Несмешной ужин

15:37
1348
views

Одним из наиболее ожидаемых зрителями спектаклем «КропФеста» была «Вечеря з дурнем» львовского театра «Воскpесіння». Пьеса известная, автор – Франсис Вебер – назвал ее «Ужин дураков». Потом название интерпретировали, и французский фильм мы знаем как «Ужин с придурком».

Вебер – «отец» потрясающих комедий, среди которых популярные и любимые «Игрушка», «Папаши», «Невезучие». Об «Ужине с дураком» пишут, что это «комедия, обреченная на успех: тонкий юмор, яркие роли, лихо закрученная интрига, гомерический хохот. Пьеса шла на протяжении двух лет ежедневно в парижском театре VARIETE. По ней снят фильм, получивший премию Cеsar в 1999 году. Бродвейский хит 1999 года. Переведена на двадцать языков»…

Учитывая все эти факты, возникло огромное желание попасть на постановку львовян. Событие происходило в областной филармонии, большой зал которой был заполнен полностью.

Сюжет пьесы таков: служащего налогового департамента Франсуа Пиньона пригласили на ужин в компанию представительных людей в качестве шута, или дурака. Из-за приступа радикулита у хозяина вечеринки Пьера ужин не состоялся, и Пиньон оказался втянутым в смешные и иногда нелепые ситуации. Все вроде бы просто, но в то же время философски сложно. Жизнь часто меняет местами придурков и тех, кто считает себя умнее их…

Вот все это должно было быть комедией и в постановке «Воскpесіння». Но не получилось. После антракта (первый акт длился час сорок) в зале осталась всего треть зрителей. И не надо винить ушедших людей, упрекая их в невоспитанности, негостеприимстве и неблагодарности. Давайте разберемся в причинах.

Некоторые зрители покидали зал минут через двадцать после начала спектакля. Они объясняли это тем, что в конце зала и тем более на балконе ничего не было слышно. Согласитесь, смотреть «немой спектакль», пусть даже по бесплатному билету, совсем не в радость.

Далее. Действие слишком затянуто. Те, кто не был знаком с сюжетом, долго не могли понять, что происходит, кто есть кто, в чем суть происходящего. Режиссер Ярослав Федоришин решил сделать свою постановку отличной от множества других, и это понятно. Но актеры зачем-то во время диалогов танцевали или приседали и неестественно вертели головами. А еще слишком часто звучало слово «м***ак» и как производная от него – «м***звон». Но было же заявлено, что ужин с дураком, то есть «дурнем»!

Что-то непонятное с костюмами. Пьер одет традиционно, а его друг (в принципе, положительный герой, адекватный) – в комбинезон, дубленку и босоножки. Пиньон, который «дурень», был наряжен в нелепый костюм и такую же шляпу зеленого цвета. Он должен был смешить зрителя игрой, гримасами, фразами, но не одеждой же, которая выглядела больше трогательно, чем смешно. И три часа действа – это чересчур. Французский фильм, между прочим, длится час двадцать.

Из того, что безоговорочно понравилось, - это живая музыка. Спектакль сопровождал потрясающий бенд, в качестве перебивок исполнявший блюз и джаз. Вот это можно слушать три часа даже без перерыва.

Очень хочется, чтобы актеры и организаторы фестиваля не обижались на кропивничан, покинувших зал. Возможно, этот спектакль был бы органичным не в таком большом зале. Наверняка у «Воскpесіння» есть много постановок, которые проходят на ура на любой сцене. В любом случае уважать надо не только актеров, но и зрителей. В этот раз взаимного уважения не получилось.

Фото Павла Волошина, «УЦ».