И у собак есть парикмахеры

13:45
2493
views

Стрижки нужны не только людям, но и животным также. Если того, кто делает прически людям, называют парикмахером, то мастер, который стрижет собак, – это грумер.

«УЦ» пообщалась с обладательницей такой интересной профессии Кариной Сипливец, которая рассказала нам о том, зачем собакам прически и какие есть важные нюансы у этого дела.

– Карина, расскажите, как давно вы уже этим занимаетесь?

– Стаж у меня в этом деле после обучения – 5 лет. В 2014 году я поехала учиться грумингу именно для своих собак, поскольку у меня есть свой питомник с йоркширскими терьерами. Было достаточно дорого возить каждую из них ежемесячно на груминг. Поэтому я начала обу­чаться этому сама.

Потом это хобби переросло в бизнес. Ежегодно я посещаю как минимум один обучающий мастер-класс и таким образом повышаю свою квалификацию, потому что на обычных базовых курсах по грумингу дают лишь общую информацию: как правильно держать ножницы, какие есть типы шерсти у собак и так далее. После этого нужно проходить дополнительные мастер-классы, где более углубленно разбираются нюансы стрижки каждой породы.

– Стрижка собак – это необходимость или прихоть?

– Декоративных собак таких пород, к примеру, как йорк и шпиц, необходимо стричь регулярно, потому что у них постоянно везде растет шерсть. Если не стричь шерсть в лапках, то это может привести к деформации стопы у собаки, точно так же важно обрезать когти, потому что у декоративных собак они стачиваются и могут врастать в кожу. Если не чистить шерсть в ушах, то у питомца может возникнуть отит, поэтому каждый месяц собака нуждается как минимум в гигиенической стрижке. Конечно, всё зависит от породы. Есть собаки, которых нужно стричь раз в две-три недели, а есть те, которых можно раз в два месяца. Например, такой породе, как шпиц, нужно появляться у грумера не реже, чем раз в две недели, поскольку их нужно и вычесывать, и подравнивать. У каждой породы есть свой алгоритм стрижки: с чего нужно начинать, чтобы не навредить, какую длину шерсти можно снять, можно ли по этой собаке работать машинкой или только ножницами, а если ножницами, то какими?

К сожалению, есть много мастеров, которые приступают к работе, пройдя только базовый курс, и, соответственно, не знают многих нюансов. После таких мастеров приходится собак лечить и восстанавливать. Вот, например, шпицев категорически нельзя брить, потому что короткий срез шерсти у них может привести к алопеции – облысению собаки, которая очень сложно лечится. Часто ко мне приходят клиенты со шпицами и говорят: «Нас побрить!» Начинаю объяснять, почему собаку брить нельзя, и всегда отказываю в этой просьбе.

Я считаю, что у настоящего грумера, который любит свое дело душой, первостепенная задача не в том, чтобы заработать деньги, а в том, чтобы помочь собаке и сделать её красивой. У меня сейчас много шпицев на восстановлении, потому что недобросовестные мастера их побрили, а теперь хозяева хватаются за голову и не понимают, почему их собака стала лысой. Здесь вина и хозяина, и мастера, потому что ни тот, ни другой могли не знать, что так делать нельзя. Поэтому я рекомендую прежде, чем идти к грумеру, сперва посмотреть его работы, послушать отзывы о нем, а не делать это «с куста», не стесняться задавать ему вопросы. А перед тем как покупать собаку, хотя бы немного почитать о её породе, что с ней можно и нельзя делать.

Раньше курсов по грумингу было очень и очень мало. Когда я только хотела этому обучаться, в Украине их ещё вообще не было, только в Москве. Затем пару курсов появилось в Киеве, один из которых я и прошла. Сейчас обучение грумерству на каждом шагу. Предложений миллион, но это ещё не факт, что тебя там чему-то научат. Например, когда я ехала на курс первый раз, если бы до этого я не проходила онлайн-обучение, то вряд ли бы вообще что-то там поняла. Поэтому мастеров сейчас очень много, даже у нас в городе, но, к сожалению, единицы тех, кто действительно понимает, что и как он делает.

Многие считают: «Да что там стричь ту собаку? Машинку взял, ножницы взял – и всё». Но с собакой очень тяжело на самом деле работать, с ней нужно ещё найти и установить контакт. Это не так, что ты ей сказал: «Встань, подними лапу, поверни голову!» Она может бояться, она может быть агрессивной или, наоборот, трусливой. С ней нужно подружиться, чтобы начать хоть какую-то работу. И самое главное – нужно это дело любить. Без любви к животным и спокойствия ничего не получится.

– А как найти подход к собаке?

– Нужно в первую очередь хотя бы немного понимать характеры пород и чего можно от них ожидать. Например, йорк – это декоративная собака, у которой глазки-бусинки, и она вся такая милая, но в то же время она остается терьером, который ничего не боится. Она очень упрямая. Ты её ставишь – она поворачивается, садится и смотрит на тебя. Ты её опять ставишь, а она снова садится. И она может делать так хоть 20 раз. Если ты психанёшь и дернешь её, то всё, считай, что стрижка закончена, контакта больше не будет. С такой собакой нужно войти в доверие, работать мирно и ни в коем случае не бояться. Они очень сильные манипуляторы, которые хорошо чувствуют человека. Если собака хоть чуть-чуть поняла, что ты её боишься, всё, она с тебя не слезет, теперь она будет главной. Тут, как по законам стаи, если ты пришел ко мне, то должен мне подчиниться, но это ни в коем случае не означает, что собаку можно бить. Она просто должна чувствовать твою уверенность. Есть, конечно, такие собаки, перед которыми как бы ты ни танцевал и ни пел, она всё равно не будет стоять, как тебе надо. В таком случае применяются правильные фиксации собаки, чтобы не вывихнуть ей лапу и ничего не сломать, но при этом подстричь. Мы должны просчитать 10 действий собаки наперед.

Когда собака приходит вообще в первый раз в жизни на груминг, это отдельная эпопея. Чаще всего приходится вначале работать психологом с хозяином, а только потом с собакой. Сперва объясняешь хозяину, что собака пришла в первый раз и поэтому ей нужно показать, что это не больно. Мы буквально совсем чуть-чуть подстригаем ушки, лапки, можем пройтись машинкой, чтобы щенок понюхал, послушал, как это всё жужжит, как клацают ножнички, и тогда я прошу хозяев приходить с щенками чаще, чтобы они привыкли и адаптировались. Если так осторожно и постепенно действовать, то собаки понимают, что это не больно и не страшно, поэтому реагируют адекватно. Во взрослом возрасте они уже могут спокойно выстаивать стрижку в 4 часа и выходят красивые, довольные и без всяких стрессов.

Я думаю, что параллельно с обучением грумингу нужно ещё учиться общаться с хозяевами собак (смеется). За 5 лет мне ещё никто открыто в лицо не сказал, что недоволен моей работой. Есть клиенты, которые со мной с самого начала, когда мои работы ещё были далеко не самыми профессиональными, есть те, которые пришли раз, потом пошли к другим мастерам, а потом возвращались со слезами и извинениями, потому что собак изуродовали. Те, которые вернулись, уже никуда не уходят, потому что один раз хорошо обожглись. Но в любом случае, когда ко мне в первый раз приходят люди с собакой, я не знаю, понравилась им моя работа или нет, ведь они все улыбаются, но я всегда говорю, что, даже если вы пойдете к другому мастеру, то, пожалуйста, не давайте ему машинкой сбрить собаке переносицу, потому что это приводит к конъюнктивиту на глазах питомца, и даю другие подобного рода рекомендации.

Когда ко мне приводят собак после некоторых мастеров и я вижу те грехи, которые ни в коем случае нельзя делать, у меня просто искры летят из глаз. Ну что вы делали на курсах? Неужели вам там не объяснили, как вы вредите собаке?! Не всегда нужно делать в точности то, что просит хозяин. Если бы я делала всё, что от меня просят хозяева, от меня бы уходили очень «красивые» собаки, потому что они порой могут такое запросить, что уму не поддается. Например: «Вот вы, пожалуйста, корпус не трогайте, пусть он будет волосатый, а ножки сбрейте налысо, потому что листья к ним цепляются. И морду нам покороче, да можно вообще налысо сбрить!» Ну вы представляете, если бы я так собаку подстригла, что бы с ней было? Если бы я чётко слушала инструкции хозяев, это была бы жесть, конечно. Поэтому я реагирую на такие запросы здраво: корпус не трогать – хорошо, я возьму определенную насадку, и вам будет казаться, что я его не тронула, но я его хотя бы облагорожу; лапки покороче – без проблем, вам будет казаться, что они почти лысые, но я зато оставлю правильную форму, и всё будет гармонично смотреться.

– Как себя ведут собаки во время стрижек?

– Считается, что клиент всегда прав, в таком случае собака тем более всегда права. Даже если она прокусила тебе руку, она тоже была права, потому что, скорее всего, это ты себя как-то неправильно повел, что собака так отреагировала. Бывают, конечно, собаки, которые приходят с нарушенной психикой. В таких ситуациях, как ты себя ни веди, но она такая. Поэтому мы можем либо надеть намордник, либо связать пасть, потому что они реально кидаются. Но дело даже не в том, что нам своих рук жалко. Жалко, конечно, но есть опасность, что она попадет в щелчок ножниц, и можно вообще случайно собаке отрезать язык. Когда мне первый раз звонит клиент, я всегда у него спрашиваю: стриглась ли когда-то собака? Как она себя ведёт на стрижке? Если хозяева сразу преду­преждают, что собака неадекватная, значит, на стрижке всегда есть второй человек, который в случае чего подержит и поможет.

Бывают ситуации, когда собаки стригутся под седацией – легким наркозом. Но это делается только после осмотра ветеринара и с разрешения хозяина. Сами мы такое не имеем права делать. Да и если есть возможность обойтись без этого, то мы всегда пробуем стричь без наркоза. Есть у нас один такой клиент – огромный шнауцер. За год он зарастает, как медведь. Стрижем его без наркоза в течение четырех часов. Он кидается, поэтому хозяин фиксирует ему голову, я ложусь на корпус собаки, таким образом тоже его фиксируя, а моя напарница Юля его в это время стрижет. Потом мы выходим все в шерсти и в синяках с крепатурой, будто неделю в спортзале занимались, но зато собака красивая и постриженная. Это надо только любить.

Я вообще считаю, что у каждого грумера обязательно должна быть собака. Я не понимаю таких грумеров, у которых нет собаки. Мне, например, очень много помогает в работе то, что у меня есть питомник. Я с собаками провожу много времени и примерно знаю, как с ними себя вести, чего и от кого ожидать. Поэтому для меня вообще непонятно, как человек, который с собаками никак не связан, может их стричь.

– Какие прически в основном заказывают?

– В нашем городе различные креативные стрижки мало актуальны. А в городах-миллионниках, например, часто красят собак, делают им блеск-тату, выбривают им машинкой узоры и прокрашивают их в разные цвета. Это всё смотрится очень интересно, но, конечно, на любителя. В нашем городе единицы тех, кто такое хочет. Поэтому даже специальную косметику для таких целей закупать невыгодно. Например, один тюбик краски стоит 400 гривен, а расход её идет большой. Эта краска не содержит аммиака и не требует осветления. Профессиональная собачья косметика гораздо качественнее нашей, человеческой. Стоит она немалых денег, отчего и растет цена услуги. Некоторые мастера не придают этому особого значения, считают, что можно помыть собаку каким-то дешевым шампунем, и всё будет нормально. Отдают собаку хозяину, а на следующий день она вся в перхоти или с аллергией. Поэтому мы покупаем разнообразную косметику в зависимости от типов шерсти. Мы не моем одним шампунем всех подряд.

– Какова стоимость таких услуг?

– Есть гигиеническая стрижка, а есть полный комплекс стрижки. Всё, опять же, разбивается по породам. Если это йорк, гигиеническая стрижка стоит 200-250 гривен. Может быть и меньше, если это совсем маленький комочек, которому только-только сделали прививки, ему нужно почистить только пяточки, коготки и ушки, то там 200 гривен просто и не за что брать. А бывает, что приходят якобы на гигиеническую стрижку, а потом просят ещё и бороду подравнять, лапки почистить, то это уже практически полная гигиена, поэтому она будет стоить 250 гривен. Полная стрижка для йорка обойдется в 300 гривен. Для ши-тцу мы берем 350 за полную стрижку, за гигиену тоже 200-250. С этой породой собак работы гораздо больше, чем с йорком. Там совсем другой тип шерсти и совсем иной алгоритм стрижки. Для пекинесов – 300-350 гривен. Опять же, по той причине, что пекинес пекинесу рознь. Шпицам стрижка будет стоить 350-400 гривен. С ними работать очень долго: часа полтора собаку необходимо только вычесывать.

– Могут ли хозяева присутствовать на стрижке?

– Конечно. Я считаю, что клиент имеет право знать и видеть, что делают с его питомцем. Он может поинтересоваться, какой косметикой пользуется грумер, посмотреть, как он обращается с собакой, и так далее. Есть мастера, у которых это тайна за семью печатями, и они не разрешают хозяевам присутствовать на стрижке, но у нас не так. Исключениями являются только те случаи, когда клиенты нервничают и ведут себя не очень адекватно. Соответственно, собака чувствует это состояние и начинает ещё больше нервничать и так же неадекватно себя вести. Тогда мы корректно делаем замечание клиенту, чтобы он так сильно не переживал и дал возможность собаке успокоиться. Бывает же наоборот, когда присутствие хозяина помогает собаке чувствовать себя лучше, и процесс стрижки проходит гораздо эффективнее. Всё зависит от характера собаки и клиента.