Встреча длиною в жизнь

14:43
1348
views

С Другом (именно так: с большой буквы, слишком уж много вместе пережили пару лет назад – в восточных районах нашей страны) мы не виделись долгое время. Причин, не зависящих от нас, много, но главная – в том, что он после демобилизации подписал сначала один контракт, а теперь уже и второй. На вопрос «Зачем?» ответил просто: «Да меня здесь особо ничего не держит, а там я нужнее». Как раз вопрос нужности и стал второй причиной нашей долгой разлуки. Он сознательно отказывался идти в ротацию, даже когда такая возможность возникала. Теперь же командир части просто приказал отправиться в отпуск домой, да еще и в преддверии Дня независимости, чем вызвал ворчливое настроение у своего подчиненного.

На традиционный вопрос «Как там сейчас?» последовал вполне ожидаемый ответ: «Нормально». А у него все всегда нормально. И когда всякая гадость диаметром 152 мм ложится рядом с блиндажом, и когда тишина третий день стоит. Разговаривать с человеком, пришедшим вчера с войны, всегда трудно, даже если сам там побывал. Специфика другая у такого разговора. Вроде бы и спросить хочется много, а вот незадача – язык не поворачивается. Потому принял для себя такое правило: захочет – расскажет.

Говорили мы в этот раз недолго и затронули несколько тем. Первая – парад ко Дню независимости. «Дело нужное, – говорит Друг. – У нас был отбор ребят для участия в нем, так вот многие хотели туда попасть. Я – нет. Муштровать ноги и печатать шаг не люблю с детства. Мне привычнее по полям да посадкам бродить, чем берцы кремом напомаживать. А к параду отношусь просто: это не праздник, это смотр. Смотр лучшей части моей армии. И с удовольствием буду смотреть его: вдруг знакомую морду увижу. У этого мероприятия есть один недостаток – у северных соседей обычно в такие дни происходит обострение психических расстройств, что выливается в увеличение обстрелов. А я в это время буду дома, вот этим недоволен. Ну ничего, мне тоже хватит.

День независимости – праздник. Хороший и важный праздник. Чтоб его праздновать и дальше, нужны и парад, и те, кто в нем не участвует. Я к нему стал иначе теперь относиться. Цену узнал!»

Тема вторая – животрепещущая, про армию тогда и сейчас: «Стало круче. Форма, оружие, еда есть вполне и в достатке. Не хватает дорогих и специальных гаджетов, но оно и понятно – взять негде. Тепловизоры до сих пор в большинстве своем российского производства – охотничьи, те, что волонтеры привезли. То работают, то ломаются. А логистика поставок наладилась более-менее. Кадров не хватает – это да. Особенно офицерских. Зато, как только стало спокойнее, начали появляться разнообразные «внезапные» проверяющие. Приедут, порычат, покомандуют – уедут. Тут давеча один приезжал, возмущался, что у нас нет места заряжания-разряжания оружия. Мол, караулы есть, а места нет. Ну мы и сделали – приказ не обсуждаем… Из дерева. А что делать, другого-то материала все равно нет. В общем, веселья прибавилось. Количество самодуров растет. В других частях как-то особенно видно. Заехали на чужие позиции как-то, так от нас один капитанчик требовал военники показать, а мы «оттуда» возвращались. Пытались объяснить, что «туда» документы брать не рекомендуется. Не поверил. Пришлось звонить командиру. Полковник ему быстро матом доказал, аж нам часть доказательств слышна была. А его ребята стоят сбоку и пальцем у виска крутят, сочувствуя нам. Ну всякие такие бывают. Раньше было проще: мобилизованный мог и отправить по общеизвестному адресу: все равно дальше фронта не пошлют. Теперь нельзя – сразу минус премия».

Ну и без разговоров о мирной жизни не обошлось. «Подписал новый контракт, возвращаться не планирую, пока война не закончится. Когда закончится. тогда и будем думать, что дальше.

Раньше к “гражданским” относился нервно: мы воюем, они – бухают. Злило. Теперь проще: пусть тут бухают, там такие не нужны. Там – все честнее и проще, чем тут, у вас. Про цены, коммуналку и прочее ничего не скажу – далеко это от меня. Про партии, выборы, НАТО или безвиз тоже со мной говорить нечего. Скажу одно: на фронте сук меньше. Остальное – додумай сам».

Вот такой короткий разговор. Для кого-то – короткий, для нас – очень длинный. Мог бы и не состояться. Недавно попал Друг в переделку, «мог не приехать в отпуск», именно так и сказал… Следующая встреча, думаю, будет не скоро. Только вот уж очень хочется, чтобы она состоялась. Хоть когда-нибудь в этой жизни!