей, и мы ждем результатов, с которыми я могу более-менее работать. Есть решения, например, по закупкам, не решающим технические вопросы. То есть неправильные закупки – были. По Смолино было такое решение, по Светловодску было такое решение, они еще не запущены, я считаю, что их не должно быть, но там есть проектанты, делали экспертизы, правда, не в Кропивницком. В Кропивницком я эксперт, а экспертизы проходили где-то, – так проще. Есть вещи, на которые я обратил внимание, сейчас пишу директору аналитику. Мы решили (это моя идея была, раньше практически все решения принимались одним или двумя людьми), что сейчас будет технический совет, вводится с понедельника, который будет проводить заседания, все решения будут обсуждаться, слушаться реплики, – почему это нельзя?

– А это не усложнит оперативное управление процессом, потому что нужна срочная задвижка или гайка, а здесь – совет?

– Задвижка – это совсем другое. Вопрос в том, когда, например, купили в Смолино преобразователь частоты для управления канализационным насосом за миллион гривен, который стоит намного дешевле, – это раз, а во-вторых – он там не нужен, и когда я сделал расчеты, то сказал, что этого нельзя было делать вообще, он не решит вопрос экономии электроэнергии от слова «никак», а деньги потратят. По факту он был установлен, я делал аудит, деньги – черт знает сколько – потрачены, а результата экономии – ноль. И все в принципе законно, потому что насос не соответствует частотной регулировке, характеристики стоков не соответствуют. Это технические вещи, сейчас я занимаюсь аудитом и поиском решений там, где уже что-то сделано за очень большие деньги, и можно ли это каким-то образом поправить, и что из него можно взять, чтобы получить результат. Я чисто технический специалист.

– А такие моменты, как несанкционированные врезки или перерасход воды, неплатежи за пользование?

– Сделать все сразу – невозможно. В первую очередь – сбор данных, полный технический и финансовый аудит, есть вещи, которые мы видим и которые нас не устраивают, скажем так. Соответственно, нужно делать, а не так, что всех разгонят, и город останется без системы водоснабжения. Сейчас идет полное исследование, это моя цель как специалиста, который в системе уже 10 лет и в Украине меня называют «человек-водоканал». Я – эксперт Платформы энергоэффективности, технический консультант нескольких международных организаций, консультант Ассоциации сельских поселковых советов, объединений территориальных общин Украины – у меня много объектов, как говорится, мама дорогая. Кроме Кропивницкого водоканала, у меня 150 проектов украинских и международных. В среднем я экономлю 30-40-50-60-70% электроэнергии по объектам водоснабжения по всей Украине.

– У вас такой богатый опыт в других городах?

– Более 150 объектов. Анализ будет длиться долго, но я делаю выводы по насосным станциям. Сейчас я знаю, что теоретически можно сэкономить 3 миллиона киловатт в год на насосной станции Светловодска.

– А мы выйдем на снижение тарифа?

– Вопрос в том, что сейчас, в связи с повышением стоимости электроэнергии, повышением зарплаты, теоретически нужно вообще поднимать тариф, это образно, но сейчас я занимаюсь тем, чтобы найти резервы, чтобы этого не делать. Есть ли возможность уменьшения – не знаю, именно потому, что удорожание идет очень быстрыми темпами.

– Исполняющий обязанности генерального директора уже заявил об оптимизации…

– Оптимизацией я и занимаюсь, но много просчетов. Если бы я зашел на проекты ЕБРР и со мной консультировались до того, как брать деньги, думаю, миллион евро я сэкономил бы, это 100%.

– Еще раз вернемся к абонплате за воду. К этому решению не имеет отношения ни старое, ни новое руководство предприятия?

– Просто исполнено решение, которое должны были выполнить. Все. Штат остался, немного изменились лица, принимающие решения, за некоторые решения принимающие их должны будут ответить. Есть два момента – решение могло быть неправильным по незнанию или по нежеланию. У меня другая функция, я знаю многое, что, возможно, не знает технический директор, я читаю лекции директорам водоканалов по всей Украине, и депутатам, и общинам, и всем остальным. Обо мне все знали, просто решали, пожалуй, другие вопросы…

Развитие событий обещает быть интересным, но есть вопросы к тем, кто раньше что-то проверял в ОКВП, в том числе и на уровне депутатской комиссии или общественности, и все ограничивались общими обвинениями. Поэтому важно, что мы впервые имеем практически официальную информацию о конкретных вещах относительно эффективности технических новаций в «Днепр – Кировоград».