На фоне огромного, просто невероятного количества фотографий в социальных сетях, на информационных сайтах и так далее, все равно чаще всего привлекают работы настоящих мастеров фотодела. Один из таких в Кировоградской области – Александр Шулешко, с которым мы разговариваем о секретах мастерства.
– В 2021 году фотокорреспондента «Вечерней газеты» Александра Шулешко, как говорится, «за заслуги перед искусством», признали лучшим фотокором Кировоградщины. Не поздно ли для такого мастера?
– Меня это мало волнует. Потому особых наград не было. Дело в том, что фотография, особенно художественная, – это несколько иное. Главная награда – признание зрителя. Фотография делается для зрителя в первую очередь. У меня много персональных выставок, в том числе по Украине, но это такое. Я не считаю того, что участвовал в пленэрах, в совместных выставках.
– Что такое персональная выставка для фотохудожника, это признание?
– Это возможность показать свое творческое наследие.
– Фотохудожник и фотограф – это разные вещи? Мне самому тяжело разделить эти понятия.
– Есть фотолюбитель, а есть фотохудожник.
– Ты на этом настаиваешь?
– Да, не надо путать эти вещи. Фотограф, профессиональный фотограф с образованием – это фотограф. А человек, просто любящий фотографию, у которого иногда получается очень интересно, иногда шедевры, – все равно фотолюбитель, я считаю. Фотохудожник на Западе, чтобы ты понимал, – это человек, который проводит выставки, у которого есть закупки в музеях, который ценится, умеет сделать художественную фотографию, потому что это профессия. Это не просто так – вышел и сделал художественную фотографию, это совсем другая категория. Сейчас мы видим засилье любительской фотографии, причем повсюду.
– Телефоны и так далее, мы до этого дойдем. Для себя я составил рейтинг знакомых фотомастеров Кропивницкого. В номинации, условно говоря, «символика» стоит Павел Волошин, которому удается зафиксировать неожиданное наблюдение. Оперативная съемка, репортерская – это Игорь Демчук, а вот пейзаж, портрет – Шулешко. Согласен с этим?
– Нет! Потому что настоящий фотограф, если он профессионал, должен уметь все, потому что ему позволяют образование, немного таланта и упорный труд, каждый день, каждую минуту этим надо жить, понимаешь? Если что-то получается только иногда – это фотолюбитель.
– Но ведь у каждого есть своя ниша, нет?
– Нет, нет такого. Конечно, одному по душе одно, другому другое. Не могу сказать, что Демчуку по душе репортаж, он и пейзаж может снять отличный, потому что профессионал. С об-ра-зо-ва-ни-ем, еще раз подчеркиваю. Чтобы понять, что такое фотография, надо понимать, что это прежде всего профессия. Как журналист должен быть профессиональным, так и фотограф, кем бы он ни работал, фотокор он или занимается художественной фотографией, должен быть специалистом, желательно с образованием.
– Специализированный вуз?
– Да, где преподают профессиональную фотографию, это как инженер-технолог на «Эльворти», это профессия, которую приобретают, которой учатся, кстати, очень долго. Люди, которым купили фотоаппараты и уже на второй день они кричат, что фотохудожники, – простите. Тем более что фотография перешла в другую технологическую плоскость в связи с развитием компьютерной техники. Конечно, есть талантливые люди, но все равно это не исключает того, что каждый день нужно учиться, развиваться и развивать свое мировоззрение.
– Мы подошли к теме: с чего начинал и что сейчас? У тебя органично совершился переход от старой фототехники к цифровому фото?
– Если фотограф с образованием, то нет разницы, на чем работать. Я когда-то работал на камере с мехами, помнишь, какие были в фотоателье? Когда снимали на документы, фотограф снимал крышечку, накрывался черной простыней.
– Сейчас вылетит птичка?
– Да.
– А на какой технике интереснее работать – сейчас или на той, что когда-то была?
– Работать всегда интересно, если любишь профессию, понимаешь? Если это настоящий хирург, у которого был простой инструмент, он работал им, и все удавалось. Сейчас современная техника, компьютеры, и т.д., но он работает и с этим, потому что это профессия.
– Все-таки фотодело сейчас настолько компьютеризировано, что для меня это китайская грамота, честно скажу, а когда-то все было просто – сфотографировал, проявил, и на этом все.
– Это непросто было, потому что процесс съемки и проявления был достаточно сложным, и это было доступно немногим, я имею в виду уровень. Вспомни, как мало было профессиональных фотографов в нашем городе.
– Да, но фотоаппаратов было много. А правильная была поговорка: «Хочешь кого-то разорить – подари фотоаппарат»?
– Правильная, она и сейчас работает, потому что чем дальше, тем фотография становится и технологичнее, и дороже, это дорогое увлечение, имею в виду настоящую фотографию. Чтобы быть на уровне, нужно не отставать от техники, которая ежедневно развивается и меняется. В Японии вообще пошли на сто лет вперед, меняется все, но, как и прежде, нужно быть специалистом хотя бы для того, чтобы разбираться в проявителях.
– В химии?
– А как же! Ты должен быть и химиком, и технологом, и художником одновременно. Даже фото на документ, которые не просто так делали в фотоателье.
– Хочу все-таки сравнить, сейчас сложнее?
– Нет.
– А момент рождения фото, он же сейчас не такой волнующий, когда ты в темной комнате с красным светом, и вдруг на бумаге странным образом проявляется образ?
– В этом смысле да, этого сейчас нет. Светлая комната и белые компьютеры. Той таинственности, которая была раньше с пленочной фотографией, уже нет. Хотя тогда фотограф знал, что у него появится. Сейчас мальчики с камерами смотрят на экран аппарата – что получилось? Нормальные фотографы на экран не смотрят, мы знаем, что будет, мы раньше настроили аппарат.
– Плавно переходим к художественной фотографии?
– Да, чтобы сделать художественное фото, для этого нужно работать и работать над собой, круглосуточно развиваться, развивать навыки. Это ведь не просто – выйти в город и сделать интересный, подчеркиваю, художественный снимок.
– Ты ходишь за темой или объектом или они сами тебя находят?
– Когда как. Конечно, у меня есть любимые темы, поэтому я знаю, когда, что и как. А для этого нужна подготовка к съемке, потому что это не просто – вышел с фотоаппаратом и все.
– У меня это просто – увидел и снял на телефон, бывает, что выходит.
– Выходит для Фейсбука, давай так. Даже когда твое фото берут в газету, то потому, что это факт. А чтобы снять архитектуру, объект, нужно знать прогноз погоды, знать, в какое время суток выйти к дому, какие тени, все это и многое другое нужно учесть до съемки. Фотография рождается в голове фотографа, и только потом – в фотоаппарате. Это непременно.
– А пейзаж? Ибо архитектура статичная, а пейзажи далеко, та же Злынка, где может не быть солнца, помогают ли световые фильтры?
– Это тоже труд, перед тем, как куда-то уехать, я смотрю прогноз погоды, выбираю время суток, чтобы сделать что-нибудь интересное, а не просто поехать и сфотографировать камни. Это может любой, хоть с телефона, понимаешь? А чтобы сделать интересную фотографию, которая привлечет внимание, в которой душа… В принципе, скажу еще одно: фотограф показывает себя через фотографию. Тем же цветом и светом. Фотография по-украински будет «світопис», фото-графия – рисунок светом, то есть светопись. Фотограф рисует светом, не принципиально, с помощью какой техники, но нужны большие знания, чтобы в доле секунды, сколько длится выдержка, зафиксировать картину.
– Художнику легче?
– У них свои проблемы, тот же свет, натура, а фотограф должен уловить мгновение, но, чтобы его уловить, нужно долго готовиться.
– А что касается портрета, ты изучаешь психологию человека, как изучаешь пейзаж? Кто и что? Или просто – хороший типаж, и все?
– Обязательно, хотя может быть и типаж, но перед тем как фотографировать, я разговариваю с человеком, даже с совершенно незнакомым. Для того, чтобы сделать хороший портрет, – общение в первую очередь. Мне нужно как-то настроить атмосферу, поговорить, чтобы получился хороший портрет, – человек должен доверять фотографу. Не смотреть на фотоаппарат и ждать, что сейчас вылетит птичка, нет. Он должен быть спокойным, с ним нужно общаться.
– В этот момент ты психолог?
– В какой-то мере так, как художники, так и фотографы должны быть психологами, нас этому учили.
– Я к чему веду, на твоих портретах, совершенных в плане композиции, я вижу человека, в отличие от серий портретов в социальных сетях, когда фотографируют всех без разбора и говорят, что это лицо города, но его не видно. У тебя другое. Это постановочные портреты или по-другому не бывает?
– Не совсем, портрет тоже может быть разным. И репортажный портрет может получиться отличным, и постановочный тоже, а когда стили смешиваются, выходит нечто другое. Поэтому я говорю об общении, нужно что-то подсказать модели, как сесть, как повернуться, но одновременно я оцениваю модель, вижу фон, свет, перспективу, одежду. Все эти вещи имеют значение.
– Почему черно-белое, ведь цветная фотография – это же был прорыв, он показывает человека, каков он есть. А вы делаете чёрно-белый портрет, и он выигрывает по сравнению с цветным.
– Пожалуй, ты просто подготовлен, поэтому тебе больше нравится черно-белый, а на самом деле разницы нет. Некоторые лучше смотрятся в цветном формате, некоторые в черно-белом. Это все зависит от сюжета. Это профессионализм тоже, потому что я заранее вижу, будет ли это ЧБ, потому что она будет лучше именно для этого человека, или это будет цветное фото.
– Вот так? Ты не просто решаешь, что будет черно-белое, а сначала смотришь на человека? Это не просто фишка?
– Это решение приходит в процессе. Фишка – это у детей, у нормального фотографа такого нет, есть профессионализм.
– А есть любимые портреты?
– В принципе, они все любимы, потому что я их делал. Если я их показываю, значит, они удачные, поэтому я их и показал. Кто-то из известных фотографов сказал, что прежде, чем показать фотографию, если ты считаешь ее достойной, ты должен сто тысяч фотографий выбросить на помойку. И это правда, плюс-минус, потому что для того, чтобы показать людям художественную фотографию, нужно столько перелопатить, столько учиться для того, чтобы это действительно была фотография.
Виплата пенсії для впо після 31 березня 2024 року продовжується, якщо…