Сколько стоит ошибка врача

14:22
3076
views

За два дня правозащитники вынесли на публику сразу две истории из серии «ужас», связанные с медициной.

История номер один: экстренно-медицинская. Произошла в Кропивницком, в одном из домов по ул. Варшавской. Два года назад, 16 мая, молодой человек по имени Александр собирался отпраздновать вместе со своей девушкой Евгенией знаменательное событие – сватанье. Но торжество не состоялось. Будущая семья готовилась принимать гостей, и вдруг парню стало плохо. Он начал резко задыхаться, с трудом говорил, в груди болело. Девушка вызвала «скорую».

Но на вызов вместо реанимационной бригады почему-то приехала… психиатрическая. Это специализированная бригада, выезжающая к больным определенного толка, – людям в состоянии алкогольного и наркотического опьянения, с приступом острого психоза и т. д. Приехали медики, Александру вкололи успокоительное – папаверин с димедролом, а Жене посоветовали держаться от него подальше, поскольку этот человек является их «постоянным клиентом». И быстро уехали. Но юноше становилось все хуже, и через полчаса «скорую» вызвали снова. И снова приехала та же психиатрическая бригада. К этому моменту успела прибежать мать Александра, и она начала расспрашивать медиков, что происходит с ее сыном. Те ответили, что, скорее всего, это сердечный приступ, но помочь они ничем не могут, поскольку дефибриллятор в их машине неисправен. Александр уже лежал без сознания, но еще был жив.

Была вызвана кардиологическая бригада, но она прибыла слишком поздно – после довольно продолжительных реанимационных мероприятий врачи констатировали смерть. А родные тут же вызвали милицию, но, по их словам, «скорая» не стала дожидаться правоохранителей и поспешно уехала.

Уже при осмотре тела судмедэкспертом выяснилось, что парня… перепутали с другим человеком. Дежурный врач центра экстренной помощи, приняв вызов, решил, что «скорую» вызывают к живущему неподалеку наркоману, который, собственно, и был тем самым «постоянным клиентом». И направил по вызову психиатрическую бригаду.

По результатам вскрытия были определены причины смерти Александра: острая сердечно-сосудистая недостаточность, острая ишемическая болезнь сердца. Диагноз для 21-летнего парня, скажем так, нетипичный. Семья умершего обратилась в суд в уверенности, что к смерти родного человека привели халатность и небрежное отношение врачей центра экстренной медицинской помощи, из-за которых было потеряно драгоценное время. Их точку зрения поддерживают правозащитники, указывая на ряд нарушений. Первое – на повторный вызов по этому адресу приехала та же бригада, хотя, согласно протоколам, на повторный вызов должна приезжать другая, более квалифицированная и технически оснащенная бригада. Второе – конечно же, неработающий дефибриллятор. И третье – медики уехали, не дождавшись приезда милиции. Кроме того, родственники Александра выдвинули в адрес администрации медучреждения весьма и весьма серьезные обвинения – уничтожение и подделку документов. По словам матери, информация в медицинской карте ее сына несколько раз переписывалась, а она сама якобы видела, как у дверей квартиры врач рвет на куски только что выписанное заключение.

Мы попытались выяснить точку зрения второй стороны конфликта – Кировоградского областного центра экстренной медицинской помощи. Однако нам это не удалось: заместители главного врача отказывались давать какие-либо комментарии без санкции начальства, а сам главврач Александр Ярошенко (по словам сотрудников центра) сначала был в отпуске, а с понедельника ушел на больничный.

История вторая: детская. Произошла также в Кропивницком, в многодетной семье, которая воспитывает шестерых детей. Весной прошлого года один из старших детей – 9-летний Денис – пожаловался родителям на боль в ноге. Поначалу подумали, что это обычный ушиб. Тем более что Денис очень любит играть в футбол. Но вскоре ребенок стал тянуть ногу при ходьбе. Родители обратились в поликлинику при детской областной больнице. Тамошний хирург сначала предположил, что у ребенка травма стопы. Когда выяснилось, что со стопой все в порядке, стали обследовать колено. И вот однажды Денис почувствовал, что встать на больную ногу не может совсем.

Только тогда хирург поликлиники направил ребенка на рентген бедра. Рентген показал перелом шейки бедра. Дениса одели в гипсовые «штаны», в которых он провел все лето. К сентябрю врач снял гипс, направил мальчика на повторный рентген и выписал заключение, что ребенок здоров и может посещать школу. Но встать на ногу Денис все равно не мог. Врач сказал, что это – естественно, ногу нужно разрабатывать, показал, как это делать. В течение еще двух с половиной месяцев Денис, несмотря на боль, разрабатывал ногу. Но дела шли все хуже. И тогда его мама решилась выделить из скудного семейного бюджета средства на томографию.

Томограмма, сделанная в онкодиспансере, показала реальное – и неутешительное – положение дел. Причиной странного перелома стала большая киста, а из-за того, что ее не удалили, кость так и не срослась. Все это время Денис пытался ходить на сломанной ноге. И это привело к практически фатальным последствиям: перед ребенком теперь стоит реальная перспектива стать инвалидом-колясочником.

Узнав правду, мама Дениса обратилась на Горячую линию ОГА. Через несколько часов после звонка с ней связался главврач детской областной больницы Василий Хорощак. На импровизированном консилиуме в составе лечащего хирурга, заведующего отделением хирургии и главврача выяснилось, что перелом очень хорошо виден на рентгене. Но лечащий врач его не заметил. По крайней мере, именно это рассказала журналистам мама Дениса.

Администрация больницы начала активно действовать, исправляя положение. Денис был направлен сначала на консультацию, а потом на операцию в Институт патологии позвоночника и суставов им. Ситенко в Харькове. Там ему вычистили кисту, установили имплантат и зафиксировали сломанную кость. Детская облбольница обеспечила семью транспортом.

Сейчас Денис передвигается на костылях, и его ждет еще одна операция в Харькове. Если ему повезет и бедро срастется, металлические пластины, фиксирующие кость, уберут, а сам мальчик после курса реабилитации сможет вернуться к полноценной жизни. Оплатить вторую операцию родители уже не могут, а нужно на нее и последующую реабилитацию 60 000 грн. По рекомендации института Ситенко Денису был оформлен статус ребенка-инвалида.

Родители Дениса уверены, что до костылей их сына довела невнимательность и некомпетентность лечащего врача, и теперь пытаются доказать это в суде, подкрепив свою позицию оглаской в СМИ. Но насколько справедливы их обвинения?

– Это должен установить суд, - отмечает Василий Хорощак. – Я понимаю эмоции мамы и также допускаю, что лечащий врач мог совершить ошибку. Все мы – люди, но ошибки врача – дело особое, слишком высокая у них цена. Врач, лечивший Дениса, - молодой, возможно, ему не хватило опыта. Он уже получил выговор в письменной форме. К тому же сам случай довольно редкий и необычный. На рентгене кисту можно увидеть, только сфотографировав сустав под определенным углом, но если бы мы знали, что искать, то сделали бы это. Точный ответ в данном случае дает только томография.

Опытнейший Василий Дмитриевич прав, как никогда, и обе истории являются нагляднейшей иллюстрацией его слов – слишком дорого приходится платить всем, если врач ошибся. А особенно, если при этом он столкнулся с необычным, редким случаем. Таким, как один из описанных выше. Совет мы можем дать только один – при возможности обязательно узнавайте альтернативные мнения специалистов и не жалейте денег на точную диагностику. Врачи – тоже люди…

P.S.: У семьи Дениса собственных средств на вторую операцию уже нет (напомним, это многодетная семья). Если вам небезразлична судьба этого мальчика, вы можете поучаствовать в ней, отправив посильную сумму денег на счет в «Ощадбанке», номер карты 5167 4900 6679 1410, на имя мамы Дениса Лисоволенко, Натальи Николаевны.