Контрольное видео

13:17
1510
views

Варварский демонтаж новенькой остановки общественного транспорта в самом центре Кропивницкого заставил развести руками практически всех, кто услышал новость, мол, как же так, в многолюдном месте и практически безнаказанно? Наверное, Остап Бендер прокомментировал бы это так: «При современном развитии дела видеонаблюдения на Западе это было бы практически невозможно».

Живите спокойно,
вас снимают

Согласитесь, мы давно перестали удивляться количеству камер наружного наблюдения на высоких заборах нынешних дворцов и поместий. Само собой подразумевается, что не меньшее количество видео­камер должно быть и на улицах наших городов, ведь это так просто!

Если действительно вспомнить Запад, вернее, мировой опыт внедрения и использования систем видеонаблюдения, то и в этом отношении мы с вами находимся в глубокой Европе, в смысле – на окраинах европейских и мировых тенденций. На улицах Кропивницкого на сегодня установлено около 80 камер, приобретенных в рамках городской программы профилактики и противодействия преступности «Безпечне місто» (БМ). Это в десятки, сотни и даже тысячи раз меньше, чем знает мировая практика. И речь не только о провинции, даже трехмиллионный Киев с его восемью тысячами видеокамер напрочь проигрывает соревнования по видеонаблюдению не только столицам, но и просто крупным городам стран победившего капитализма.

Наши 81 камера буквально незаметны на фоне показателей Лондона, где сегодня на улицах установлено 420 тысяч (!) камер наружного наблюдения. Китайцы тоже решили не отставать и строят свою видеостену, поэтому Пекин занимает второе место в мире. Там уже установлено больше 400 тысяч камер. Третье место занимает столица США – город Вашингтон, где «всего» 30 тысяч камер. Еще меньше в Хьюстоне и Чикаго – по 17 тысяч камер. За Киев, конечно, обидно, но столичные власти обещают «догнать и перегнать Америку» путем установки где только можно не менее 600 тысяч видеокамер. Если взять, не к ночи будет сказано, Москву, то там не обещают, а вовсю работают. На сегодня в Москве за жителями и «гостями столицы» подсматривает почти 170 тысяч видеокамер. Там за год устанавливается столько же камер, сколько в Киеве смонтировано за всю жизнь, т.е. больше семи тысяч штук, и это работает.

Конечно, установка камер и организация видеонаблюдения – дело непростое. При их монтаже необходимо учитывать массу нюансов типа режима работы, хранения информации и ее количества, места установки и сектора наблюдения – да мало ли чего, о чем «пересічні» граждане не догадываются, да и вряд ли должны. Нам лишь бы все было как на ладони, но вот с этим как раз проблемы.

Случай с остановкой – именно тот самый, потому что не с видео, а по рассказам очевидцев мы знаем, что ее демонтировали с соблюдением правил безопасности: оградили место проведения работ, экипировали рабочих в куртки со светоотражателями и снабдили их инструментом, подогнали грузовой автомобиль, и все это на виду у прохожих, но только не в поле зрения видеокамер.

Интересно, что в отчетах полицейских не очень часто звучит тема раскрываемости преступлений при помощи информации, полученной с камер видеонаблюдения. Как-то умудряются проскользнуть мимо объективов участники резонансных драк и ДТП, но зато в сети видеоконтроля попадают мелкие злоумышленники вроде женщин, ворующих цветы на клумбах. Правда, был случай, когда на видео попали расхитители канализационных люков, но удалось ли идентифицировать номера авто и лица учасников, неизвестно.

«Безпечне місто»

В рамках программы профилактики и противодействия преступности «Безпечне місто» системы видеонаблюдения монтируются на основе предложений подразделений полиции в местах наибольшего скопления людей, в т. ч. на остановках и рынках. Конкретно о ситуации с видеонаблюдением в областном центре мы поговорили с Александром Шишко, начальником отдела городского совета по борьбе с коррупцией, который курирует и вопросы взаимодействия с правоохранительными органами. Как выяснилось, финансирование программы осуществляется за счет средств городского бюджета и за два года составило четыре миллиона 100 тысяч гривен. В рамках программы БМ смонтировали 81 видеокамеру вместо 75-ти. По сравнению с Лондоном или даже Чикаго, цифра «вражає» наповал, но на самом деле камер видеонаблюдения в городе в разы больше. Достаточно зайти в более-менее солидное учреждение, и возле дежурного вы обязательно увидите монитор, на который выведено десятка полтора камер, сопровождающих жизнь данного объекта и его окрестностей. То же самое и в частных домах или некоторых ОСББ, на промышленных предприятиях и объектах торговли или отдыха.

Сегодня в Кропивницком уже устанавливают камеры с фиксацией номеров проезжающих машин, но, кажется, пока нет камер с распознаванием лиц, что тоже необходимо, особенно в таких горячих точках, где тусуется развеселая молодежь. Правда, даже наличие видео правонарушения или конфликта не всегда делает очевидным факт установления истины, как было в случае с избиением группой подростков нескольких человек в сквере возле пантер. Возможно. следует подумать и о трансляции информации на большой экран, установленный где-то в другом людном месте? Как в Катериновке, где в местном магазине можно смотреть такое уличное кино, при помощи которого были опознаны хулиганы, повредившие баннер. Неплохо было бы наклеить по городу и максимальное количество наклеек «Ведется виденаблюдение», конечно, там, где действительно установлена видеокамера любой формы собственности.

Под особым контролем должны находиться и транспортные стредства. Депутат областного совета, заместитель директора КП «Электротранс» Валерий Музычук рассказал о программе оборудования всех транспортных средств большой вместимости видеоконтролем. Речь идет не о видеорегистраторах, оборудованных на автомобилях, а о видеокамерах, установленных в салонах автобусов и троллейбусов: «Перед заводом-изготовителем ставится задача обрудовать приобретенные городом пассажирские средства передвижения камерами видеонаблюдения не менее трех на салон, напротив каждой двери. Мы ставим вопрос и о 4-й камере – на зеркале заднего вида, чтобы контролировать не только полностью салон, но и пространство вокруг. Совсем недавно опять разбили окно или обстреляли троллейбус, и такое происходит часто. Поэтому видеоконтроль необходим. Что касается автобусов и троллейбусов, которые уже работают на линии, то мы обратились с письмом к городской администрации, в котором просим предусмотреть в программе «Безпечне місто» выделение стредств на обрудование видеонаблюдением всех наших транспортных единиц. Во всем мире это нормальная практика, и мы тоже идем к этому».

Выходит, что мы хоть и медленно, но движемся в правильном направлении, тем более, что речь идет не о таких уже и больших деньгах. Даже камеры с большой разрешающей способностью стоят в пределах нескольких тысяч гривен, а каждое новое поколение их становится лучше и дешевле.

Фото Павла Волошина, «УЦ».