В областном центре на сегодняшний день действует более семидесяти ОСМД – объединений совладельцев многоквартирных домов. Это своеобразный парламент дома, созданный, чтобы следить за состоянием подъездов, подвалов, чердаков, стен и всех коммуникаций в нем и распоряжаться ими. ОСМД управляет только общим имуществом, это не касается индивидуальной частной собственности (квартир и приватизированных нежилых помещений). Управлять этим имуществом надо коллективно, дабы не пострадали интересы кого-то из совладельцев и одновременно не пришло в упадок это самое имущество.
Спор о том, для чего нужно ОСМД, продолжается достаточно долго. Вот и мы попробовали в этом вопросе разобраться. А для этого встретились и поговорили с организатором и руководителем одного из самых молодых объединений, которое находится на улице Попова и носит претенциозное название «Изумрудный». Лидия Григорьевна Жабчик активно ратовала за создание этого ОСМД и, естественно, была избрана его главой по окончании процесса.
– Лидия Григорьевна, сколько времени уже существует ваше ОСМД?
– Уже почти девять месяцев. Мы хотели, чтобы в него входили три стоящих рядом дома, но жильцы двух отказались в конце концов, на то у них были свои причины. Не все видят пользу от этого объединения, и не все готовы на новшества в жизни.
– Вопрос первый и самый важный – финансовый…
– Ну, во-первых, мы оставили старую сумму квартирной платы и не поднимали ее, как это сделали в ЖЭО. На сегодняшний день 3 гривни за квадратный метр – это та сумма, которой нам хватает на поддержание дома в нормальном состоянии. Конечно, если произойдет серьезная авария, мы вынуждены будем обратиться к жильцам за сбором дополнительных средств, но пока обходились без этого. Расходы ведем очень бережно. Например, слесаря мы взять на ставку не можем, поэтому работаем с ним по сдельному принципу: пришел, сделал работу, получил деньги и ушел. В месяц получается около 400 гривен. Ежемесячный сбор средств от жильцов – около одиннадцати тысяч гривен плюс деньги приходят по льготам и субсидиям из бюджета, на коммунальные услуги тратим 6-7 тысяч, плюс зарплаты, и все, что осталось, – на благоустройство дома. На счету всегда оставляем сумму в 3-4 тысячи как неприкосновенный запас.
– Что уже сделано?
– Мы отвечаем не только за само здание, но и за прилегающую территорию. Во время ее уборки вывезли два самосвала мусора, поменяли лампочки в подъездах на энергоэффективные, начали уборку технического этажа, уже собрали там почти 60 мешков мусора. За счет новых ламп в этом месяце заплатили за электроэнергию на 500 гривен меньше, а в следующем будет еще меньше! И планируем еще много нужных и важных дел. Но, к сожалению, есть проблемы…
– Кто их создает или откуда они возникают?
– Возникают они из ниоткуда, а создает их наша дорогая городская власть. У нас до сих пор нет всех необходимых документов! Городские власти обязаны передать нам все документы на дом, но мне приходится не просто ходить и упрашивать, но и самой искать эти документы. Наиболее частый ответ: «Ваши документы утеряны при передаче». То ЖЭК, то КРЭП, то ЖЭО. Названия менялись, суть – нет. Но документы потерялись во всех этих пертурбациях. Приходится ходить в архивы, искать там следы документов, копии. Вот нашла решение горисполкома от 1985 года о сдаче дома в эксплуатацию. И обнаружилась интересная вещь: стоящее рядом здание, где сейчас расположены, ресторан и магазин, являлось тогда частью нашего дома. А это значит, что и сейчас мы на него имеем все права, а арендная плата должна поступать на счета нашего объединения. Но городу невыгодно терять этот источник дохода, вот и строятся козни всякие. Или еще одна проблема: прилегающая территория. По документам, которые нам передал ЖЭК, мы обслуживаем более 5 тысяч квадратных метров. А по документам кадастровым – только 3 тысячи. Получается, что все время жители дома переплачивали почти в два раза за уборку территории! Вот сейчас и разбираемся, какая же территория наша. Даже до Кабинета Министров и Верховной Рады дошли. Заставили исполком туда обратиться. Получили ответ на обращение, что нужно разрабатывать план землеустройства и все документы заново. Так мы согласны! Готовы за них заплатить, все дело за городскими властями, а там это никому не надо…
Из-за этого мы не можем участвовать в грантах – нет всего пакета документов. А гранты – это нужное и полезное дело. Вот, например, нам нужно срочно решить проблему утепления всего дома. Это позволит экономить достаточно много. Вторая проблема сложнее: в доме осталось двадцать четыре квартиры, которые не имеют автономного отопления. Мы хотим закупить один котел, который отапливал бы не только эти квартиры, но и подвальное помещение, и технический этаж. Это позволит нам полностью отказаться от услуг теплогенерирующих компаний и, естественно, уменьшит затраты на отопление. Обогревать подвал зимой – важно! В прошлую зиму в доме впервые не перемерзали трубы и тепло шло даже по тем стоякам, по которым раньше были всегда проблемы. Если получится решить эти проблемы, то зимой у нас будет тепло и дешево.
– Специально для тех, кто пойдет по вашим стопам: какая самая большая проблема у ОСМД «Изумрудный»?
– Девять месяцев мы существуем на бумаге, а земля и дом нам еще не переданы полностью. С трудом, но мы получили акт передачи дома на баланс ОСМД, получили документацию по лифтам и технический паспорт. Не хватает еще множества документов: инженерные коммуникации, вентиляция и главное – земля! Нет схем разделения территорий, да многих документов нет! Была я на депутатском дне в исполкоме. Так спросила их: вы хоть что-то сделать можете? Хоть сказать, что вы что-то делаете? Молчат…
«Терра Україна»: кропивничан запрошують на серію інтерактивних лекторіїв з історії України...