Днями кропивницкий сегмент социальной сети «Фейсбук» взорвало сообщение руководителя ОО «Счастливый пес» Оксаны Литвиновой о несчастной судьбе животных, которые содержатся в питомнике общественной организации. Она написала, что, в связи с трудностями, питомник вынужден приостановить свою деятельность, и просит распространить сообщение. «Небайдужі» откликнулись и активно перепостили этот печальный текст, но репостами и «лайками» сыт не будешь…
Несчастные вместе
По словам хозяйки приюта, речь не идет о немедленном прекращении деятельности вообще, т.к. здесь находятся несколько сотен животных. Просто их больше не берут и, пока численность не дойдет до 60-ти голов, собачек и кошек принимать не будут. Можно себе представить, как люди, любящие животных не на картинках, будут отказываться принимать искалеченных, больных или просто старых собак или маленьких щенков, которых все равно будут приносить?! Это будут настоящие трагедии, потому что как можно смотреть на несчастных дворняг, которых будут просто оставлять возле приюта? Сейчас долги ОО составляют 50 тысяч гривен. В долгах и другая общественная организация по уходу за ничьими животными – БИМ. Они должны ветеринарам, должны еще кому-то, направили по этому поводу электронную петицию в горсовет, но, если учитывать значение деятельности общественников и размер городского бюджета, то говорить о таких деньжищах как-то и неудобно.
Тем временем в городе постоянно занимаются вопросом бездомных животных, но скорее на уровне регулирования численности, чем содержания брошенных и больных кошек и собак. Существуют особые Правила содержания домашних животных, где отведено место и бродячим. Там говорится, что пойманные «гицелями» бродяжки должны содержаться 7 дней в вольерах предприятия, которое занимается их отловом, им должна оказываться ветеринарная помощь, после чего надо или искать владельцев, или…собаки должны стать собственностью города. Но поскольку средств на содержание этих «граждан» нет, то приходится регулировать их численность путем химической или хирургической стерилизации.
За последние годы за счет бюджета было стерилизовано около двух с половиной тысяч собачек, – это те, которые бегают по улицам с пластиковыми клипсами. Каждая операция обходится в полтысячи гривен, поэтому расходы бюджета по этой статье составили около одного с четвертью миллиона гривен. Немало, особенно если сравнить с неподъемным долгом «Счастливого пса».
Однако крик отчаяния таки услышали в доме с колоннами, и 12-го февраля секретарь городского совета Андрей Табалов собрал депутатскую комиссию по вопросам деятельности ЖКХ, где и обсудили обращение. Результатом стало решение об изучении вопроса и его финансовой составляющей, кроме этого, по итогам работы в первом квартале депутаты попробуют-таки найти какие-то деньги для спасения животных.
Андрей Табалов видит два пути решения проблемы: строительство большого питомника или выделение средств для общественных организаций, которые давно занимаются поддержкой бездомных животных. Наверное, есть и другие варианты, потому что общественных организаций может быть и больше, а питомник не один, и обязательно большой, а несколько и поменьше. Преимущества есть в любом варианте, однако достаточно и минусов, но самым главным из них будет вечное недофинансирование, хотя, судя по деятельности общественников, деньги не такие и большие.
Но существует подозрение, что и после решения вопроса цивилизованным способом, т.е. выделением денег на содержание бродячих собак, их количество в Кропивницком не уменьшится, а совсем даже наоборот.
По имеющейся статистике, несколько лет назад в городе насчитывалось около полутора тысяч бродячих собак. Неизвестно, насколько точна эта цифра, но, как видим, их количество абсолютно не критическое, если даже поселить их всех вместе в какой-то собачий городок. Другое дело – насколько «справні цифри» предоставляют организаторы этого «плебисцита». Но собаки есть, они дикие, и с этим что-то нужно делать.
Пляж для собак
К сожалению, с украинскими собаками вышло, как и вообще в стране, «якось невдобно». Мы только декларируем, тогда как в других странах это делают. Даже название ОО «Счастливый пес» выглядит, как бы это помягче сказать, несколько недостоверным, потому что на самом деле все наоборот, и мы не в состоянии обеспечить достойное существование каких-то нескольких сотен уличных собак. В это же время в других странах собаки чувствуют себя на улицах городов, как дома. Если не брать во внимание мусульманские страны, где собаки почему-то считаются нечистыми животными, во всем остальном цивилизованном мире для собак есть не только настоящие приюты, но и обеспечена вполне сносная жизнь. Лидером по количеству собак считается Тель-Авив, но речь идет о домашних питомцах. Для них есть 70 парков и даже 4 пляжа, что для наших «блохастых» кажется излишеством.
Говорят, что количество собак в стране может свидетельствовать о благополучии общества, но у нас все совсем наоборот. Количество бездомных собак на наших улицах свидетельствует о равнодушии, жестокости и бедности как отдельных граждан и власти, так и общества в целом. Конечно, есть традиции и культура отношения к животным, но у нас ее просто нет. Что говорить о бродячих собаках, когда домашние питомцы, которых выгуливают, зачастую ведут себя на улице, как дикие? В том смысле, что хозяева не обращают внимания на таблички «собак не выгуливать» до такой степени, что из-за загаженности их и выгуливать становиться негде. Соответственно, и про культуру хозяев часто говорить не приходится, особенно когда собственники породистых собак уверены, «что их пес чище, чем ваши дети», которых он испугал, а то и покусал. Кстати, армию бездомных собак чаще всего пополняют именно бывшие в употребении домашние питомцы – их просто выгоняют на улицу, когда они постарели или просто заболели.
На Западе такое явление невозможно, в принципе, и из-за сформировавшейся культуры, и из-за строгого контроля со стороны властей, где каждая домашняя собака состоит на учете, тем более, что там принято в качестве домашних любимцев заводить не породистых, а обычных дворняг. Поэтому бродячих собак в цивилизованных странах на улицах почти не видно. Но и у нас есть люди, которые стараются внедрять европейские формы содержания собак. В прошлом году вопрос на уровне сессии городского совета Кропивницкого поднял военнослужащий Дмитрий Штоль, который имеет опыт содержания собак в частном питомнике, расположенном в Александровском районе. Конечно, мнение такого человека не просто полезно послушать, но необходимо учитывать, когда придет время вплотную заняться вопросом об организации «собачьей жизни»:
– Я увлекся собаками с детства, когда у меня была «немка», чистокровная овчарка Герта. После нее отец подарил мне питбультерьера, это бойцовская порода, но я считаю ее самой умной в мире. Характер собаки – это отражение характера человека. Если хозяин воспитанный и спокойный, то и собака такая. Наверное, это справедливо и в отношении общества, которое жалуется на бродячих собак и собак вообще, а на самом деле само формирует такое поведение со стороны животных. Мы работаем с запущенными собаками и видим, как в хороших руках они отходят, меняют свой характер, становятся адекватными. У меня была больная собака, над которой хозяева издевались, она сидела взаперти и почти ослепла, мы ее выходили и отдали в хорошие руки.
Хочу сказать, что мне близки проблемы содержания большого количества собак, у нас есть свой питомник, там их сейчас всего шесть, но дело в том, что содержание собак в питомнике – очень дорогое дело. Речь идет даже не об отдельной будке для каждой собаки, а об отдельном вольере, личном пространстве. Мы берем в питомник так называемых отказников, я не хочу, чтобы собаки бродили по улицам, а их дураки отстреливали. Да, питомник – это дорого, даже не все корма можно давать, поэтому мы варим для собак свои каши, утром – по три яйца, но у нас есть своя птица, даже молоком отпаиваем собак, когда выхаживаем.
Если говорить о вольерах, то их надо строить в соответствии с потребностями защиты животных от непогоды и правил содержания. Чтобы было удобно качественно мыть пол, а это нужно делать обязательно. В Кропивницком есть серьезные питомники, но они для породистых собак, а с бродячими или брошенными – проблема.
Я писал по этому поводу куда только мог, даже в Верховную Раду, но безрезультатно. Кроме отписок, реальных шагов никто не делает. Государство не выделяет средства, потому что это неприбыльно. За породистыми овчарками в Кривом Роге стоит очередь, но речь же идет о другом – о контроле за бродячими животными, за содержанием старых и больных. Это дорого, нужен уход, ветеринар, контроль за численностью.
Отстрел – не выход. Скажу крамольную вещь, но некоторых собак нужно усыплять. И кастрация не выход, потому что они все равно хотят есть, сбиваются в стаи, где становятся неуправляемыми и дикими.
Выход и в использовании опыта зарубежья, где в семьи берут брошенных, уличных или больных и увечных собак, для которых устраивают всевозможные выставки. В Европе это нормально, а мы отстаем не только в экономике, но и в этом вопросе.
Возможно, условия частного питомника – это слишком круто для общегородского, но в то же время нет ничего недостижимого хотя бы в плане контроля и ухода. Главное, чтобы мы взяли на себя отвтественность за тех, кого не приручили, а еще важнее, чтобы потом не отказались от своих обязательств.
Роль молоді в місцевому самоврядуванні: аналіз і перспективи