«Счастье» было близко

13:34
0
607
views
Фото Павла Волошина, «УЦ»

В последний день фестиваля «Кропивницкий» киевский театр «Золотые ворота» представлял «Украдене щастя» по пьесе Ивана Франко. Зал был полон, на входе выпрашивали лишние пригласительные. Не зря – это стоит видеть.

Жанр постановки, по определению авторов спектакля, – пластическая драма. Режиссер Иван Урывский довольно вольготно обошелся с авторским текстом и замыслом Ивана Франко. И это тот редкий случай, когда спектаклю не повредило, просто он обрел новый вид и форму. Всю пьесу играют всего три актера, три главных роли. Второстепенных персонажей и массовку режиссер просто убрал. Возможно, это вызвано тем, что в родном Киеве у театра совсем маленькое помещение с миниатюрной сценой и залом на 40 мест. А может, режиссер так видит. Так или иначе, по сравнению с классической постановкой, которую автор этих строк видел много лет назад, Иван Франко в постановке «Золотых ворот» ничего не потерял ни в силе текстов, ни в выразительности сцен.

Более минималистические декорации, чем у «золотоворотцев», редко встретишь. По сути, декорация одна – большой сундук, который по ходу действия играет роль стола, постели, стены и даже камеры заключения. Причем абсолютно гармонично, без простой схематичности. Очень здорово! Меняют назначение декорации сами актеры, лишь свет приглушается, и, к удивлению, это тоже смотрится органично.

Сюжет пересказывать не будем, это классический любовный треугольник – жена любит не мужа, а другого – моложе, красивее, сильнее, при форме. Жена открыто, на всё село, изменяет мужу, когда он находится в заключении и даже когда выходит. Итог – муж убивает красавца-любовника. Сюжет, актуальный и сто лет назад, и тысячу, и в наши дни.

Боже, как играл незадачливого мужа-выпивоху актер Дмитрий Олейник! Попадание в образ настолько удачное и полное, какое редко бывает, когда современный, XXI века актер, живущий в мегаполисе, играет селянина из XIX века. К тому же Олейнику всего 27 лет, а играет он сорокапятилетнего дядьку, абсолютно классно играет. Очень хороши и партнеры – Андрей Полищук и Анастасия Салата.

Зрители долго не отпускали актеров по окончании спектакля, требовали режиссера, и он вышел, дарили актерам цветы. «Украдене щастя» отлично легло на нашу почву. Впрочем, уже давно. Первую постановку этой пьесы в Киеве в начале прошлого века осуществил Иван Карпенко-Карый, а музыку к поставленной позже опере написал другой наш земляк – Юлий Мейтус.