На тему главной водной артерии Кропивницкого писано и говорено немало. Вода грязная, пляжи под запретом, жуткие цвет и запах, наличие вредных и даже опасных микроорганизмов… Можно долго возмущаться, говорить о безысходности, невозможности изменить ситуацию, а можно предложить реальные пути решения проблемы, как это сделали общественные активисты на заседании круглого стола «Кропивницкий хочет купаться в чистой воде».
Озаботились состоянием Ингула члены общественной организации «Квітень 2014», которых поддержали «Громадськіініціативи», Украинский женский фонд и фонд Чарльза Мотто. Всевозможные активисты, чего греха таить, часто проводят мероприятия для галочки. Но в этот раз было очевидно, что к вопросу подошли серьезно. Немаловажным фактором послужило то, что «Квітень 2014» создали ВПЛ (внутренне перемещенные лица), или переселенцы, как принято их называть. Общественная организация объединила женщин и молодежь, бежавших от войны на Донбассе, нашедших в нашем регионе убежище и не оставшихся равнодушными к проблемам, до которых у нас «не доходят руки».
Они проводили тренинги, организовали акцию на берегу Ингула в центральной части Кропивницкого. Активист в костюме химзащиты показательно вошел в воду нашей реки, тем самым продемонстрировав, что иначе в нее входить нельзя. Она и визуально грязная, не говоря уже о том, что ни один из трех пляжей областного центра (Горсад, Ковалевский, Николаевский) не открыт, и анализ воды показал ужасающие результаты. Об этом, в общем-то, и говорили.
Каждая общественная инициатива вызывает поддержку и доверие, когда она обоснована. Необходимы специалисты, профи, которые подтвердят актуальность проблемы и предложат пути решения. И они, специалисты, были. Вернее, она. На призыв активистов не оставаться равнодушными откликнулась Ольга Гелевера, кандидат географических наук, доцент кафедры географии и геоэкологии, экологический аудитор. То, что она сказала, не только вызвало доверие, но и вселило надежду – оказывается, проблема Ингула решаема:
– Эта проблема актуальна для нашего города, области и даже для Украины. Состояние Ингула ухудшается с каждым годом, но нет программы, которая хотя бы остановила этот процесс, не говоря уже об улучшении. В Кировоградской области вода 80 процентов колодцев непригодна для питья из-за повышенного содержания нитратов. В Кропивницком ни один колодец не сертифицирован, то есть пить воду нельзя. Не менее катастрофическая ситуация с купанием на пляжах.
Нам нужна программа оздоровления Ингула, который является чрезмерно зарегулированным. Только в нашей области на реке создано 24 водохранилища и 757 ставков. В водохранилищах содержится 63 миллиона кубометров воды, а в ставках – 62 миллиона. Это очень большое количество. Управление водных ресурсов проводило инвентаризацию ставков. Оказалось, что больше половины не используются, то есть они не нужны. В то же время они останавливают реку, замедляют течение. А если река не течет, она умирает. Если мы спустим воду хотя бы части водохранилищ и ставков, Ингул будет самоочищаться. К слову: в европейских странах более трех тысяч дамб демонтированы, в США – более полутора тысяч. У нас об этом не то что не говорят, даже не думают.
Еще одна сторона проблемы – загрязнение неочищенными стоками: с предприятий, домовладений, канализационными. Государственное агентство водных ресурсов разработало карту «Чистая вода», данные которой регулярно обновляются. В реке Ингул чуть ниже Кропивницкого из одиннадцати показателей семь имеют превышение по гранично допустимым концентрациям. Штраф за сброс нечистот в реку составляет всего две тысячи гривен. Если было бы двести тысяч, нарушитель думал бы о последствиях.
Нам необходимо восстановить прибрежные защитные линии. Согласно законодательству Украины, вокруг ручьев, ставков и малых рек линия должна составлять 25 метров, вокруг средних – таких, как Ингул, – 50 метров, больших – 100 метров. На этих линиях запрещается вспашка земли, любое строительство, мытье транспорта, применение химикатов. Мониторинг защитных линий нашей области дал следующий результат: в бассейне Ингула зафиксировано более двухсот нарушений. Экоинспекция оштрафовала всего три предприятия… Прибрежные защитные линии должны быть заняты природной растительностью, других вариантов нет.
Чистка ста метров реки ничего не даст. И бутылки с лодки собрать – не выход. Нужны масштабные решения, способные устранить причины ужасного состояния Ингула, убеждена эколог. Ольга Федоровна предложила решение круглого стола передать в департамент экологии области и управление водных ресурсов. А общественные активисты инициировали создание рабочей группы, которая пошагово расскажет, распишет, обоснует то, что нужно сделать. Сделать, объединившись.
Елена Никитина, фото Сергея Полуляха, «УЦ».
Що робити, якщо ви стали свідком домашнього насильства