Возможен ли теракт в Верховной Раде Украины?

16:22
1533
views

Общественность вслед за журналистами активно обсуждает возможность совершения террористического акта в украинском парламенте. Прецеденты, к сожалению, были. Один из относительно недавних произошел в армянском парламенте  в 1999 году. Напомним: во время выступления с трибуны министра финансов Армении Левона Бархударяна в зал ворвались вооруженные люди. Они потребовали от депутатов отключить сотовые телефоны и лечь на пол. Террористы, по свидетельству очевидцев,  заявили, что совершают государственный переворот. Лидер боевиков Наири Унанян подошел к премьеру и бросил ему в лицо: «Хватит пить нашу кровь», на что тот ему спокойно ответил: «Все делается ради тебя и будущего твоих детей», в ответ Унанян открыл огонь.

Мы задали нашим экспертам вопрос: возможен ли в нынешнем украинском парламенте «армянский вариант»?

Дмитрий Разумков, директор Украинской политконсалтинговой группы:

– Я бы не проводил аналогию с 99-м годом в связи с тем, что в Армении не было событий, которые произошли в Украине: аннексии территорий, фактически открытой войны между государствами с использованием гибридных технологий. Я не верю, что теракт возможен в Верховной Раде. По крайней мере, мне бы очень не хотелось, чтобы это случилось.

В то же время, учитывая информацию, которая была озвучена генеральным прокурором, мне не верится, что Савченко и Рубан могли быть организаторами и стратегами якобы готовящихся событий, но то, что они были бы не против в той или иной степени в них участвовать, я исключать не могу.

Мне не совсем понятно поведение Савченко, которой все журналисты задавали конкретный вопрос, готовила ли она теракт. Если нет, человек так и говорит. От нее же никто внятный ответ не услышал, и это настораживает.

По поводу того, что вез через границу Рубан. То, что озвучивалось, с одной стороны, выглядит как сюрреализм или сюжет не самого качественного голливудского боевика. С другой, я не совсем понимаю, зачем вообще нужна была эта контрабанда. Мы прекрасно знаем, что, к сожалению, из зоны АТО везут стрелковое оружие, которое гуляет по Украине, везут взрывчатые вещества, боеприпасы. Это покупают преступные группировки. Но я не понимаю, кто готов покупать минометы.

Почему бы еще я не проводил аналогию с терактом в Армении: там террористы, ворвавшиеся в парламент, не были носителями власти, коей является Савченко. Это абсолютно другой род преступления. Если бы боевики из «ЛНР/ДНР» попытались прорваться в Верховную Раду, в сегодняшних условиях у них это вряд ли получилось бы. Но от того, что эти теракты готовились или хотя бы обсуждались представителями власти, действительно становится страшно. Даже если это хотя бы наполовину правда.

Василий Даценко, историк, краевед:

–  У нинішній Україні можливе усе. Чому? Тому що закони не діють.Діє принцип політичної доцільності, що ми вже колись проходили.

Юрий Митрофаненко, кандидат исторических наук:

– Ні. Я в це не вірю. Наш парламент нині є консолідованим стосовно стратегічної мети – інтеграції до ЄС та НАТО. Окремі розбірки – це внутрішньополітичні розбіжності та конфлікт особистих та партійних інтересів напередодні виборів.

Стосовно Савченко. У її здібності організувати теракт не вірю. Але бовкнути щось подібне вона могла. Мовляв, «та їх треба гранатами закидати та з гранатометів розстріляти. Людям від цього тільки легше буде». Хтось передав в СБУ, поліцію чи колегам-депутатам, що чув про це. Ну, й вирішили покарати цю неадекватну жінку, яка нині виконує роль путінського агента в Україні.

Сергей Полулях, журналист:

– Складне запитання. І не тому, що будь-яку відповідь можна вважати заангажованою, а тому, що цього запитання в демократичній країні, за яку виступають як влада, так і опозиція, і за яку Україна воює, не повинно виникати за визначенням. Але ж недарма кажуть, що зброя в сценарій вноситься не просто так, тому що, за задумом автора, «ружжо» повинне вистрілити в третьому акті. У нас зброї вистачить не на один спектакль.

Якщо в політикумі є люди, які вже звикли оперувати категоріями нетерпимості та авторитаризму, то застосування зброї в парламенті цілком реальне. Таке було, між іншим, не лише в вірменському парламенті, але й в іспанському. Не потрібно забувати, що проти нас розв’язали війну, ввели війська, то чому комусь не може спасти на думку «рвонути» і Верховну Раду? Тим більше що вбивства під Верховною Радою правоохоронців ми вже маємо. Не бачу причин, які б могли когось зупинити, тим більше що і в суспільстві почали розганяти тему виправдання можливого розстрілу ВРУ: мовляв, давно потрібно…

Подготовили Елена Никитина, Ольга Степанова, «УЦ».