Разговоры с министром о деньгах и компетенциях

16:50
2757
views

В понедельник Кропивницкий посетила министр образования Лилия Гриневич. Министр побывала в школе №25, в двух первых классах которой реализуется пилотный проект Новой украинской школы, рассказала о реформе образования, пообщалась с родителями школьников, журналистами и педагогами.

Надо сказать, что и на пресс-конференции, и во время открытой встречи с педагогами министр больше говорила сама, чем отвечала на вопросы. Говорила Лилия Михайловна в основном о ценностях Новой украинской школы, говорила хорошо, понятно, со знанием дела. А вот вопросы и журналисты-родители, и педагоги задавали в основном… о деньгах. Первые спрашивали о фондах, вторые – о зарплатах.

Новые первоклашки

Сегодня в Кировоградской области четыре первых класса, в которых реализуется пилотный проект Новой украинской школы, – по одному классу в Светловодске и Александрии и два класса в кропивницкой школе № 25. В областном центре мы посетили эти классы вместе с министром. Здесь нет уроков в традиционном понимании, в понедельник учитель выбирает тему на всю неделю. На этой неделе в 25-й школе «учат» спорт. Это значит, что в течение недели дети читают, пишут и поют о спорте, рисуют спорт, считают мячи и скакалки, узнают о том, в какой стране сейчас проходит Олимпиада и где находится эта страна, и т. п. Парты в классе расставлены не традиционными рядами, а «лицом» друг к другу, таким образом получается большой квадратный стол на четверых – «четверки» работают вместе. Как ни удивительно, при такой расстановке парт сначала показалось, что детей в классе мало – человек 20, оказалось – 29, как и в любом другом классе.

В коридорах классики с цифрами и «бродилки» с буквами, в классах – компьютеры и мультимедийные доски. В школу мы приехали в 13.00, когда большинство первоклашек давно отдыхают. «Новые первоклашки» сидели за партами и увлеченно рисовали бобслей. Одна из «новых учительниц» объяснила: здесь нет четких границ между уроками, переменами и продленкой. Успели сделать задание за десять минут – можно порисовать, вышло солнышко – можно выйти погулять, главное – вовремя покормить малышей.

Нужно отдать должное учительницам, если первоклашек и «готовили» к высокому визиту, то совсем не так, как обычно «готовят» детей к открытым урокам. Малыши не вскакивали и не кричали хором «Да здравствует министр образования!», а вели себя абсолютно естественно: отвечали на вопросы Лилии Гриневич и журналистов, смеялись, поднимали руки, одни вставали и ходили по классу, другие продолжали рисовать. И это было очень показательно. Вот только, когда нам показали сюжет канала «1+1» о таком же пилотном классе в киевской школе, возникло ощущение дежавю: точно так же расставлены парты, те же картинки на стенах, те же классики в коридорах… Неужели вся эта свобода – только видимость, а суть реформы в подмене одного стандарта другим?

Впрочем, даже если так, уже неплохо. Сегодняшним первоклашкам школы № 25 и тем, кто пойдет в первый класс в 2018 году, можно позавидовать. Как рассказал нам первый заместитель главы ОГА Сергей Коваленко, в следующем учебном году в области будет около пятисот первых классов, все они будут оборудованы компьютерами и мультимедийными досками. Летом в области будут работать три тренинговых центра для учителей первоклашек – в Кропивницком, Голованевске и Александрии.

Главное, чтоб учителя хотели меняться. А вот с этим, по словам Лилии Гриневич, есть проблема. «У нас на сайте “Новая украинская школа” есть очень много практических материалов по компетентностному подходу, онлайн-курсов, – говорит министр, обращаясь к педагогам. – Но кто их проходит? Единицы. Министерство образования не может само провести реформу. Она зависит от вас – от учителей, от директоров школ. Учитель должен хотеть учиться, а руководитель – стимулировать это желание». Сегодня, по словам министра, руководитель может стимулировать педагогов с помощью надбавки за престижность. На государственном уровне она установлена в размере 5-30% от зарплаты, а вот кто получит 5, а кто 25, решает как раз директор школы.

Что такое компетенции?

Мы находимся только в самом начале пути. Учиться по-новому будут только те малыши, которые пойдут в школу в 2018 году. Окончат они ее через двенадцать лет – в 2030-м. И только тогда можно будет говорить о результатах реформы. Потому что результат реформы образования – это конкурентоспособные выпускники школ.

– Советская школа была очень хороша для Советского Союза, – говорит Гриневич. – Сегодня мы должны учить детей по-другому. Почему 12 лет? Этот год добавляется к старшей профильной школе. Сегодня мы видим, что в 11-м классе дети перестают учиться, иногда даже перестают посещать школу, а занимаются дома с репетиторами, чтобы подготовиться к ЗНО по профильным предметам. Это неправильно. Двух лет старшей школы сегодня недостаточно, чтобы подготовиться к поступлению в вуз. Дети не успевают. Этот лишний год нужен для того, чтобы выпускники могли лучше подготовиться именно по профильным дисциплинам.

Как объяснила министр, при этом длительность образования в целом остается такой же. Сегодня после окончания 11 классов человеку нужно четыре года, чтобы получить степень бакалавра. После 12 классов будет всего три, ведь выпускник уже имеет профильную подготовку. Но при этом ребенок будет старше на год и сможет выбрать профессию более осознанно.

Впрочем, главное, что должно отличать новую школу от старой, – не расстановка парт в классе и не длительность обучения, а свобода учителя в выборе методов и загадочный компетентностный подход. Министр объяснила, что теперь учебные программы МОН носят исключительно рекомендательный характер. Каждый учитель может составить свою программу в соответствии с госстандартом, ее не нужно будет ни с кем согласовывать, достаточно утвердить на педсовете школы.

Главное – компетенции. Чтобы понять, что такое компетенции, Гриневич посоветовала посмотреть задания международного теста оценки качества образования PISA (http://pisa.testportal.gov.ua/) – задания, и правда, творческие и необычные, мало похожие на наше ВНО. Например: «Садівник має 32 метра дерев’яної огорожі й хоче обнести нею клумбу. Він обирає форму клумби із таких варіантів (рисунки). Обведіть “Так” або “Ні” для кожної форми клумби залежно від того, чи вистачить 32 м огорожі, щоб обнести нею клумбу». Это задача по математике, задания из других областей более обширные. Но все они требуют не только знаний, но и умения мыслить, применять знания для решения практических задач.

По словам Лилии Гриневич, в этом году украинские выпускники впервые примут участие в тестировании PISA: «Я понимаю, и вы понимаете, что в топ мы не попадем. Но иногда нужно получить по голове, чтобы понять, где ты находишься, на каком ты уровне».

О материальном

Теперь о тех вопросах, которые больше всего интересовали учителей и родителей. Что касается зарплаты педагогов, то Гриневич, кажется, даже обиделась:

– В истории Украины не было такого периода, когда зарплата педагогов так быстро и существенно выросла, как в эти годы. В прошлом году зарплата увеличилась на 50%. С начала этого года выросла уже на 10% плюс на 7% выросла зарплата всех бюджетников. То есть 17% только с начала года… Давайте будем реалистами. Социальный статус педагога необходимо повышать. Но это делается за счет бюджетов, и мы должны ориентироваться на возможности бюджетов.

Родителям же Гриневич посоветовала активнее отстаивать свои права.

– В прошлом году доходы бюджетов всех уровне в Кировоградской области выросли почти на 2 миллиарда. Я понимаю, что у вас в области много проблем, которые нужно решать. Но поинтересуйтесь, насколько выросли расходы на содержание школ. Требуйте! Если ваша школа требует ремонта, должен быть бюджетный запрос от школы к местным властям. Вы, как родители, должны это контролировать. Если запрос был, то вы должны знать, выделены ли деньги и в каком объеме. Если выделены, вы можете спрашивать: почему у родителей собирают на это деньги? Мы дали вам инструменты – будьте активными. Требуйте публикации бюджетов школы, сметной документации. Если школа обращается к родителям за помощью, вы должны понимать, на что идут эти деньги.

Тем же, кто не может или не хочет «помогать», но сталкивается с вымогательством, министр порекомендовала писать письма непосредственно в МОН – в бумажном и электронном виде (сканы документа с подписями):

– Фраза «во всех школах собирают» меня не устраивает. В соответствии с современным законодательством, мы можем инициировать проверку только в том случае, если получили конкретное обращение от конкретного человека (или группы людей) с указанием школы, класса, фамилий и т.п.

Мы проверили: почти все кропивницкие школы и садики публикуют на своих сайтах сметную документацию. Конечно, чтобы разобраться с этими документами, потребуется какое-то время. Но, разобравшись, вы уже сможете потребовать от администрации выделения денег на какие-то конкретные нужды вашего класса и инициировать бюджетные запросы в горсовет. А в случае нарушения ваших прав – жаловаться в министерство. Тут уж все зависит от нас. Найдутся в классе или школе родители, готовые тратить на это свое время и силы, можно будет добиться бюджетного финансирования. Не найдется таких – буде м и дальше делать ремонты и покупать оборудование вскладчину. Это, по словам министра, НЕ ЗАПРЕЩЕНО. Многим родителям проще самим скинуться на замену окна, например, чем добиваться выделения бюджетных средств, – и это их право…

Фото Олега Шрамко, «УЦ»