«Быть снизу» или сверху – вот в чем вопрос»

15:37
2817
views

– Знала, що козел.

– Перевірила: а й справді – козел.

З вистави «Бути знизу».

Мы с мамой шли на этот спектакль с весьма смешанным предчувствием. Пометка 18+, привез Дикий театр, даже само название… А тут еще руководитель театра Ярослава Кравченко перед началом спектакля предупредила о его шоковости, о том, что людям со слабой психикой он придется не по вкусу, а у мужчин во время просмотра и вовсе появится неприятие и резкое желание уйти…

Мы ожидали каких угодно перформансов, но только не того катарсиса, который в итоге испытали.

Сюжет весьма актуален для наших дней. Галине пятьдесят пять, у нее «железные яйца», достаточно холодный ум, трезвый рассудок и циничный взгляд на жизнь. И собственное «брачное агентство» в довесок. В него приходят две другие героини – неженственная, мужиковатая Вера, пережившая крах в отношениях, и тридцатилетний администратор ювелирного салона Оля, в одиночку воспитывающая дочь пяти лет, вся такая «девочка-девочка» – на каблуках, в платьице, с нежным голоском.

Вера и Оля пришли в агентство узнать, как одеваться, как разговаривать, как молчать, какой быть в сексе в конце концов, чтобы таки заполучить счастливое замужество. Галина сразу охлаждает их пыл и предлагает вместо этой фигни вступить в ряды членов союза «Вертикальная женщина» в пику унизительному для женщины «быть снизу».

Девушки недоумевают – что ж это за агентство брачное, в котором к браку не стремятся? Хозяйка агентства уверена в себе настолько, что не боится потерять потенциальных клиенток и предлагает им добиться успеха путем перехода на мастер-классы в соседних помещениях – об искусстве Клеопатры и техниках минета. Потом они начинают спорить, ссориться, выдвигать каждая свою стратегию «как принять»: Вера рассказывает, как безропотно служила много лет подряд, но осознает, что служила мудаку; Оля уповает на свои женские чары, на мягкость и туфельки, а потом со смачным матом взрывается и орет, как же это все её «за… ло»; а непробиваемая Галина помогает девушкам достигнуть апогея лирических самокопаний, разогревая их своими провокативными колкостями…

В итоге вся троица как бы перестает быть разными женщинами и сливается в единый общий образ. Далее уже этот образ размышляет о том, какие же мы с мужчинами разные, как тяжело находить общий язык существам с Марса и Венеры, как это все смешно и безнадежно, как унизительно пресмыкаться в отношениях и «быть снизу», быть изначально слабой…

Все это приправлено прекрасной убедительной актерской игрой, качественным музыкальным сопровождением, экспрессией и иногда матом. Но в этом спектакле мат не резал ухо, не вызывал мысли, что актеры делают жалкие попытки заигрывать со зрителем и быть «своими в доску», матерная лексика здесь была уместна, она демонстрировала крайнюю степень натянутости нервов-канатов.

Богдана Шуманская (Галина), Мария Брушницкая (Вера) и Анита Драгула за час с небольшим умудрились показать нам, женщинам, все наши типичные штучки, любовь танцевать на одних и тех же граблях, нашу силу и слабость, идущие в странном тандеме.

Невзначай «всплыло», что, оказывается, Оля состоит в отношениях с сыном железной Галины Никитой и в агентство пришла поглядеть на «мамочку»…

Героини спорили, хохотали, рыдали, пытались найти ответ на вопрос, где же выгоднее быть женщине – сверху или снизу.

Ответ нашелся в финальном монологе неженственной Веры. Она обратилась к своему будущему счастью со словами «я знаю, я встречу тебя» и «мы пойдем рядом». Идти она собралась в горы и таки в джинсах. На этом монологе по залу потекли слезы. Вот вам, уважаемые читатели, и гениальная в своей простоте формула личного счастья – чтобы оно задалось, не сверху надо быть и не снизу, а рядом. Подставлять друг другу плечо и идти за руку.

P. S. Ни один мужчина во время спектакля не пострадал и ни один с него не ушел…

Фото Павла Волошина, «УЦ».