Главный день

12:39
4827
views

Мы считали, что всегда будем сохранять ясные представления о добре и зле,

о враге и друге. И мы думали, в общем,

правильно, только многого не учли.

Братья Стругацкие, «Трудно быть богом».

У каждого свой главный день в году: у кого-то день рождения сына или внука, у кого-то – мамы или собственный, у меня – День Победы. День, благодаря которому все вышеперечисленные события смогли состояться.

Теперь Украина отмечает (слово «празднует» звучит неуместно) два памятных дня: 8 мая – пришедший к нам из Европы День памяти и примирения, и 9 мая – наш традиционный День Победы. Кто-то принципиально отмечает окончание Второй мировой войны по-европейски, а кто-то не менее принципиально – победу над нацизмом в Великой Отечественной. А кое-кто в полном соответствии с официальным календарем готов принять близко к сердцу обе значимые даты. Имеют полное право!

Мне в этом плане проще и… сложней. Проще потому, что вот уже около сорока лет мы с родными, друзьями и земляками отмечаем 9 мая как День памяти по погибшим на войне, расстрелянным без войны и умершим после ее окончания. А сложней потому, что примирения с теми, кому и сегодня близки идеи нацизма, расового превосходства и тоталитаризма, у меня нет и быть не может.

Спустя полвека после окончания войны стало очевидным, что вирус нацизма не уничтожен. Его мелкие очаги в нулевые годы с досадной регулярностью вспыхивали во вполне благополучных странах, и более того – в странах Европы, которые сами пострадали от коричневой чумы либо активно воевали с ней. Еще через десять лет метастазы нацизма проявились в Украине – действие советской антифашистской прививки закончилось. Факельные шествия, речевки и лозунги, скопированные с образцов третьего рейха, власть и правоохранители стыдливо сочли проявлением возрождающейся нации. А дальше вы все сами видели, а я лучше перейду к совсем свежим событиям, правда, воняет от них все той же нацистской мертвечиной.

20 апреля 2018 года депутат Львовского горсовета от партии «Свобода», учитель истории и замдиректора по воспитательной работе школы № 100 Марьяна Батюк решила поздравить в социальной сети «Фейсбук» своих друзей и читателей… с днём рождения Адольфа Гитлера и для убедительности процитировала «Майн Кампф»:

«Великий человек как ни крути. “Нация и отчизна – вот единственная, по-настоящему важная доктрина для меня и для всех настоящих национал-социалистов”. “Кто хочет жить, тот обязан бороться, а кто не захочет сопротивляться в этом мире вечной борьбы, тот не заслуживает права на жизнь”».

Как только вокруг неосмотрительной публикации возник скандал, Батюк тут же заявила, что она ничего не размещала, знать ничего не знает о поздравлении, ее страницу взломали подлые хакеры, а Гитлер – преступник. Отмазки, замечу, точь-в-точь как у ее партайгеноссе Тягнибока после выступления на горе Яворина в 2004 году.

На том, может быть, все и закончилось бы, если бы подобные фото и цитаты не были обнаружены в более ранних публикациях на страницах Батюк. Особенно «впечатляет» фото учеников Марьяны, которые дружно демонстрируют приветствие, сильно похожее на «Хайль Гитлер». Вместе с учительницей, естественно. По словам Батюк, на фото семиклассники школы № 100, которые «создают клуб интересующихся историей» и объявили себя потомками украинцев, воевавших в дивизии СС «Галичина».

В любой другой демократической стране, где нацизм преследуется по закону, а законы выполняются, Батюк не только уволили с волчьим билетом, но и посадили бы. У нас же, если случится чудо и дело дойдет до суда, то адвокаты «свободовки» в качестве прецедента наверняка сошлются на «дело Тягнибока», в ходе рассмотрения которого Ивано-Франковский суд полностью отказал прокуратуре в иске из-за отстутствия состава преступления. Вот такие у нас перспективы в борьбе с нацизмом…

А закончить эту невеселую майскую колонку мне хотелось бы словами одного из моих любимых авторов – Станислава Ежи Леца:

«У Гитлера должны были быть именно такие усики, какие были. Но смотрите! У следующего могут быть кудри и бакенбарды!»