Многие коллеги Сергея Якунина, руководителя пресс-службы Кировоградского городского совета, знают о том, что он большой поклонник туризма. Причем морскому отдыху он предпочитает горы.
– В этом году вы вместе с дочуркой Светланкой поехали в Карпаты и покорили одну из вершин.
– Мы это делаем не впервые. Я понимаю, что такой отдых, в который входит «все включено», имеет свои плюсы, положительные эмоции и, естественно, своих почитателей. Но мне и моей семье предпочтительней активный отдых. Самый лучший курорт будет последним местом на карте Земли, куда я поехал бы отдыхать после того, как я побываю везде. У нас в комнате висит огромная карта Украины, на которой мы обозначаем флажками места, где побывали. Так вот, эта карта заполнена на ничтожно малую часть. В Украине так много интересных мест именно для активного отдыха, путешествий, что пройдет еще не один год, чтобы все их посетить и удовлетворить свое любопытство.
Считаю, что Карпаты, Карпатские горы – это красивейшее место на планете Земля. У нас есть определенная гордость, что они находятся именно в Украине. Поэтому Карпаты не обсуждаются. Это ежегодные путешествия. Был и Крым. Много лет мы ездили на полуостров, ходили в горы. Их, конечно, не сравнить с Карпатскими – они разные по сложности походов, отличаются по рельефу, по высотам. В Карпатах есть свои красоты и преимущества, но и за Крымом мы скучаем.
– В Карпатских горах проще или сложнее?
– Карпаты дают возможность путешествовать с самой разной физической подготовкой. Там можно выбрать маршрут от простейшего до довольно сложного, требующего определенных навыков передвижения в горах. Моей дочери Светлане сейчас восемь лет. Еще четыре года назад мы начинали с ней с простых горных маршрутов. Первый раз выехали в район Синевирского озера. Там практически не было перепада высот, проходили с ней в день порядка семи-десяти километров. Светланка старалась, ей было интересно. В последующие годы мы также ходили в горы в разных местах. Сначала без набора высоты, затем постепенно поднимались на малые высоты. Так старались приучить дочку к горам.
В этом году мы решили сделать полноценное путешествие на несколько дней. Рассчитывали на пятидневный поход, а фактически у нас получился четырехдневный. В планы вмешались погодные условия. Только в первый день, когда мы начинали восхождение на гору Петрос, переночевали, успели приготовить завтрак, а потом пошел дождь, который не прекращался все четыре дня нашего похода. По моему мнению, мы избрали самый живописный маршрут по Черногорскому хребту Карпат. Там сосредоточены все двухтысячники, и одна из этих вершин – гора Петрос. Именно ее мы решили покорить в этом году. Когда только собирались в поход, ставили перед собой цель взобраться на Петрос и Говерлу. Смотрели на прогноз погоды, видели, что будут дожди, а это нормально в горах. Понимали – погода может изменяться в течение дня. Однако не рассчитывали, что будут лить непрерывные дожди.
Вышли из поселка Ясиня. С той стороны на Петрос один из самых сложных маршрутов для подъема. Сознательно решили не приставать ни к какой туристической группе, хотели подниматься сами. Восхождение с группой имеет свои сложности. Все-таки Светлана еще маленькая. Чтобы никто не ждал нас, когда ей станет трудно взбираться на гору, мы шли индивидуально. Я ведь не знал, как будет вести себя дочь во время восхождения. Не хотелось обречь группу на длительное ожидание, если она устанет. В последний момент к нам присоединился мой давний друг, опытный турист Константин Мельник, и мы пошли втроем. И все-таки, невзирая на ненастную погоду, мы гору покорили успешно.
Поднимались на вершину в тумане. Иногда даже на четвереньках приходилось ползти наверх. Дождь размывал тропинки, которые становились довольно скользкими. Подняться было еще не так сложно, но спускаться с горы в такую погоду в сторону Говерлы было опасно. Из этих соображений и учитывая то, что это первый серьезный Светланин поход, мы решили пойти на Квасы. В ту сторону более пологий спуск, и эти семнадцать километров до села мы прошли за два дня.
Да, Светлана, стоя на вершине Петроса, полная эмоций, хотела идти на Говерлу. Она это испытание выдержала с честью, и на нашей карте появились новые флажки. Это ее первый двухтысячник, и он ею покорен. Теперь мы планируем новый маршрут на следующий год. В этом году не получилось добраться до Говерлы, но и эту вершину мы покорим.
– Кроме Карпат, вы еще побывали и в районе реки Днестр…
– Вернувшись домой, показалось, что нам мало путешествий, и спустя несколько дней мы отправились в Подольские Товтры, которые чаще называют Медоборы. Это заповедник в Хмельницкой области. Товтры – невысокие горы, где-то порядка четырехсот метров над уровнем моря. Эти невероятно красивые места находятся всего в пятидесяти километрах от Каменец-Подольского. Медоборами этот район называют не от слова «мед», хотя с медом там все хорошо. Пахучие травы буйно покрывают склоны этих гор, поят цветочным нектаром здешние долины, и воздух в горах пахнет медом. Это название происходит от иллирийского «медубарис» – между водами. Там есть где путешествовать, и есть места, где можно разбить лагерь.
Мы выбрали для разведки Бакотский залив и не ошиблись – сюда стоило приехать. Климатологи утверждают, что по количеству тепла на квадратный метр Бакота может сравниться с Южным берегом Крыма. Залив образовался при строительстве ГЭС. Там затоплены десятки сел. Странно, но этот район почему-то не пользуется популярностью среди наших, кропивницких туристов. Вода в Днестре исключительно чистая. Просматривается на несколько метров в глубину. Дно каменисто-песчаное. Мы были там в будние дни, и нам показалось, что это пустынные места. Тем не менее, они идеальны для коротких походов. Там нет никакой инфраструктуры, нет лотков, палаток, бегающих по берегу продавцов с криками «Кукуруза, пахлава, холодное пиво…». Совершенно дикое место. Этим и притягивает. Оно идеальное для отдыха. Поэтому всем любителям такого отдыха я рекомендую Бакотский залив. Единственные трудности заключаются в том, как туда попасть без личного автомобиля. Добираться до залива лучше от города Каменец-Подольский. Это пятьдесят километров по направлению к селу Старая Ушица. Не доезжая до него, надо выйти из автобуса около указателя «Скальный монастырь» и двигаться к Днестру около пяти километров. Те, кто туда попадет, получат свою порцию удовольствия.
– Пешеходный туризм в твоей жизни появился не вчера?
– Этим видом отдыха я увлекся еще во времена работы на авиаремонтном заводе в начале восьмидесятых годов. Тогда туристское движение было чрезвычайно популярным и сильным. В сентябре в каком-то из красивых мест проводился слет туристов, на котором подводились итоги. Собирались тысячи людей, которые ходили в реальные походы, проходили маршруты и делились с коллегами результатами своих путешествий. Это явление было массовым. Самое большое впечатление на меня произвели места, совершенно не связанные с цивилизацией. К примеру, Камчатка. Там есть территории, где людей совсем нет и не было. Это был тридцатидневный поход. От нашей области было две команды. Мы двигались параллельно и прошли более трехсот километров от Охотского моря до Тихого океана и вернулись обратно к Охотскому морю. Это был, пожалуй, самый интересный поход в моей жизни.
На АРЗ в те времена существовала секция туризма, в которую входили десятки людей. За счет предприятия мы покупали спортивное оборудование, форму, билеты. Но не только на нашем заводе так было. Это была нормальная ситуация, когда предприятие поддерживало туристов. Было здорово, когда туризм, парашютизм имели массовый характер. Сейчас такого нет. Теперь это, можно сказать, элитный вид отдыха, поскольку это дорогое удовольствие.
– Насколько это дорого – заниматься пешеходным туризмом? Или это дешевле, чем поехать к морю?
– Стоимость такого отдыха нужно разделить на два этапа. Покупку снаряжения, которую нужно делать заблаговременно, и непосредственно затраты, которые ты несешь во время похода. Денег в походе нужно гораздо меньше, чем они расходуются на море, потому что в походе их негде тратить. Нет соблазняющих на покупку всякой всячины продавцов, ларьков, баров, платных услуг, развлекательных центров. Есть природа, которой ты просто любуешься. Продукты закупаются заблаговременно. В основном это консервы и крупы. Задолго до похода составляется план маршрута. Планируется, где и когда ты будешь завтракать, обедать, ночевать, что пить или есть перед штурмом вершины. Например, перед штурмом мы готовим смесь из изюма, ореха и меда. Перед большой физической нагрузкой нужно принять несколько ложек этой смеси, она быстро усваивается и превращается в энергию. Потом намного легче двигаться. Возвращаясь к вопросу о затратах, могу сказать, что, наверное, они соразмерны с отдыхом у моря. Снаряжение все-таки очень недешевое. Рюкзак, палатка, спальники, одежда, ботинки – все это довольно дорого. А экономить на этих вещах нельзя, поскольку в горах это твоя безопасность, комфорт и жизнь в конце концов. Нужно стараться, чтобы все вещи были высокого качества. Но тут стоит заметить, что многие вещи рассчитаны на долгосрочное пользование. Можно вложиться один раз, и они будут служить на протяжении нескольких лет.
– Инфраструктура для туристов важна?
– Для настоящих туристов она вообще не имеет значения. Сейчас многие пользуются геолокацией в телефонах, но есть и те, кто пользуется бумажными картами. Мы из последних. Ходим с компасом и картой. Это один из хороших навыков – умение ориентироваться на местности. Сейчас в Карпатах намного больше пешеходных туристов, чем это было еще несколько лет назад. Это связано с тем, что в Крымские горы украинцы перестали ходить. Когда идешь по маршруту, встречается много интересных людей, таких же увлеченных. Это незабываемые встречи. Особенно приятно вечером, у костра, с гитарой, песнями и разговорами…
«Терра Україна»: кропивничан запрошують на серію інтерактивних лекторіїв з історії України...