Для нас «Странный спектакль» одесского «Театра на Чайной» – самое большое открытие фестиваля. В нашем городе спектакль прошел почти незаметно – в малом зале театра им. Кропивницкого, в 13.00, в пятницу. Пускали всех, но даже в малом зале на сто мест осталось пару свободных стульев.
Впрочем, в зале «Театра на Чайной» в Одессе мест вдвое меньше. Это камерный театр, где зритель чувствует себя частью постановки. Говорят, в Одессе после спектакля можно попить чаю с с актерами (это как бы оправдывает название театра, который на самом деле находится на улице Карантинной). У нас такого не было, но зато нам показали сразу два спектакля: «Странный спектакль. День первый. Не все зависит от тебя» и «Странный спектакль. День второй. Все зависит от тебя».
Шесть миниатюр – по 15-20 минут каждая. Трое невероятных актеров – Елена Юзвак, Александр Бойко и Денис Фалюта, – не меняя костюмов, за два часа сыграли восемнадцать самых разных ролей – от «скромной мухи однодневки» до Троцкого.
Шимпанзе, запертые в клетке и бесконечно печатающие на машинках «Ятрань», чтобы доказать Теорему о бесконечных обезьянах (абстрактная обезьяна, ударяя случайным образом по клавишам пишущей машинки в течение неограниченно долгого времени, рано или поздно напечатает «Гамлета»). Троцкий, постоянно заново переживающий последний день своей жизни и старающийся теоретически доказать невозможность произошедшего: «Рамон же наш садовник? Значит, условно его можно назвать пролетариатом? Так почему же он мне всадил альпийский ледоруб в череп? Это нелогично». «Рамон, почему вы всадили мне альпийский ледоруб в череп? – Не знаю, синьор Троцки, кажется, я об этом в энциклопедии прочитал. Но извините: я его не всадил, я его вонзил, вон же рукоятка торчит».
Это смешно до слез, это немного горько и это невероятно хорошо. Двухчасовой спектакль «не отпускает» несколько дней, к нему все время возвращаешься в мыслях, его все время цитируешь.
Сравнить «Странный спектакль» нельзя ни с чем. Директор «Театра на Чайной», режиссер Александр Онищенко поставил его по пьесам современного американского драматурга Дэвида Айваза. Дэвид Айваз – довольно известный драматург, по его пьесам даже Роман Полански снимет фильмы. Но на русский язык его практически не переводили. Все шесть пьес переведены и адаптированы специально для постановки «Театра на Чайной».
Да и формат постановки – для минимального количества зрителей – мало с чем можно сравнить. Эта камерность создает удивительную атмосферу в зале, где каждый зритель чувствует, что трое актеров на сцене играют именно для него. И кажется, что актеры кайфуют от происходящего не меньше, чем зрители.
Полное название театра «Театральная лаборатория “Театр на Чайной”». То есть этот формат был задуман как эксперимент. Но эксперимент оказался очень удачным. В таком «чайно-домашнем» формате театр существует уже семь лет и имеет немало поклонников.
Очень жаль, что в рамках фестиваля одесситы показали только один спектакль. Хотелось бы, чтобы они приехали к нам еще. Хотя ради такого театра можно и в Одессу съездить. Правда, говорят, билеты на постановки «Театра на Чайной» стоит бронировать за пару недель, а то и месяцев – в маленьком домашнем театре всегда аншлаг.
«Терра Україна»: кропивничан запрошують на серію інтерактивних лекторіїв з історії України...