Теперь – один на один

14:35
1303
views

Первый тур прошел. Без глобальных сенсаций, в финале – вполне ожидаемая пара фаворитов, а у нас три недели на раздумья. В Кировоградской области и ее центре в день выборов ловили, но так не поймали торговцев голосами, фотографировали бюллетени, говорили об остром кризисе элит и возможном объединении «нового лица» со «старыми политиками» уже ко второму туру.

Помимо многократно обсужденного шоумена Владимира Зеленского, очередные выборы с широко заявленным запросом на людей «не из системы» на Кировоградщине занесли в первую шестерку первого тура сравнительно малоизвестного главу Службы безопасности Украины времен Кучмы Игоря Смешко. Генерал-полковник СБУ обошел более искушенного в политических баталиях полковника ВСУ Анатолия Гриценко во всех округах области, а в Кропивницком и вовсе показал четвертый результат.

Тройка лидеров по региону – та же, что по стране, только на Кировоградщине действующий Президент набрал чуть меньше Юлии Тимошенко, а в целом по Украине – чуть больше. Ничего из ряда вон выходящего в этом нет, известно, что «Батькивщина» на Кировоградщине давно пустила крепкие корни, в том числе и в органах местной власти, а ее лидер когда-то начинала свою парламентскую карьеру именно здесь. Дальше – Юрий Бойко, Олег Ляшко и все остальные.

Можно добавить, что в областном центре чуть больше за Порошенко и чуть меньше за Тимошенко, в районах – наоборот, западнее больше голосовали за Ляшко, восточнее – за Бойко. Но это скорее оттенки, чем акценты.

В полях

Вопреки отдельным паническим настроениям, которые нагнетал кто по привычке, а кто по методичке, у нас все прошло донельзя спокойно. Заряд бдительности журналистов, активистов и прочих, можно сказать, был разряжен вхолостую.

Наверное, самым нетривиальным сообщением дня выборов стала новость о слепом наблюдателе на участке в детском саду «Гномик» в Кропивницком. Мол, посидел до обеда, а потом ушел. Корреспонденту «УЦ» глава комиссии заявил, что такого не было. Среди выборщиков с опытом ходили упорные слухи о суммах от двух до пяти тысяч гривен, которые за выявленное нарушение якобы предлагал известный видео­блогер из числа тех, которых называют «ватными». Никто, впрочем, на этом не озолотился, насколько известно.

В окружкоме 101-го избирательного округа на западе журналистам жаловались на размер бюллетеня – мол, чтобы разложить их по каждому кандидату, нужно минимум четыре стола, и все это не способствует скорости подсчетов. Были нарекания на организацию работы окружной комиссии 99-го округа в областном центре, за время кампании сменившей главу четыре раза. В отведенной комнате Станции юных техников, где ее разместили, помещается максимум человек 10, если с мешками, в которых привозят бюллетени. Их начали везти около половины первого ночи, часть людей мерзла, ругалась, кое-кто разворачивался и ехал назад – греться, вместе с документами строгой отчетности. Тем не менее, уже к вечеру понедельника в области посчитали практически все.

Были «звонки» тревожней. Наблюдатели гражданской сети ОПОРА назвали одним из самых распространенных нарушений фотографирование бюллетеней – все давно знают, что делается это не на память. Областная полиция отчиталась о 19 таких сообщениях. Глава «Центральноукраинского антикоррупционного офиса» Андрей Лаврусь в соцсети утверждал, что в Кропивницком действовала заранее подготовленная ​​«сетка» подкупа избирателей, о которой якобы знают люди в погонах.

Очевидец из областного центра рассказывает то ли байку, то ли быль: возле детского сада на Тельмана представитель избирательной комиссии усаживает дедушку с бабушкой в такси – те пришли не на свой участок, им надо на «Заготзерно». По простоте говорят, что один из кандидатов заплатила за голос, надо обязательно добраться. Но таксист за 50 ехать отказывается – их же ждать, отвозить потом, мол, дороже будет. «Нам не так много заплатили», – сетуют старики. В том, что голоса в Украине все еще продаются и покупаются, давно никто не сомневается. Как особо не ждет никто поимки виновных и реального наказания – с 2004-го утекло много воды и улетучилось не меньше иллюзий…

В оценках

Теперь еще немного о том, что говорят результаты, прежде всего, «темных лошадок» – тех же Зеленского и Смешко. Политологи говорят о голосовании не «за», а «против», кризисе элит, которые не до конца отвечают запросам и ожиданиям людей, сами люди выражаются короче, проще и понятней. То, что послание избирателей услышано, действующий Президент подтвердил уже в воскресенье вечером.

– Это суровый урок для меня и для всей нашей команды. Это абсолютно серьезный повод для тщательной работы над ошибками, допущенными в последние годы. Но не ошибается тот, кто ничего не делает, – сказал Петр Порошенко. – Я готов к глубокому и предметному диалогу с теми, кого не успел убедить в первом туре. Хотел бы сейчас обратиться к тем, кому меньше 30 лет. Вы видите изменения в стране, но хотите, чтобы изменения были более глубокими и быстрыми. Я полностью разделяю ваше желание… Я услышал вас и прошу, услышьте и вы меня.

Об уроках президентской кампании-2019, но совсем с другой стороны, в комментарии журналистам CBN говорил после публикации экзитполов и известный политтехнолог Денис Богуш, родом из наших мест.

– Люди поверили в эту виртуальную реальность, – констатировал он. – Не могут отличить персонаж фильма от реального человека. Этот большой эксперимент с кино и виртуальным кандидатом, я думаю, очень серьезный урок для Украины, может, и для мира. Телевизор сильно влияет на людей и их выбор.

Понятно, что для второго тура только картинки на экране и развеселых слоганов на ярких билбордах вряд ли хватит. Перед пока вполне виртуальной «Зе! Командой» уже сейчас в полный рост встает вопрос отсутствия реальной команды на местах. Во всяком случае, первые сообщения о переговорах между штабами Юлии Тимошенко и Владимира Зеленского об объединении усилий во втором туре появились уже вечером 31-го.

По одной из версий, лидер «Батькивщины» готова поддержать Зеленского в обмен на подписание меморандума о создании парламентской коалиции. То есть, по сути, на свое очередное премьерство.

– Мне кажется, такой союз уже состоялся де-факто, поскольку Тимошенко намного радикальнее критиковала действующего Президента. Поскольку партийной структуры у Зеленского нет, все, кто будет голосовать за него, голосуют за «Батькивщину» во втором туре как за партию, даже больше, чем за самого Зеленского, – считает кандидат политических наук Руслан Стадниченко.

И без научной степени понятно, что необходимость в человеческом и организационном ресурсе, который нужен прямо сейчас, может сыграть с кандидатом злую шутку. Ведь, объединившись с кем-либо, он перестанет быть тем, за кого голосовали разочаровавшиеся в истеблишменте, станет частью системы, которой его противопоставили разработчики избирательной Зе-кампании.

Но это его, Зеленского, проблемы. У нас здесь своя рубашка ближе к телу, и есть собственные околовыборные развлечения. Наблюдать за движениями в стане местного, так сказать, актива, например. Можно ставки принимать на то, например, у кого из не так давно переметнувшихся в лагерь поддержки Президента общественников раньше других не выдержат нервы, кто первым начнет «переобуваться» и насколько изящно. Это тот же спорт, важно и фальстарт не дать…

Андрей Трубачев, фото Павла Волошина, «УЦ».