Крепость – с паспортом

14:45
2060
views

Беспилотники проинспектировали самозахваты земли в районе Крепости Святой Елисаветы, археологи говорят о музее или даже тематическом кафе, которое можно сделать под ней, и уверены, что пока на имидж города памятник работает не в полной мере. Хотя потенциал для этого есть даже в краткосрочной перспективе.

 

О том, как полноценно задействовать этот потенциал, шел разговор между специалистами, должностными лицами и представителями общественности во время круглого стола в мэрии. Отдельно коснулись и вопроса о строительстве храма Киевского патриархата на Крепостных Валах. По мнению экспертов, этот вопрос, в том числе из-за законодательных ограничений, требует основательных исследований.

Городской голова Андрей Райкович, в свою очередь, призвал присутствующих не привязывать к этому вопросу никакой политики, чтобы не провоцировать горожан на конфликты.

– Крепость должна быть имиджевой территорией нашего города, чтобы сюда ходили, ездили туристы, историки, краеведы. Это мемориальный комплекс, где наша история и наша память. Это не территория политики, демагогии и раздоров, – в частности, отметил он.

 

Наука

Обсуждению предшествовала большая работа с привлечением ученых, должностных лиц и современных технологий, проведенная по инициативе горсовета и профинансированная из городского бюджета в рамках целевой программы. Беспилотные летательные аппараты сделали более 1000 фотографий, после их обработки построены объемные модели поверхности и сооружений самой крепости, что позволило исследовать ее с необходимой точностью, а также генеральный план объекта.

– Сегодня это, пожалуй, самый точный план Крепости Святой Елисаветы, – говорит Валентин Собчук, руководитель научно-исследовательского предприятия «Археолог». – Есть все основания ее рассматривать не только как памятник истории, архитектуры и градостроительства, но и как памятник науки и техники. Если сравнивать фортификационные сооружения других городов, а многие города юга Украины начинали свою историю так же, как и наш город, – речь об Одессе, Херсоне, Николаеве и Днепре, то там подобные сооружения либо не сохранились вообще, либо имеют очень фрагментарный характер. Нам в этом плане повезло, потому что большая часть, около 90% фортификационных сооружений, земляная часть имеется в виду, сохранились.

По словам руководителя областной охранной археологической экспедиции, кандидата исторических наук Николая Тупчиенко, в том числе туристический интерес могут представлять не только хорошо сохранившиеся бастионы, эскарпы и рвы, но и то, что под ними. Так, еще во время раскопок 1994-го на Валах нашли не только немецкое кладбище, но и остатки порохового погреба, где сохранились системы вентиляции и гидроизоляции – чтобы порох оставался сухим.

– После наших раскопок место законсервировали, и если возникнет вопрос реконструкции погреба, ее можно провести во всем объеме, – отмечает археолог. – И в дальнейшем можно будет в этом месте сделать музей крепости, выставочный зал или даже кафе. Причем с прозрачными стенами из оргстекла, показать именно конструкцию этих сооружений. Оно выглядит очень интересно, как пирог. А самое главное, что функционирует до сегодняшнего дня. Его можно раскопать, очистить – и все.

Он также отметил, что одно из самых презентабельных сооружений, когда-то находившихся на территории крепости, церковь Святой Троицы, сейчас находится под асфальтовым покрытием дороги. Впрочем, был еще административный или комендантский дом, и его реконструкция возможна.

 

Имидж

Земляные крепости, подобные нашей, по словам специалистов, вызывают достаточно большой интерес в Европе, в частности, во Франции и Нидерландах. Их делают привлекательными, существует даже ассоциация городов, где сохранились такие сооружения.

Сделать Крепость Святой Елисаветы действительно имиджевым памятником культурного наследия Кропивницкого в перспективе можно. Некоторые рекомендации озвучил во время круглого стола Собчук из «Археолога». Первое – элементарная расчистка отдельных элементов от деревьев и кустарника, которые сейчас не дают увидеть эти самые элементы.

– Когда мы заезжаем в крепость, у нас есть пушки, и есть слева бастион, по которому также любят гулять гости нашего города, экскурсанты. Это бастион Андрея Первозванного. Он закрыт абсолютно. И выше бастиона Святого Петра, который открыт. Здесь восприятие крепости как значительной достопримечательности происходило бы мгновенно, – уверен специалист.

Есть в вопросе имиджа и другая плоскость – сугубо научная, международная. В частности, для увеличения привлекательности крепости эксперты предлагают сделать археологические и геофизические исследования регулярными, это позволит привлекать иностранных специалистов и участвовать в грантовых программах.

– Любое фортификационное сооружение в XVIII веке имело, например, подземные коммуникации. Почему не провести геофизическую съемку? Мы, я уверен, узнали бы много интересных данных, – говорит Собчук.

В обсуждении краевед Юрий Митрофаненко высказал позицию по поводу будущих проектов, связанных с имиджевой составляющей историяеского объекта, отметив, что они должны отражать весь спектр событий, происходивших несколько веков назад, поскольку история крепости неоднозначна.

 

Порядок?

Другая сторона медали – привлекательность земли в центре города, где расположена историческая достопримечательность. Чтобы навсегда прекратить посягательство на привлекательные участки как на территории самой крепости, так и в ее охранной зоне, по словам городского головы, в этом году выделены средства – 140 000 гривен – на документальное установление их границ. Это результат выполнения принятой в феврале текущего года программы паспортизации недвижимых памятников культурного наследия города Кропивницкого на 2018-2020 годы, подчеркнул Райкович.

– Впервые проведена масштабная работа по изготовлению учетной документации на земляные укрепления крепости, территория которых составила с охранной зоной почти 90 гектаров. А именно паспорт объекта культурного наследия, учетная карточка, историческая справка и акт технического состояния, – конкретизирует главный архитектор города Вадим Мездрин.

Далее документы проходят согласование в областной администрации, затем – в Министерстве культуры, результатом должна стать фиксация данных в государственном реестре недвижимых памятников культурного наследия.

Между тем Алексей Бойко, директор частного предприятия «И-эксперт сервис», которое выполняло технические работы, связанные с аэрофотосъемкой и обработкой ее данных, в частности, созданием детальной объемной модели объекта, отмечает: информация от беспилотников использовалась для определения состояния не только исторических объектов.

– Географическая точная привязка и своего рода инспекция, – говорит он. – Увидели, какая зона используется по назначению, не по назначению, прекрасно видно так называемые самозахваты по земельному законодательству. Можно разглядеть, в каком состоянии находятся объекты недвижимости.

По словам мэра Райковича, как раз в этой связи есть претензии к городским властям со стороны инициативной группы, которая хочет построить храм Украинской православной церкви Киевского патриархата именно на Валах. Задача получить профессиональные, научно подтвержденные документы о возможности размещения кафедрального собора на территории крепости ставилась и председателем ОГА Сергеем Кузьменко. В связи с планируемым строительством епархией было заказано исследование, которое проводилось в текущем году.

– Огромный собор высотой 33 метра, 400 квадратных метров площади, – конкретизирует Тупчиенко из областной археологической экспедиции. – Выделена часть земли. Согласно законодательству, любое строительство может проводиться только после археологического исследования. Для того, чтобы понять, что там есть, с чем мы можем столкнуться, глубину культурного слоя, с которым мы будем работать, решено было заложить четыре шурфа. Первый – буквально рядом с камнем, где указано, что здесь будет построен собор. Мы нашли остатки печи – они попадают в контур здания, которое здесь должно быть. Были найдены характерные печные кирпичи, небольших размеров, а также изразцы XVIII века.

Наличие материалов более чем 200-летней давности было зафиксировано во всех четырех шурфах. Это говорит о том, что в рамках будущего строительства находятся остатки сооружений XVIII века, возможная реконструкция которых предполагается городской программой.

– То есть в данном случае стоит вопрос, можем ли мы строить там вообще собор, – резюмирует Тупчиенко. – В третьем шурфе нашли элемент скифской керамики. А это VI – начало V века до новой эры…