Танец о погибшем доме

15:35
1531
views

29 августа фестиваль «Кропивницкий» стартовал на городских улицах, на малой и большой сцене нашего музыкально-драматического театра. Пока львовский уличный театр «Воскресение» в прямом смысле зажигал на Театральной площади, в самом театре прошли два представления: в 17.00 на малой сцене состоялось экспериментальное действо под названием «ПаМ’ЯТАти», а часом позже большая театральная сцена принимала этно-рок-группу TaRuta и OSDC ballet, представивших публике музыкально-танцевальный перформанс «Дом».

Последний заинтересовал нас по той причине, что с обоими участниками этого проекта кропивничане познакомились на прошлогоднем фестивале. Но тогда эти коллективы выступали по отдельности. TaRuta открывала первый большой концерт на площади Героев Майдана, а артисты балета участвовали в экспериментальном спектакле по произведениям африканских поэтов «Песок». Мы запомнили, насколько он был символически сложным, а потому в этот раз ожидали чего угодно. Кроме того, «Дом» волей организаторов фестиваля оказался первым большим сценическим шоу, которому выпало пройти через испытание пригласительными. О чем это мы?

Как и в 2017 году, фестиваль «Кропивницкий» было решено сделать для зрителя бесплатным. Пригласительные можно было заказать на официальном сайте «КропФеста», но появились они всего недели за полторы до события, и уже тогда на некоторые спектакли их не было! И, как в первый раз, начался нездоровый ажиотаж. К началу спектакля зал театра был забит до отказа – кроме центральной части ложи-бельетаж , на креслах которой были уложены листы бумаги с большими буквами VIP. Не знаем, кому эти места были предназначены, но через 10 минут после начала выступления билетеры впустили туда обычных зрителей. Видимо, VIP-ы не приехали.

В целом «Дом» оправдал основные наши ожидания: это был очень красивый и качественный танцевальный перформанс под живую музыку. Участники TaRuta не были сторонними фигурами, они наравне с танцорами играли свои роли, но играли, естественно, в ином ключе. Музыкальная часть представления в основном состояла из украинских народных песен, а танцевальная – из трех основных зарисовок. Описывать балет – дело неблагодарное, особенно если речь идет о современном балете, когда танцоры выступают босиком, а классические па перемежаются с движениями и позами, далекими от изысканности, но предельно эмоциональными.

Так о чем же был «Дом»? На самом деле о банальных вещах: любви и войне. Символика была более простой, чем у «Песка», и более понятной зрителям в зале. Мужчины расстаются с женщинами и уходят, каждый забирает с собой частичку домашнего уюта – белую подушку. Подушки в полиэтиленовом мешке выносит на сцену солист TaRuta и по ходу действа выдает артистам. Мужчины оказываются на войне. Погибают – и с каждым погибает его частичка дома. В конце спектакля сцена обильно усыпана пухом из разорванных подушек, а последний оставшийся в живых «солдат», превозмогая страх, начинает петь «Ой, у лузі червона калина…». Артистам балета нужно отдать должное – танец нередко переходил в актерскую игру. Отдельно хотим отметить прекрасный женский вокал – в TaRut’е две солистки, сопрано и альт, прекрасно дополняющих друг друга.

Кое-кто мог бы назвать постановку конъюнктурой, если бы не одно «но»: в Украине идет вполне реальная война, на которой гибнут реальные люди. День открытия фестиваля «Кропивницкий» совпал с годовщиной Иловайской трагедии.

Фото Павла Волошина, «УЦ».