В последнее время о делах в горнорудной отрасли Кировоградской области информация поступает в основном в негативном контексте, за исключением разве что титановой «Велты» (чтобы не сглазить). Впрочем, из серьезных объектов у нас остались только урановые шахты, все остальное или уже не существует, или еще не значится на карте промышленного потенциала области. Одно утешает – все наши богатства остаются в недрах, но и за них ведется упорная борьба.
Недавно прокуратура области порадовала сообщением о возврате в государственную собственность нескольких гектаров земли над Юрьевским месторождением золота в селе Терновая Балка Компанеевского района. Еще в 2009 году Марьевский сельский совет разделил эти 17 гектаров на 68 участков по 0,25 га и раздал их в собственность жителей в основном Киевской и Днепропетровской областей «для строительства и обслуживания жилых домов, хозяйственных сооружений». Несколько участков досталось и местным, поскольку находились якобы «на батьківських городах».
«УЦ» писала об этом пару лет назад, и тогда председатель Марьевского сельсовета Мария Цуркан сообщила, что лично «відстоювала в судах інтереси селян». В смысле, не соглашалась с позицией прокуратуры, которая утверждает, что земли над стратегическим месторождением не должны были передаваться в частную собственность. Сельский голова утверждала, что сельсовет законов не нарушал, тем более что многие (в основном киевляне и днепропетровцы) уже успели получить разрешение на приватизацию и даже изготовить акты на право собственности. При этом Цуркан отметила, что акты выдавались не где-нибудь, а в государстве Украина, и если были нарушения, то бороться с ними надо было еще тогда.
Надо заметить, что доля правды в этом замечании есть, но справедливо и другое – за последний год в стране произошли существенные сдвиги в направлении искоренения коррупции, которой как раз и славились государственные органы, имеющие право выдавать документы на право собственности на землю. Это и Госгеокадастр, и государственные регистраторы, и нотариусы, которые, мягко говоря, были не очень принципиальными в вопросах предоставления прав на землю. Сейчас в этих структурах, как говорят знающие люди, вроде бы наведен порядок, но побороть «наследие прошлого», т.е. отменить незаконные действия – это очень непростое дело.
Именно этим и занимается прокуратура области, которая еще в 2014 году установила целый ряд нарушений как Кодекса Украины «О недрах», так и статей Земельного кодекса Украины. Тогда было констатировано, что сельский совет имел право распоряжаться только землями коммунальной собственности, что земли сельскохозяйственного назначения могут передаваться в собственность только для ведения сельского и подсобного хозяйства (а не строительства домов), что к землям жилищного строительства относятся только земельные участки в пределах населенных пунктов, а строительство ведется в соответствии с генпланом и другой градостроительной документацией и многое другое, о чем местные власти, возможно, и не догадывались. Или не хотели. Но главное в другом – ст. 58 Кодекса Украины «О недрах» прямо говорит: «Забудова площ залягання корисних копалин загальнодержавного значення, а також будівництво споруд, не пов’язаних з будівництвом і видобуванням корисних копалин допускається у виняткових випадках, лише за погодженням з центральним органом виконавчої влади, що реалізує державну політику в сфері використання надр і геологічного вивчення». Вроде бы все понятно, но кодекс уточняет, что в случае нарушения застройка «площ корисних копалин припиняється без відшкодування понесених забудовником витрат».
В дополнение сказанному прокуратура утверждает, что розданные участки находятся не только за пределами населенного пункта, но и вообще являются землями запаса государственной собственности. Правда, здесь случай совсем особый: это земли залегания золотоносной руды.
Понятное дело, что ушлые адвокаты готовы оспаривать не только предписания прокуратуры, но и положения норм законодательства, тем более, что все решается в недрах украинской судебной системы. А там все еще непрогляднее, чем в глубинах залегания полезных ископаемых. Во всяком случае, в первой подаче прокурорских протестов на решения сельского совета положительное решение было принято только по 13 участкам, по 16-ти прокурору было отказано в удовлетворении исков, а еще 39 дел по участкам то ли находятся на рассмотрении Верховного суда, то ли вообще остановлены судами первой и апелляционной инстанций до принятия решения Верховным судом. В общем и целом, на первом этапе борьбы прокуратуры за государственные интересы Верховный суд отменил некоторые решения судов первой и апелляционной инстанций и принял новое решение, которым удовлетворил иск прокуратуры Кировоградской области о возвращении четырех участков общей площадью один гектар.
И вот спустя два года прокуратура рапортует о новом успехе. Верховный суд удовлетворил четыре кассационных жалобы прокуратуры относительно незаконности отчуждения государственных земель, и таким образом «На Кіровоградщині не допустили відчуження золоторудних земель загальною площею 12,25 га». Получается, что уже 49 участков вернулись в земли государственного запаса, а их, как мы помним, было 68. Осталось вернуть еще 19 участков и, соответственно, 4,75 га. Правда, из сообщения прокуратуры области не совсем понятно, как осуществился или будет действовать механизм возвращения участков, другими словами, этим решением Верховного суда отменены решения сельсовета? А как быть с актами на право собственности или разрешениями на оформление права собственности? Непонятно, да и вообще, хотелось бы больше подробностей, но услышать комментарий от непосредственных участников борьбы за государственные интересы оказалось практически невозможным. Похоже, что сотрудники прокуратуры, как и почти всех силовых структур области, просто прячутся за пресс-службами, которые, в свою очередь, не могут рассказать больше того, что есть в официальном сообщении. А потом всякие высокопоставленные руководители жалуются, что о работе ведомства мало знают в обществе, не понимают специфики и все такое. Получается в точности как с восклицанием царя из фильма «Иван Васильевич меняет профессию»: «А как же тебя понять, если ты ничего не говоришь?!»
Но, как говорится, и на том спасибо, теперь хотелось бы услышать новость о полной победе прокуратуры в борьбе за возвращение «земель золотого запаса», и не только в Терновой Балке, месторождение в которой было открыто в 1990 году, как раз накануне развала СССР. Об этом «УЦ» рассказывал геолог Владимир Савицкий, его первооткрыватель. Он четко указывал, что Восточное Юрьевское находилось между двумя селами и содержание золота в породе было очень даже промышленным. Кстати, он вспоминал, что позже месторождением интересовались эмиссары одного в недавнем прошлом известного политика и банкира. Возможно, именно поэтому большинство бывших владельцев участков были жителями Днепропетровской и Киевской областей?
Если даже предположить, что прокуратура сумеет дожать тему и вернуть в собственность государства все участки над Юрьевским месторождением, остаются такие же вопросы по Клинцовскому месторождению золота возле Ингульской урановой шахты в Кропивницком районе и по месторождению лития возле Смолинской урановой шахты в Маловисковском районе. Другой вопрос – об инвестициях, ведь если государство не в состоянии финансировать строительство предприятия по добыче золота, то, может, это быстрее получится у частного инвестора? Но земля все равно должна быть государственной!
Роль молоді в місцевому самоврядуванні: аналіз і перспективи