С 1 сентября в Кропивницком заработает новая школа. В ней не будет оценок и домашних заданий, строгого деления на классы по возрасту и скучных уроков по 40 минут. Эту школу придумали и организовали активные родители – для собственных детей. И они хотят, чтобы в эту школу их дети хотели идти, а главное – хотели учиться.
Альтернативные школы существуют в Украине уже более 10 лет, но в основном они сконцентрированы в крупных городах. Каждая из них начиналась так же, как и у нас: собиралась вместе инициативная группа родителей, желающих для своих детей большего, чем может дать государственная школа, и основывали свою школу мечты. Сегодня только в Киеве функционирует почти сотня альтернативных школ.
В Кропивницком главным организатором и вдохновителем создания альтернативной школы стала журналист, поэтесса и молодая мама Елена Горобец. Ее идею поддержала руководитель кировоградской языковой школы Mortimer Виктория Поляновская. В частности, Виктория предоставила помещение для проведения занятий.
– Занятия будут проводиться в группах по 9-10 человек, при этом дети будут разного возраста, – отмечает она. – Мы хотим полностью отойти от классно-урочной системы, поэтому дети будут условно разделены на младшую, среднюю и старшую группы. Наша школа будет прикреплена к дистанционной школе «Ангстрем» – она даст нам необходимые методические материалы, по ее рекомендациям будут проводиться аттестации учеников. Благодаря этому мы сможем придерживаться государственной программы и требований, которые выдвигаются к уровню знаний выпускника средней школы.
Организаторы и основатели, они же – родители, сами выбирают, по каким методикам и в какой последовательности их дети будут изучать школьные дисциплины. Например, для младших школьников будет читаться курс ментальной арифметики indigo, а некоторые гуманитарные дисциплины будут изучаться как часть интегрированных курсов (например, украинский язык, литература и история). Вместо традиционных школьных учителей по основным предметам – тьюторы. На этом термине, пожалуй, нужно остановиться подробнее.
– Тьютор – это помощник для детей из мира взрослых, – говорит Виктория Поляновская. – Задача тьютора – не дать ребенку знания, а научить его добывать эти знания самостоятельно, используя для этого все средства, начиная с книг и заканчивая Интернетом. При этом у детей неизбежно возникают неясности и вопросы, и прояснить их ученик может у тьютора. Тьютор, в зависимости от характера вопросов и сложности изучаемого материала, может пригласить на урок профессионала по данному предмету, и тот прочтет лекцию по теме. Понимаю, что это все для некоторых может звучать фантастически, но эта система работает и дает результаты. Большинство наших тьюторов – это школьные педагоги, закончившие соответствующие учебные курсы.
Да, домашних заданий в альтернативной школе не будет. Но самостоятельную работу никто не отменял, при этом она будет облечена в другие, более интересные формы. Кроме того, детям на выбор предлагаются дополнительные курсы сообразно их талантам.
– Одна мама имеет опыт участия в проектах и конкурсах по робототехнике, она готова вести соответствующий курс и представлять детские проекты в Малой академии наук, – рассказывает Виктория Поляновская. – Еще один родитель – профессиональный фотограф, имеющий собственную студию, – будет учить детей фотоискусству. Еще одна мама – руководитель драмкружка – будет вести занятия по актерскому мастерству. По всем дисциплинам дети будут готовить индивидуальные и групповые проекты, в некоторых случаях, как показывает практика других альтернативных школ, даже учитель не нужен – дети сами включают фантазию и творят настоящие чудеса. Мы все активно участвуем в жизни нашей школы, потому что знаем, что это – для наших детей.
Обучение в альтернативной школе – платное. Образование в государственных школах оплачивается из бюджета, и родители, в общем-то, даже представления не имеют, сколько на самом деле стоит выучить ребенка. У альтернативных школ нет государственной поддержки, поэтому родители содержат их за собственные средства.
– Стоимость обучения в нашей альтернативной школе – 1500 гривен в месяц, – говорит Виктория. – Это средства, которые пойдут на оплату аренды помещения, питание детей, зарплату педагогам, покупку учебных материалов и канцтоваров. Дорого? Возможно. Я понимаю, что не у всех родителей есть такие деньги, и государственная школа кажется более выгодной. Но если посмотреть внимательнее, то все совсем не так. В старших классах, как бы хорошо ни учился ребенок, родителям придется нанимать для него репетиторов. А занятия с репетитором стоят недешево – 100 грн в час и более. Есть еще один аспект – здоровье. Уже к окончанию начальной школы у более чем половины детей обнаруживаются патологии, первая из которых – неправильная осанка. На школе родители сэкономили, но эти деньги им придется потратить на лечение.
Традиционная школа – источник постоянного стресса. Родители, создавшие альтернативную школу, прежде всего стремятся избавить своих детей от этого. А потому…
– …никто не будет принуждать детей учиться, – говорит Виктория. – На самом деле все дети обладают врожденной тягой к обучению. Но обычная школа убивает это стремление. Да, на первых порах могут возникнуть трудности из-за того, что дети поначалу будут валять дурака на занятиях. Но потом в них снова проснется этот первичный интерес к знаниям. А когда дети сами хотят учиться, они способны на очень многое.
Про призначення / поновлення виплати пенсії особам, які виїхали з тимчасово...