Минул год с того дня, как Верховная Рада переименовала Кировоград в Кропивницкий. Годовщину горожане отметили по-разному: кто-то акцией протеста, кто-то радостным празднеством. Нашим экспертам мы задали следующий вопрос: стали ли вы за год кропивничанином (кропивничанкой)? В чем это проявилось?
Александр Гавриленко, председатель общественного совета при ОГА:
– Родившиеся в течение этого года – однозначно кропивничане. А людям, всю жизнь прожившим в Кировограде, непросто за год стать кропивничанами. Это как поменять флаг. Я был, есть и останусь патриотом родного города. Я за то, чтобы он развивался, чтобы люди в нем благополучно жили, получали адекватную зарплату. А кричать, что я кропивничанин, – несерьезно, несвоевременно. Патриотизм должен быть в душе и в действиях.
Анатолий Безтака, главный редактор еженедельника «Диалог»:
– Я привык. У меня нет неприятия нового названия города. Я внимательно прочитал историю Марка Кропивницкого и горжусь тем, что мой город носит его имя. Могу привести аналогию: жители Проскурова очень быстро привыкли к Хмельницкому. Кто-то из моих друзей по-прежнему называет наш город Кировоградом, кто-то – за Елисаветград. Но это не мешает нам дружить. Бросаться друг на друга, ругаться из-за названия – это неправильно.
Кропивницкий – не самый худший вариант из тех, что предлагались. Считаю, что это лучше, чем Златополь или Ингульск. Название «Кропивницкий» исторически оправдано. И мне хватило года, чтобы к нему привыкнуть.
Валерий Лебедь, журналист:
– Так, звісно, я став кропивничанином ще рік тому, коли Верховна Рада ухвалила відповідне рішення. Нарешті відчув, що Україна стала вільною від совкових символів, а місто, в якому живу, отримало українську назву. Вважаю, що це необхідно було зробити ще в 1991 році.
Иван Марковский, экс-секретарь Кировоградского горсовета:
– Ні, я не став кропивничанином. І не тому, що мені чимось не подобається Кропивницький, а тому, що місто перейменували проти волі народу. Є внутрішнє несприйняття цієї назви, тому що був використаний силовий прийом, який нічим не відрізняється від тоталітаризму радянських часів. Верховна Рада показала, що може зробити те, що сама захоче, без урахування думки людей. Я називаю цих людей групою авантюристів, хоча вони стверджують, що здійснили подвиг. У чому подвиг?
Я абсолютно не жалкую за назвою «Кіровоград», але не сприймаю нову назву. Мені тричі неприємно, тому що, коли я був секретарем міськради, зустрічаючись з людьми, обіцяв, що нову назву для міста оберуть вони, люди. Але не вийшло, за людей вирішили парламентарі.
Оксана Рыбченкова, главный редактор газеты «Народне слово»:
– Да, вполне. И не только я, но и члены моей семьи. Например, мама, юность и молодость которой были связаны с Кировоградом и соответствующим названием, сейчас в Одессе легко упоминает именно Кропивницкий. Без проблем перестроился и десятилетний сын, который до этого девять лет прожил именно в городе с названием «Кировоград».
Да, многие говорят о том, что от переименования не стали ни дороги лучше, ни коммуналка дешевле. Но таких скорых перемен не случилось бы и при любом другом названии… В любом случае, жить в городе с новым, украинским, названием – это очень ответственно и требует держать планку. И гражданскую, и моральную.
Андрей Гардашников, доктор, музыкант, радиоведущий:
– Есть юридическая данность, есть постановление Верховной Рады о переименовании, и я это нормально воспринимаю, хотя самым красивым названием города по-прежнему считаю Елисаветград. Если мне приходится где-то писать адрес, я, конечно же, пишу «Кропивницкий». Это лучшая альтернатива названию Елисаветград. Меня очень устраивает, что город не назвали Бугогардивском или Ингульском. Личность Марка Лукича не вызывает у меня идиосинкразии.
Я спокойно живу в Кропивницком и жду судебных решений по поводу переименования города. Мне хочется, чтобы люди перестали друг друга ненавидеть из-за того, как они относятся к названию города. Это не причина оскорблять и обижать людей.
Про призначення / поновлення виплати пенсії особам, які виїхали з тимчасово...